Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 20. Методы моделирования и экономико-математические методы.




Эконометрическая модель - это система уравнений и тождеств регрессии, которые описывают взаимосвязи и зависимости основных показателей экономического развития. Моделирование включает в себя построение модели, основанной на предварительном исследовании объекта или процесса, с выделением его основных характеристик или особенностей. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сравнение результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическим состоянием объекта или процесса, а также обновление и уточнение модели. По аспектам экономического развития выделяются модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, труда, цен и т. д. Экономико-математическая модель представляет собой формализованное описание экономического процесса и состоит из целевой функции и системы ограничений. На макроуровне критерием оптимальности является максимум валового национального продукта. Модели по расчету оптимального варианта производства продукции имеют следующий общий вид: целевая функция: f(x) -> max (min) и система ограничений. Следует отметить, что, несмотря на разнообразие разработанных моделей и наличие пакетов программ для проведения множества вариантов расчетов, задачи оптимизации в республике, как правило, являются экспериментальными. Система экономико-математических моделей эконометрического типа служит для описания сложных социально-экономических процессов. Факторы (переменные) эконометрической модели подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Эконометрические модели позволяют прогнозировать широкий спектр показателей (ВНП, доходы населения, потребление товаров и услуг и т. д.). В условиях автоматизации расчетов можно разработать альтернативные варианты экономического развития с учетом изменений внешних и внутренних условий (факторов).

Цель моделирования - воспроизвести поведение исследуемой системы на основе анализа наиболее значимых связей между ее элементами. Имитационные модели позволяют воспроизводить реальные процессы и предвидеть результаты различных действий. Например, имитационная модель процесса оптимизации может быть представлена в виде систематического изменения значений контролируемых переменных с последующим получением результатов прогноза и их анализом.

 

Вопрос 28. Задачи внутрифирменного прогнозирования и планирования.

Главной задачей прогнозирования на уровне фирмы является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса.

Именно это заставляет предпринимателя составлять прогнозы на будущее. Другими задачами прогнозирования являются:

• выявление объективно складывающихся тенденций хозяйствования;

• анализ потенциала фирмы;

• выявление альтернатив развития;

• определение проблем, требующих решения в прогнозный период;

• определение уровня ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных и иных), которые:

— будут необходимы фирме для достижения целей деятельности, в том числе по определенным видам ресурсов;

— действительно будут у фирмы.

Фирмы используют различные временные прогнозы — от оперативных до дальнесрочных. Но основное место занимают долгосрочные прогнозы.

Прогнозирование фирмы включает:

1) составление прогнозов показателей внешней среды хозяйствования. Эти показатели не поддаются планированию и отражают объективно складывающиеся условия бизнеса;

2) разработку прогнозов, которые будут использованы при планировании показателей. Это прежде всего показатели внутренней среды хозяйствования.

Прогнозы показателей внешней среды являются исходными для расчетов, предопределяют последующие прогнозы и планы объемных и качественных показателей фирмы. К первой группе относятся прогнозы:

• экономического состояния региона;

• отдельных предприятий-конкурентов;

• спроса на товары, производимые или продаваемые фирмой;

• конъюнктуры рынка;

• новых потребностей и технологий на рынке товара и др

Внутрифирменное планирование как функция управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач

Внутрифирменное планирование имеет две главные цели:

· определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его реализации и спроса рынка;

повышение эффективности хозяйственной деятельности путем обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов фирмы

Преимущества планирования:

• стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;

• подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

• улучшение координации действий исполнителей;

• более рациональное использование ограниченных ресурсов;

• возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки планирования:

• ограничения по учету внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс производства;

• стабильность принятого решения (убыток при динамичных обстоятельствах);

• необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки

Долгосрочное планирование

Обычно под долгосрочным планированием подразумевается составление планов фирмы на срок от 5-ти лет. Основными целями долгосрочного планирования является прогнозирование перспектив и составление стратегии фирмы на достаточно длинный промежуток времени.

Сюда входит выявление перспектив отрасли, в которой работает фирма, постановка долгосрочных целей и составление стратегии их достижения, будущее развитие технологий и исследовательские разработки, поиск выгодных поставщиков, взаимодействие с потенциальными или будущими конкурентами, а также многое другое. Вдобавок к этому, при долгосрочном планировании, в большинстве случаев, закрепляются основные принципы деятельности компании. Именно они определяют корпоративную культуру предприятия.

Среднесрочное планирование

Среднесрочное планирование деятельности фирмы обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет. Осуществление среднесрочных планов предприятия происходит путем принятия бюджета компании, состоящего из финансовых планов для каждого подразделения компании на определенный период времени. Принятые бюджеты подразделений потом консолидируются в единый бюджет предприятия, в основе которого лежит прогноз будущих продаж, оценка различного рода издержек и прогноз прибыли фирмы. Во многих компаниях пренебрегают среднесрочным планированием, включая его в краткосрочное или долгосрочное.

Краткосрочное планирование

К краткосрочному планированию относят составление планов на временной период до одного года. Краткосрочное планирование ориентируется на решение текущих задач предприятия, достижение основных плановых показателей, повышение качества продукции, оптимизацию трудовых ресурсов. При краткосрочном планировании деятельности фирмы делается больший акцент на подразделения, отделы, дочерние компании и другие структурные образования компании

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...