Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ближневосточный Фольклор. Сыновья Бога. Сефер а-Хасидим




Ближневосточный Фольклор

Хотя западной мысли менее знаком фольклор и легенды Ближнего Востока, но некоторые ночные страхи из них проявляют себя, зачастую посещая наше воображение. Элементы и арабского, и еврейского фольклора тонко вплелись в западную мифологию, создав множество существ, часто преследующих и являющихся в темноте.

Сыновья Бога

Возможно, эти существа являются самыми древними такими ужасами – их происхождение на Ближнем Востоке покрыто туманом ранних добиблейских времен. Многие из них родились в хаосе, который предшествовал самому сотворению мира, хотя и не велись хроники до средних веков, они существовали с тех пор. Согласно некоторым Ближневосточным легендам, они родились от взаимодействия развивающейся Вселенной с таинственными сущностями, известными как “сыновья Бога”. (Библия говорит нам, что они нашли прекрасных дочерей Человеческих, и совокуплялись с ними). Из такого слияния родилась раса монстров и дьяволов, которые, казалось, сокрушили мир. В итоге они были стерты с лица земли большим наводнением, которое наслал Бог, чтобы смыть и очистить Землю (понятие, которое прослеживается в нескольких циклах мифов, включая Библию). Считалось, однако, что некоторые из этих существ пережили Потоп и сохранились в мире, причинять боль новому развивающемуся Человечеству.

Адам Кадмон [56]

Очень древние легенды говорят о том, что Лилит, демон, рожденный из хаоса, обольстила Адама (или может быть Адама Кадмона – первого опытного образца Человека, созданного Богом), став его женой. Через нее, как говорилось в раввинских знаниях, главные силы тьмы стремились получить доступ в мир людей. Она принудила прото-Адама (или Адама Кадмона) совершить греховные дела и нарожала ему много детей — большинство из них были монстры и ночные ужасы. В конце, согласно некоторым версиям старых раввинских мифов, потрясенный безнравственностью, в которой рождались на земле, Бог уничтожил Адама Кадмона и его выводок, но, по необъяснимым причинам, оставил Лилит. Вместо этого Он высылал ее в глубокие горные пещеры, где она продолжала совокупляться с демонами и рождать несметное число чудовищных существ (позже, основная масса которых погибла в пучине Большого Потопа). Адам Кадмон был заменен более знакомым Адамом, отцом Человечества, и была дана ему жена, Ева, сделанная из его собственной плоти. Однако этот второй Адам также согрешил – хотя, возможно, в меньшей мере, чем первый – и он и его партнерша были высланы из Рая, который Бог устроил на Земле, в дикую местность, где монстры, порожденные Лилит, по-видимому, все еще жили. Эти ужасы впоследствии стали мучителями Человечества.

Алфавит Бен-Сиры[57]

Лилит вероятно сначала упоминалась в древнем тексте как “ночной монстр”, известному как Алфавит Бен-Сиры, книги Талмудической магии, написанной, вероятно, где-то между VII и XI веками. Эта же работа, описывая Адама, упоминает его как “отца вампиров” – общающегося с жуткими детьми, рожденными ему Лилит. Это значит, что существа, ужасающие Человечество, в те времена, возможно, несли в себе некоторые элемента человека, но они были подчинены сверхъестественному злу.

Сефер а-Хасидим

Большинство таких существ было погибли при Потопе, но некоторые выжили, и во Вторую Эру Человека (то есть, когда он воссоздался в мире после Потопа) продолжили свои темные деяния. Многие из этих существ были демонами, невидимыми или частично видимыми для глаз людских, и были радикально настроены против Человечества и постоянно искали способы поранить или убить детей Бога. Никто не был избавлен от их нападения, и книги, такие как Сефер а-Хасидим или Книга Благочестивых (приписываемая раввину Йегуди Хасиду или Самуилу Благочестивому, 1150–1217) заполнены анекдотами и повествованиями об их хитрости и злонамеренности. Эти существа были тонкими, стремясь окольными методами и хитростями низринуть людей и отвернуть их от праведной и веры в Бога. Это было основополагающим понятием таких существ, хотя гораздо позже мнения о демонах и монстрах в Семитской теологической мысли стали более разграниченными. Один неизвестный ранний автор отмечал: “Они богобоязненны в большей мере, чем люди – …, они никому не вредят без уважительной причины; если человек не вызывает их …, он не должен бояться. ” Основная мысль состояла в том, что зло, причиненное такими существами, было не больше, чем реакцией на людскую провокацию. Однако это ни в коей мере не приуменьшало их сверхъестественные силы, и если бы они пожелали отомстить, они смогли бы принести большой вред и потери в смертном мире. Главной провокацией, как полагали, вынуждающей их к действию, служило, в некотором роде, формальное заклинание, произнесенное человеческим индивидуумом, или желание подчинить их. Побуждением к действию могли также быть дурно выбранные слова, дела или даже взгляд, которые приводили этих духов, существа или силы в бешенство. Всего лишь непристойность в людях или грязь в жилье служила стимулом для созданий определенного вида, которые могли наличествовать вплоть до очищения (в религиозном аспекте). Когда некоторые были чрезвычайно опасны, иные просто раздражали, внося дальнейший дискомфорт в такую трудную жизнь, или просто пугали людей звуками и, в некоторых случаях, видениями.

Одна школа начала быстро развивать мысль, что демоны и монстры были настроены против Человечества со дня сотворения мира; другая утверждала, что они – не более, чем ответ на похоти человека: жадность, намерение убийства, нечистоплотность и пренебрежение к Слову Божьему. Истории, поддерживающие обе версии, широко распространялись и в обширно отразились в литературных историях о неспровоцированных нападений злых духов на путников; о неудачах, преследующих семью после некоторого неосторожного действия; о болезни, вызванной дурным глазом, или о вызове демонов с просьбой наслать болезни. Все они касаются порождений Лилит, которые по любому поводу были настроены затруднить человеческую жизнь. Человечество всегда было в опасности.

Гилгул [58]

Близко примыкает к понятию демона понятие гилгул или “прилипание души. ” Этот еврейский фольклорный термин с трудом поддается определению, и может располагаться где-то между призраком мертвого человека и элементалем или демоном.

Эти существа были известны как “диббуки”, хотя само слово не появлялось в раввинской литературе примерно до XVII века. В его самом раннем воплощении “прилипшая душа”, вероятно, была совсем не опасной, о ней хорошо отзывались в Представлениях, которая присоединилась к человеку или к жилью, и отказывалась уйти. Она, возможно, крепко удерживала человека, действительно, в одной из самых ранних ссылок, которые мы имеем на сегодня, находится в Библии (1 Самуил 16: 1-4), где “злой дух” настиг короля Саула и вводит его в необъяснимый гнев. Сам Саул посетил в Эндоре женщину (“пифию”, вероятно, своего рода прорицательницу), которая вызвала другую “сопряженную душу” – непосредственно пророка Самуила (1 Самуил 28: 3).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...