Великий Зомби. Зомбирование. Фильмы о Зомби. Гули[55] и Голем
Великий Зомби Самый мощный и признанный символ Вуду – конечно, зомби – мертвец с шаркающей походкой, который восстал с могилы, которым управляет бокор или колдун. Странно, что в мифах Вуду зомби вообще не фигурируют, хотя иногда есть опыт создания безмозглых слуг в некоторых направлениях Аджагбо – более темной стороны религии Вуду. Большинство зомби, которые появляются на экранах или в общедоступной литературе, являются созданиями Голливуда и западного склада ума. В Вуду Рада, “Великий Зомби” является одним из воплощений Дамбала Ведо[52] и принимает форму гигантского питона или змеи. Он вообще считался самой опасной и непредсказуемой формой лоа, и поэтому вызывался нечасто. Только квалифицированный и сильный колдун может управлять им – месть последует незамедлительно, если вызов был неуместным. В Вуду Петро, однако, акценты изменяются незначительно и понятие относится к тем, кто был схвачен лоа, живым или мертвым. Это, возможно, привели к концепции зомби, как мы понимаем этот термин сейчас. Затем лоа управляет бокором, который, в свою очередь, управляет физическим проявлением. Из этой основной идеи выросли многие жуткие кошмары с зомби – сенсационное нагромождение, оживших трупов, которые могут напасть на живых по воле некоторого злого бокора. Неразрывно связано с зомби понятие гри-гри (приворот), служащее компасом мертвецу с шаркающей походкой, когда его бокор отдал жертве. Это, конечно, изобретение Голливуда для драматичности ситуации и имеет отдаленное сходство с фактическим верованием Вуду. Зомби был, конечно, комбинацией многих африканских и карибских народных ужасов, которые блуждали в тропической ночи. Они смутно напомнили призраков с рабовладельческих времен, таких как ганский Додо, медленно передвигающееся создание, которое часто скрывалась на деревьях, готовое упасть на неосторожного путника и пожрать его, или Модуло, человекоподобное существо из зулусских верований, которое входило ночью в жилища, чтобы пить кровь спящих через его невероятно длинные когти. Некоторые из этих существ были известны среди рабов просто как «тараканы» (своего рода ожившее мертвое нечто), которые нападают на «курятники» (лагерные стоянки или расположения рабов), тихо вползая, как только скралась луна, с желанием навредить. Многие из этих частей соединялись в общую фигуру: лунатик с неуклюжей походкой.
Зомбирование За долгие годы были выдвинуты множество объяснений “зомбирования” (превращения людей в зомби). Большинство из них касаются жизни людей, которые “умерли”, и, казалось бы вернулись к жизни, лишившись своей воли и цели. Пудра Самое общее объяснение состоит в том, что “пудра” (ядовитое или отупляющее вещество) тайно давалась жертве бокором или под его контролем. Согласно некоторым мнениям медиков-токсикологов, она могла содержать препараты рыбы-скорпиона или рыбы-шара, которые замедлили видимые признаки жизни так, что жертва впадала в смертельную кому, из которой мог вернуть только бокор или противоядие, но ценой свободы личности. Эта теория стала основой нескольких академических изданий на токсикологии, так же многих книг и повествований, таких как Мертвецы, работающие на тростниковых плантациях, Вильяма Сибрука и Змея и Радуга, Вада Дэвиса (который был впоследствии превращен в фильм, режиссера Уэсли Эрл Крэйвена). Однако, пудра, используемая бокорами (если она в действительности существует), ни разу не была обнаружена, и любые образцы, подразумевающиеся как колдовское снадобье, оказывались ничего не значащими для научного анализа. Если пудра-зомби действительно существует, то она все еще остается тайной.
Фильмы о Зомби И конечно, есть медленно передвигающиеся зомби, хотя это возможно ближе воздействует на европейские умы, чем на африканца. Конечно есть истории о беспокойных мертвецах среди африканцев и креолов, но они несколько отличаются от таких, как, скажем, marbh bheo[53] (мертвый сомнамбула) в Ирландии. Связь между зомби и традицией Вуду в значительной степени выстроена в умах киношников-сенсуалистов[54]. Ночь из жизни мертвеца (1968) и Рассвет мертвеца (1978), Джорджа А. Ромеро и Зомби – пожиратели плоти (1979), Лючио Фульчи, послужили популяризацией идеи зомби и добавили в фольклор новые штрихи и легенды. Большинство фильмов о зомби, предположительно, находится в тесной связи с несколькими новыми книгами, объединяющими оживление трупа с методами Вуду и которые могут значительно поднять мертвецов к новым высотам элиты нечисти.
¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥ ¥
Гули[55] и Голем
… и жили они на берегу Красного моря, пока Адам и жена его не согрешили. Тогда Первосвященник изгнал их, с тех пор, месть находит выход на детях Человеческих. – Зоар 1 19b
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|