Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Манассия Катлер. Абеляр Томлинсон. Форма курганов




Манассия Катлер

В 1788 проницательный священнослужитель из Массачусетса по имени Манассия Катлер прибыл в новый город на реке Огайо, Мариетта. На месте вырубки деревьев для нового здания он обнаружил земляное поселение площадью 40 акров[90]. Полагая, что срубленные деревья выросли после того, как поселение было покинуто, Катлер решил, что по возрасту деревьев (по числу годичных колец на спиле ствола) можно определить возраст поселения. По этому методу получалось, что земляные постройки возводились где-то более четыреста и до тысячи лет назад. Помимо того, что он был математически одарен, Катлер был и немного мечтателем – он предположил, что это главное строение, мощной прогрессивной и религиозно ориентированной цивилизации, которая процветала на берегах Огайо до прихода индейцев или европейцев. Идеи Катлера, связанные с открытием древних некрополей, таких как Маунд-Сити, и перекликающиеся с ними эмоциональные описания Сквайра и Дэвиса (они называли многие места «священной» и «запретной» землей – обителью древних и страшных богов), думается, задали театр действия на большую часть начала XIX века. К началу 1800-х годов небылицы, связанные с доисторическими Строителями курганов, ушли в небытие, «суперцивилизация» прочно обосновалась в американском воображении. Мифология вызвала к жизни теории о развитой доисторической расе, которая поклонялась очень древним и могущественным богам, живущим среди их глиняных храмов. Эти люди давно ушли с равнин и долин рек и оставили после себя эти монументы как напоминание о своем существовании.

Кэлеб Этуотер [91]

Эта теория получила новое наполнение исследованиями археолога-любителя Кэлеба Этуотера, почтмейстера из Серклвилля, штат Огайо, которого заинтересовали раскопки. Несмотря на то, что фермеры таких мест побаивались, но особой почтительности к ним не питали и систематически их уничтожали. Прежде, чем они полностью не исчезли под плугом, Этуотер провел измерения и записал подробности их строения, свои выводы он публиковал в 1820 году. Он обнаружил, к своему удивлению, что многие из сооружений независимо от удаленности друг от друга имели аналогичную архитектуру. Это навело его на мысль, что эти сооружения построены некой общераспространенной «сверхрасой» инженеров. Хотя Кэлеб Этуотер в оценке насыпей он был дотошным и методичным, он был также романтиком. Он полагал, что эти люди (более развитые, чем даже американцы XIX века) пришли откуда-то с Востока – возможно с Индии – чтобы соорудить по берегам рек и в отдаленных местах ритуальные капища древним Восточным богам. Его теории сегодня могут показаться нелепыми, но в начале XIX века к ним относились серьезно, тем более что они подтверждались другими дотошными практическими исследованиями. Эксперты того времени высоко оценили Этуотера: Стивен Уильямс, профессор Гарвардского университета, рекомендовал его работу, как подробную и с превосходными выводами. Для многих людей мифология доисторической “сверхрасы” где-то в Америке становилась действительностью.

Многие " знатоки" тралили многочисленные древние тексты и, руководствуясь собственным воображением, приписывали курганы разным древним народам – кельтам, викингам, англосаксам, грекам, римлянам, персам, ассирийцам, финикийцам и древним китайцам. Некоторые даже предположили, что были построены десятью потерянными коленами Израилевыми, было и предположение, что, возможно, это были постройки выживших с исчезнувшей Атлантиды. Позже Джон Уэсли Пауэлл[92] – авторитет в академических кругах, ветеран гражданской войны, известный своей эпохальным путешествием вниз по реке Колорадо и через Гранд-Каньон в 1869 году, после которых его назначили в 1879 году директором американской Геологической службой – утверждал, что эти работы были проделаны предками самих индийцев. Теперь эта идея глубоко укоренилась в умах простых людей, чтобы полностью исчезнуть.

Абеляр Томлинсон

Эта вера подверглась серьезному испытанию крупным мошенничеством с Грейв Крик Маунд[93], Западная Вирджиния, осуществленным в 1838 г. фермером по имени Абелард Томлинсон. Томлинсон утверждал, что, раскапывая около кургана, он вырыл маленький овальный диск песчаника, имеющую 25 символов, написанных на таинственном языке. Этот диск вызвал 35 лет исследований и споров, поскольку университетские эксперты на по-разному определяли надпись как хананскую[94], нумидийскую[95], кельтскую или финикийскую. Позже, находка диска была объявлена мошенничеством, спланированным самим Томлинсоном, но оно уже привело к расцвету туристического бизнеса, который все еще продолжается и сегодня, и учреждением Национального парка Грейв Крик.

Форма курганов

Если их захоронения были священными, то каким богам былые люди поклонялись? Широко распространено мнение, что у всех цивилизаций Строителей курганов – особенно культуры Миссисипи – имелся чрезвычайно организованный религиозный орден, который проводил и определял их обряды. На это указывает изысканная продуманность их погребений, которая свидетельствует, в той или иной форме, о тщательности ритуала. Очертание «курганов-фигур», похоже, также указывает, что большинство их божеств анимистично – змеи, волки и орлы. Но есть и другие курганы, неоднозначные, ни на одно живое существо непохожие. Манассия Катлер заявил, что геометрические формы некоторых из холмов обозначали древние формулы для связи с духами (позже археологи это отвергли, заявив, что это были просто места сбора разных кланов), тогда как иные объясняли другие формы курганов совершенно по-разному. Например, один курган в Иллинойсе, как говорят, напоминает горбатого карлика, который, возможно, был одним из их богов. Другие имеют определенную форму, но, как говорят, напоминают что-то не свойственную человеку. К тому же, очень вероятно, жрецы Миссисипи и еще более ранних культур практиковали человеческие жертвы, используя для этих целей ножи из обсидиана. Обсидиановые ножи появляются, время от времени, в работах Лавкрафта и всегда указывают на чрезвычайно древний ритуал. На керамических чашах, найденных в некоторых курганах, имелись изображения странных лиц, которые, по мнению ученых, вероятно, представляли богов, которым поклонялись древние. То, что многие из них могли быть погребальными урнами, служит тот факт, что они были найдены около присевших тел – кажется, в культуре Хоупвелл знать хоронили в сидячем положении – своего рода символ перехода в другой мир. Катлер предположил, что божества, которым тогда поклонялись все эти люди, были жестокими и ужасными – весьма подходящий прототип для некоторых Лавкрафтовых персонажей из прошлого.

Что случилось со Строителями курганов, и почему они исчезали? Вообще предполагают, что они были полностью уничтожены эпидемиями. К тому времени, когда де Сото столкнулся с ними на берегах Миссисипи, они уже страдали от европейских болезней – оспы и тифа, которые, в конечном итоге, их и убили. Однако такое объяснение не совсем удовлетворило последователей теории «суперцивилизации». Если эти люди действительно поклонялись всемогущим старым богам, то силы этих божеств, вероятно, хватило бы для сохранения их жизни. Тот факт, что многие Строители курганов жили в пещерах, в рамках того социального строя, привело к другой теории – что они ушли под землю, чтобы избежать встреч с европейцами, и до сих пор там ожидают возможности вернуться на поверхность. Это подтверждалось тем, что в фольклоре некоторых местных индейских племен – например, племени чокто – есть упоминания о подземной расе, живущей в лишенных света подземных пустотах, жители которых появляются только ночью, чтобы не встречаться ни с пешим, ни с конным. Представление о подземной суперцивилизации Строителей курганов вместе с ее мерзкими богами, которая еще сохранилась и, вероятно, враждебна к людям (от которых она хотела бы очистить землю, чтобы снова вернуться на свет), приобретает популярность во всем XIX и начале XX века.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...