Олаус Вормиус. Парижский Большой магический папирус. Яо Саваоф
Олаус Вормиус Книга не называлась Некрономикон до ее перевода на латынь персонажем, которого Лавкрафт идентифицирует как монаха доминиканца XIII века по имени Олаус Вормиус, который к тому же добавил предисловие, передающее глубину его тайного знания. Здесь, Лавкрафт делает небольшую ошибку, потому что он фактически описывает историческую личность, бывшую наверняка не монахом, и не жившим в XIII веке. Хотя антиквар, Олаус Вормиус писал на медицинскую тематику в XVII веке, будучи студентом, прикрепленным к датскому суду. В действительности, как полагают, его абсолютно не интересовал оккультизм в той степени, что бы можно было назвать его переводчиком мрачно-мистического Некрономикона – это какая-то ошибка. Согласно Лавкрафту и некоторым другим авторам, его корреспондентам, книга была формально запрещена в 1232 году согласно прямому указу Папы римского Григория IX (1227-1241), организатора папского расследования, жестокого и непримиримого противника ереси. Мнение, что Папа римский осудил бы книгу, написанную доминиканским монахом (если Вормиус действительно был доминиканцем) кажется немного странным. Доминиканцы были верными защитниками религиозной ортодоксальности и, хотя Григорий благоволил францисканцам, симпатизируют доминиканскому ордену, который он называет главным орденом инквизиции. Их роль подтверждает и прозвища: “Доминиканские Гончие ” – “Гончие Бога”. Посему кажется немного странным, что доминиканец мог добровольно подготовить и перевести такую “богохульную книгу” – но это – несущественная предмет для обсуждения. Д-р Джон Ди [106] Как предполагается в Европе появились несколько других изданий книги, использующих перевод Вормиуса. Одна, говорят, обращалась в XV веке, была немецким “фолиантом готического письма”, тогда как другие, возможно датированные XVII веком, вероятно были испанскими. Некоторые авторы также утверждали, что знаменитый елизаветинский маг, д-р Джон Ди, обладал английским экземпляром, который он надежно прятал. Большинство экземпляров, однако, как говорили, было уничтожено – последний из них погиб в пожаре в студии сумасшедшего художника Ричарда Аптона Пикмана, в рассказе Модель для Пикмана. Друг Лавкрафта, Фрэнк Белнап Лонг, говорили, обладал копией, от которой он после смерти Лавкрафта перепечатывал фрагменты (его копия, как говорили, была неполной). Но скрывается ли где-то в мире книга, даже приблизительно описывающая всю полноту ужасов? Или все это просто появилось из лихорадочных мыслей и воображения Лавкрафта?
Издавна древние манускрипты с магическим подтекстом циркулировали в академическом мире. Многие они были родом из Египта и, хотя вероятно и были христианскими, но имели отчетливо языческий смысл. Большинство из них относились к магии и вызову духов или к исцелениям и защите от порчи. Некоторые были приворотными, предназначенными для обращения с амулетами. Другие – пришедшие с Ближнего Востока, были астрологической и астрономической направленности. Некоторые были речами и знаниями предисламских кахинов[107], которые часто связывали судьбу людей с движениями астрономических тел. Poeticon Astronomicon [108] Считается, что Лавкрафт в действительности вывел название Некрономикон из Poeticon Astronomicon, стихотворения о звездах, написанных римским автором, историком, и астрономом, Гай Юлием Гигином, который жил в первом веке до н. э. Это был атлас звезд, объединенных в созвездия в привязке к мифологии и показывающий положение отдельных звезд. Его первая известная печать была в 1475 году и была приписана “Феррере”, о котором ничего не известно. Она была позже переиздана в 1482 году Эрхардом Ратдольтом в Венеции, Италия. Таинственная и тайная книга – это, думается, хорошее основание для идеи Некрономикона. Но были также и другие.
Парижский Большой магический папирус Парижский Большой магический папирус, датирующийся с четвертым веком нашей эры и хранящийся в Национальной библиотеке Франции, является одной из наиболее ужасающих рукописей, которая датируется древнейшими временами. В ней приведены инструкции для вызова и контроля над демонами и является одним из наиболее древних документов экзорцизма (изгнания нечистой силы). Определенные разделы были добавлены коптскими египтянами, чтобы сделать ее «похристианистей» – Божественные имена, к которым можно обратиться по случаю – но не покидает чувство, что весь документ пропитан язычеством. Есть также содержавшиеся там ссылки на астрологические и астрономические «построения», детализирующие связь с астрономическими сферами. Это старинная рукопись перечня имен демонов и заклинаний, которыми их следует вызвать. Это была знаменита как “опасный манускрипт”. Яо Саваоф Примечательно, что папирус дает список имен, которые могут использоваться для управления демонами. Некоторые из этих имен нашли отражение в иных папирусах поздних периодов, наиболее примечательный из которых, папирус магии (включает также изгнание нечистой силы и защитные заклинания), приписываемый Дикоросу Афродосскому, находящийся в Каирском Музее. Одно из имен, которое дают многие коптские манускрипты, звучит как “Яо Саваоф” или “Яо Сава”, которое используется и как призыв и как защита. Неясно точно, кем или чем было этот персонаж – может быть это тайное имя Бога (и есть все признаки того, что оно, вероятно, существовало в среде поздних египетских коптов), или оно, вообще, могло быть связано с другим существом. Однако, видимую тесную связь с Йог-Сототом Лавкрафта - открывателем Пути (привратником и воротами) – исключать не следует. Действительно, у имен некоторых богов Лавкрафта – особенно Йог-Сотот и Ньярлатхотеп (слепой раб, бог-идиот Азатота) - «чувствуются» египетские корни и указывают на некоторые древние персонажи, которые возникли в ранней египетской и коптской христианской литературе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|