Натюрморт. В метро
Натюрморт - На окне расположились цветок и будильник, готовые потерять свою предметную сущность и обрести часть души художника. На фоне звёздного неба решила изобразить? - прощаясь, Василий пытается меня приободрить. Я молча провожаю его до дверей. Глухо и неохотно щёлкает замок. Три недели назад Василий, со свойственной ему милой добротой, повлёк меня за город. Среди снега у обочины дороги между прошлогодних листьев проглядывало что-то зелёное. Сидя на корточках, мы подивились траве, пытающейся зацвести в конце марта. Я привезла растение в кармане куртки домой и поставила в воду, почти не надеясь, что оно оживёт. Растение же дало новый прямой стебель, пустило корни и теперь радует меня сначала своими обещающими бутонами, а затем и цветами величиной со спичечную головку. Когда солнце только ещё думает садиться, каждый цветок доверчиво складывает свои четыре белых лепестка до прихода следующего дня. Имя первоцвета оказалось простым и даже знакомым: Пастушья сумка. Я действительно хотела зарисовать пастушью сумку, чтобы ярче сохранить в себе эту трудную раннюю весну; а старый будильник оказался рядом случайно, - от проникающей из окна свежести у часов густела смазка, и они с трудом двигали стрелками. Мне всегда становится легче, когда я встречаюсь с Василием, хотя во многом наши взгляды не совпадают. Василию нравится Энгр. Меня же неестественность художника раздражает. Изображение девушки с кувшином на картине Энгра «Источник» настолько безжизненно, скульптурно-холодно, что искреннее восхищение Василия «пленительным» юным телом удивляет меня. По-моему, бархат и драгоценные украшения Энгр пишет с большей любовью, нежели людей. Я не хочу сказать, что Энгр плохой художник; просто он мне не близок. Или - Сезанн. «Вот у голландцев я ощущаю сочную мякоть персика, а у Сезанна даже не могу определить, какие фрукты показаны, » - твердит Василий. Для меня фрукты Сезанна выглядят вполне реально. Вот и Рильке, ежедневно посылая письма жене Кларе, говорит в них, что видит яблоки на натюрмортах Сезанна, как будто художник только что принёс их с рынка и вынул из кармана...
Я вспоминаю слова Василия об избирательности восприятия. Понятно, характер человека задаётся природой и является как бы внутренним зеркалом души, которое, отражая внешний мир, воплощается на полотне. И каждый зритель воспринимает работу художника в соответствии с собственным «зеркалом души», по-своему. С этим объяснением восприятия я согласна. Но как-то неуютно сознавать, что такой ясный и славный Василий по характеру - другой, отличается от меня. Почему я защищаю Сезанна? Наверное, из чувства жалости к художнику, тогда как упорством Сезанна я восхищаюсь. Намного ближе мне Ренуар с его человечностью; его картины, кажется, излучают столько нежности... Засыпая, я опять вспоминаю Василия, его добрую, чуть смущённую улыбку, его тёплые и ласковые руки. Февраль 1994 г. Крик Животный страх парализует его тело. Жутко колотится сердце. Не в силах двигаться, он дико закричал. Криком защищая сознание и душу. Ненасытное пламя безжалостно пожирало маленькие ступни её стройных ног, стремительно подбираясь к слегка розоватым обнаженным коленям. Вот яркие языки пламени уже лижут её прекрасные полные бедра, жадно и неотвратимо ползут выше... То, что совсем недавно было её благодатной плотью, было её душой - переставало существовать! На секунду ему кажется, что она не сопротивляясь затрепетала, потом, вся содрогнувшись страстно от проникающего внутрь огня, медленно-осторожно выпрямляет обгоревшие ноги, как бы покорно и с наслаждением стремясь навстречу чадящему пламени.
Почему сейчас вспоминаются все счастливые часы, проведенные наедине с Валентиной? Он напряженно наблюдает за быстро догорающей беззащитной грудью, недавно ещё такой ласковой и маняще упругой. КАК же им вместе было хорошо и вдохновенно-радостно! Вот уже вспыхивают её нежные щеки, горят добрые всепонимающие глаза, её светлые легкие волосы... Всё. Сгущаясь, боль затихает, становится тупой. Он ощущает привкус дыма в соленых слезах, и никак не может проснуться... От написанной им последней картины - " Выходящая из ванны Валентина" не осталось даже трогательно-простенькой рамы. Ничего не осталось... 12. 4. 94 г. В метро Состав шел из депо " Сокол" почти пустой. После трудного дня я с удовольствием сел и сразу обратил внимание на странного человека у дверей. Изможденное лицо, беспокойные порывистые движения, которыми он как бы пытался отгородиться от внешнего мира и, одновременно, хотел находиться среди людей, были необычны. Я быстро отвёл глаза в сторону, чтобы не смущать нездорового человека. - Вы, наверное, думаете: почему я стою, когда столько свободных мест? - громко обратился ко мне незнакомец и неловко опустился рядом на сиденье. Вином от него не пахло; глаза смотрели живо несмотря на застывшее в них беспокойство. - Иногда хочется постоять, - ответил я трусливо-уклончиво, сожалея, что сразу не уткнулся в книжку. Мне было неловко перед немногими пассажирами из-за того, что на нас стали обращать внимание. И тут же подумалось, что трачу массу усилий, пряча свою растерянность. Незнакомцу, наверное, хотелось выговориться; развязности или скрытой агрессии не чувствовалось. Он явно страдал от внутренней боли. - Вы знаете, часто агенты бывают без формы, - продолжал он, ещё приблизившись. Я молчал. Доверившись, возможно, несчастный искал в общении со мной защиты. - Как Вас зовут? - снова обратился с вопросом сосед. Ощутив, что только искренностью можно остановить поток вопросов, я назвал себя. И поинтересовался его именем. Немного поколебавшись, сосед сдернул рывком шапку и достал паспорт. — Я верю Вам! Скоро моя остановка, - тихо говорил я, не сомневаясь в его правдивости. Сосед стремительно листал выпадавшие страницы паспорта. Мы оказались тёзками.
Простившись, не оглядываясь, я вышел из вагона, испытывая смешанное чувство стыда и облегчения. «Стало ему чуть легче на душе от нашего короткого разговора? Утихла ли хоть на минуту его тревога? - думал я, подходя к дому. - Вряд ли... ». Октябрь 1997 г. * * * Любовь нежнее и крепче страсти, Не чувствуя короткий век, На мёрзлую землю ложится Белый февральский снег. О весне не ведая, ещё кружится Холодный ветер. И душа Не верит, что любовь ушла - Трудно в это поверить... Свет Свечи в ночном окне двоится. «Не уходите! » - умоляю Вас. В ответ - Тишина. Вода лишь из крана струится... Становится серым наряд белоснежный, 10. 11. 97 г. Валентина Коваленко (Москва) Из цикла «ДЖУНА»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|