Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочиняем вместе. «Гадание». «Лепим из облаков». Рисуем картины на материале отрывка произведения. Рисуем картины на целое произведение.




Сочиняем вместе.

Игра «Сочиняем вместе» даёт возможность в процесс создания словесных картин вовлечь сразу всю группу учащихся. Кроме воображения в данном упражнении тренируются внимание, память.

Педагог: - Сейчас мы все вместе будем сочинять устный рассказ о воображаемом путешествии по местной речке на плоту. Начнёт рассказ сидящий с краю Слава. Он должен назвать существительное, которое употребит в одном из предложений начала рассказа. Следующий должен назвать своё существительное, которое он употребит, продолжая начатый Славой рассказ. И так далее - каждый следующий называет своё слово. Каждый, прежде чем назвать своё существительное, называет все предыдущие в той последовательности, которой они были названы. Это может выглядеть так:

Первый - лето.

Второй - лето, путешествие.

Третий - лето, путешествие, родители.

Четвёртый: - лето, путешествие, родители, магазин.

Пятый: - лето, путешествие, родители, магазин, дождь... И т. д.

Даже если в группе 20-30 человек, последний должен назвать все слова по порядку. После этого предлагается импровизировать рассказ, используя названные слова как опорные для сочинения. Вовсе не обязательно, чтобы в каждом предложении употреблялось новое слово. Но как только в одном из предложений рассказа ученик употребил свое слово, повествование продолжает следующий. Например:

Первый: - Учебный год был трудным. Мы впервые должны были сдавать экзамены и потому много занимались. Но вот все трудности позади. Экзамены сданы успешно. Но расставаться нам не хотелось, и мы решили лето провести вместе всем классом. Второй: Метеобюро обещало хорошую погоду на весь июль. И мы решили отправиться в путешествие на целый месяц... И т. д.

Это упражнение можно разнообразить, предложив называть не существительные, а другие части речи. Упражнение может быть использовано на уроке русского языка при изучении той или иной части речи.

«Гадание».

В книге К. К. Платонова «Занимательная психология» приводится одно из упражнений для развития фантазии, которое автор книги назвал «гадание». «Посмотрите на кляксу, изображённую на рисунке, а лучше - сделайте такие кляксы сами. Для этого надо согнуть лист белой бумаги пополам, а пальцем потереть место, где соберутся чернила, чтобы разогнать их возможно шире. Испортив несколько листов бумаги, вы научитесь делать замечательные кляксы. Но не забудьте подложить при этом на стол газету.

Ответьте, что они вам напоминают? Спросите о том же у родных и друзей. Чем богаче у смотрящего фантазия, тем больше он увидит в этих кляксах. »

«Лепим из облаков».

Громады облаков теснятся на небосводе. Они медленно передвигаются приобретая формы людей, животных, фантастических существ, схватки экзотических животных, картины природы, пейзажи и т. д. Этот чудесный мир поможет нам увидеть наша фантазия. Лепите из облаков! Это очень хорошее упражнение для развития воображения, внимания. Упражнение изящное, богатое, простое, не требующее никакого материального обеспечения.

Рисуем картины на материале отрывка произведения.

Небольшой отрывок из произведения читается чётко и ясно, с соответствующим настроением, после чего предлагается ученикам рассказать устно или письменно обо всём, что и как они представляют, видят. В начале упражнения можно прочитать всё произведение /если по его размеру это возможно/ или сообщить, о чём оно и какое место занимает данный отрывок в раскрытии главной его мысли.

Рисуем картины на целое произведение.

Упражнение может быт выполнено устно или письменно. Может быть использовано такое произведение, которое не распадалось бы на самостоятельные части. Стихотворение «Счастье» В. Тушновой, над которым мы работали выше, для этого упражнения не подойдёт, так как все его части не связаны между собой сюжетно, - они объединены идеей. Но «Берёзка» С. Щипачева является хорошим материалом. Причём, одни, рисуя картины на это стихотворение, будут рассказывать непосредственно о берёзке, другие же в берёзке увидят судьбу девушки, женщины и придумают им такие жизненные трудности, в преодолении которых подтвердилась бы их верность, давшая силы устоять против всех испытаний. Это возможно потому, что стихотворение аллегорическое. При анализе басни ученики должны учитывать, что басенными персонажами названы соответствующие человеческие качества, человеческие пороки. Опыт показывает, что если ученики читая басню подразумевают под персонажами конкретных людей с их конкретными, обострёнными жанром качествами, недостатками, которые персонажи считают своими достоинствами, - сатирический характер басни передаются более успешно, персонажи - более узнаваемы.

Инсценирование.

Инсценирование как методический приём давно известно преподавателям литературы. Правда, суть этого приёма сводится к тому, что ученикам сообщается кто за кого будет читать и чтение начинается. Инсценирование предполагает не только раздачу ролей, но и вскрытие конкретных черт персонажей, конкретных условий, в которых они действуют, конкретных отношений с другими действующими лицами. Басня в школе инсценируется часто. Ученики любят играть волков, лисиц, зайцев, львов, а не людей с повадками этих зверей. Таким образом выхолащивается социальное значение басни. Раскрытие аллегорий в басне является тоже осмыслением произведения по видениям.

В одной из школ г. Калининграда на уроке литературы готовились «снимать» фильм по главе из «Василия Теркина» «Дед и баба» А. Т. Твардовского. «Режиссер», «художник – декоратор», «художник по гриму», «художник по костюмам», «бутафор», «оператор», «звукооператор», «композитор», исполнители главных ролей рассказывали о том, как они хотели бы представить на экране ту часть работы над фильмом, за которую они отвечают. «Режиссер» выступил и в конце разговора, внося коррективы в представление всех участников работы над «фильмом». Это был интереснейший разговор, спор участников фильма, в процессе которого был создан образ русской деревни, выяснены судьбы и характеры героев, проявляющиеся в тексте главы, определена ситуация, в которой взаимодействуют герои. После такого разбора предполагаемого «фильма», т. е. после осмысления текста главы поэмы по видениям актёрам легко было играть сцену, так как за время разговора они успели вжиться в характеры своих персонажей.

Мысленное инсценирование произведения - одно из эффективных упражнений по развитию фантазии, в котором образ, созданный репродуктивным воображением, необходимо реализовать в сценическом действии.

Все показанные упражнения помогут подготовить учеников прежде всего к восприятию художественного произведения, а затем уже и к передаче его в чтении. Упражнения на развитие воображения – это специальная работа по выявлению разнообразных творческих сторон личности человека, его природы, тренировки большей подвижности органической природы человека, способности легко активизировать воображение и быть в состоянии готовности воспринимать произведение и переживать его, способности, в конечном итоге, более эффективно воздействовать словом. Тренаж дает возможность сделать более богатой реакцию человека на раздражители – будь то факт действительности, слово, музыка, т. е. Развивает ассоциативное восприятие – восприятие, при котором явления реальной жизни воспринимается с сопутствующими ему в каждом конкретном случае переживаниями, окружающими его предметами, фактами, явлениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...