Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание и сценическая свобода




Многие начинающие чтецы, не умеющие распределять своё внимание, свои силы, обычно теряются, оказавшись один на сдан с публикой. Кажется, каждой частицей своего тела такой чтец ощущает, что дотошная публика только тем и занимается, что смотрит на него, на его руки, которые некуда как назло деть, на его ноги, лицо и всё оценивает. Все силы, всё существо, всё внимание ушло на оценку самого себя в данной ситуации. Тут уж не до выразительности чтения - поскорей бы уйти со сцены.

В этот момент и появляется тот самый внутренний психологический зажим, который стал предметом специального внимания и исследования великого реформатора сцены и театрального педагога К. С. Станиславского. В условиях общеобразовательной школы этот зажим можно наблюдать на уроке в поведении отдельных учеников при ответе у доски. Кто-то от волнения не управляет собою, своим физическим поведением, и изгибается, как гуттаперчевый мальчик: кто-то зажат физически и стоит словно проглотил кол и все мышцы одеревенели; третий руками " жует" тряпку, которая предназначена даля стирания с доски, весь перепачканный мелом; четвертый пальцем руки расширит проем петлицы родного пиджака; а кто-то вдруг стал проявлять трогательную заботу о порядке собственного носа и без всякой необходимости проводить под ним пальцем… И если педагогу неведома проблема психологического зажима, он может проявить неосторожность я своем замечанием обидеть ученика.

Этот страх перед публикой можно снять, преодолеть или по крайней мере уменьшать, если направить внимание читающего не на восприятия публики и жалкого своего положения перед нею, а на выполнение определенной действенной речевой задачи. Сценическая свобода появляется у того, кто усилиями своей воля способен мобилизовать себя и не думать о вещах, не имеющих отношения к читаемому произведению, кто заставил себя не рассматривать лица, позы сидящих в зале, и не вести с отдельными зрителями диалог взглядами, кто сконцентрировал своё внимание только на произведении я своём речевом действии.

В обычной жизни наше внимание непроизвольно останавливается на нужном, интересующем нас в данный момент объекте. В условиях же сцены чтец сам должен сосредоточить своё внимание на нужном объекте /на произведении, его мыслях, сюжетном движении, на стремлении активно передать их слушателю/. Естественно, выполнить всё это можно с большим успехом при натренированном, волевом внимании.

Упражнения, приведенные ниже, дают возможность тренировать внимание учеников. Все они проверены на уроках, в работе кружков выразительного чтения, в школе, на педпрактике будущих педагогов, психологов. Они просты по форме проведению, доступные ребятам любого возраста и всем интересны и полезны. Они легко применимы в работе. В них есть элемент игры.

1. «Кто больше услышит».

По сигналу / это может быть хлопок / все одновременно замолкают, прислушиваются. В первый момент многим кажется, что после сигнала воцарилась тишина и слушать нечего. Но внимательному уху постепенно откроется целый мир звуков: шаги в коридоре /быстрые, медленные, мужские, женские…/, дыхание соседа, чуть слышный скрип стула вод кем-то, голоса на другом этаже или на улице /громкие, спокойные, мужские, женские, …/, чуть слышный далёкий гул самолёта или проезжающего /близко или далеко/ какого-то транспорта, шум ветра, птичьи голоса, лай собаки /на кого-то или одинокий для себя - собаки/... Это прислушивание может длиться несколько секунд или минуту, после чего предлагается кому-нибудь одному рассказать какие звуки последовательно он слышал. После него остальные по очереди дополняют, рассказывая, какие еще звуки им удалось услышать. Упражнение можно повторить несколько раз - как правило повтор происходит по просьбе участников упражнения. При повторении заметно увеличивающееся количество замеченных звуков. Педагогу следует отметить, что кажущая тишина скрывает целую многогранную жизнь, узнаваемую в услышанных звуках. Это упражнение тренирует способность задержать внимание на объекте, который воспринимается человеком через органы слуха.

2. «Кто больше увидит».

Предлагается ребятам внимательно рассмотреть, предположим, потолок комнаты, в которой проходит занятие.

- А что рассматривать? Потолок, как потолок – белый, ровный…

Пусть ученики не спешат с комментариями, пусть лучше присмотрятся и тогда внимательному глазу откроется целый мир пятнышек, царапин, лёгких выпуклостей и едва заметных от них теней, трещинок, бликов света, оттенков белого цвета и т. д. Кто-то из ребят расскажет обо всём, что увидел /теперь уже не глядя на объект «исследования»/, а остальные его дополнят.

В качестве объекта в данном упражнении может быть использована картина художника. Картина показывается группе, которой предлагается внимательно рассмотреть ее, обратить внимание на общий колорит, что на первом плане, что на втором изображено, кто и как представлен художником, о чём она и т. д. Затем картина убирается и учащиеся по памяти рассказывают о картине в тех ракурсах, которые задал педагог. Затем идёт дополнение первого отвечающего. Завязывается дискуссия по поводу какой-то детали. Педагог включается в разговор о картине только тогда, как выскажутся все желающие. Он снова показывает картину, даёт возможность спорящим уточнить спорные момента, обнаружить то, что при первом просмотре не заметали или то, чего на картине нет и что было «дописано» фантазией зрителей. Впечатление от картины после так организованного восприятия остаётся на долге, так как ученик шёл от своего субъективного, не навязанного сверху восприятия, с естественно рожденное эмоциональной оценкой. То, что пережито эмоционально, ставятся фактом биографии человека.

В результате такого знакомства с новым произведением искусства у участников упражнения расширяется кругозор, пополняется кладовая эмоций новыми впечатлениями. В конце упражнения можно дать краткую справку об этой картине и художнике - авторе её. Так упражнение на внимание параллельно выполняет функцию эстетического, нравственного воспитания, а содержание картины даёт новую информацию об отраженной в произведении действительности, стимулирует интерес к познавательной деятельности. Не забудем, что все это делается в игровой форме и не принужденной обстановке, когда ребёнок раскрепощен и его природа освобождена от возможного психического зажима в функционирует естественно.

Объектом для внимательного рассмотрения в этом упражнении могут быть разложенные на столе предметы: обложка книги, незнакомый предмет и т. д.

В обоих упражнениях нужно добиваться, чтобы ребята рассказывали как можно полнее, добротнее об увиденном и услышанном, чтобы они называли не только детали, но могли рассказать об их расположении но отношению друг к другу и т. д.

Эти упражнения развивают у детей способность тщательно рассматривать вещи, предметы, запоминать их детали, отличающие их от других, похожих, обогащая образную кладовую новыми впечатлениями, ощущениями предметов, фактов в жизни. Они помогают развить способность заметить особенности предмета или явления и остановить своё внимание на нужных в данный момент. Упражнения развивают внимание, восприятие, память, воображение.

3. Руководитель поднимает руку таким образом, чтобы она была видна всей группе, и быстро меняет количество отогнутых пальцев. Все хором сразу же называют это количество. Причём, количество отогнутых пальцев меняется так быстро, чтобы ребята едва успевали /но чтобы всё-таки успевали/ называть его. Это упражнение требует большого внимания быстрей реакции словом на увиденное. Упражнение просто по форме и удобно для практического использования и продуктивно в результате.

4. «Пишущая машинка».

Выполнение этого упражнения требует от занятых в нём большого внимания, собранности. На протяжении всей игры - упражнения все участники заняты активно. С большим интересом «печатают» на нашей машинке участники всех возрастов.

Каждый участник играет роль какой-нибудь буквы /или несколько букв/. Все буквы раздаются участникам- по букве каждому. Если в группе участников меньше, чем букв в алфавите, то каждый получает две или больше буквы. Свои буквы необходимо запомнить /не записывая их на бумаге или на ладони - упражнение теряет смысл/. После того, как все буквы /а можно и знаки препинания/ розданы и участники готовы «исполнять» свои роли, группа представляет собою «пишущую машинку». Каждая буква должна отпечататься только в том случае, если «секретарь – машинистка» - «нажмёт» на соответствующую клавишу. В роли ведущего выступает руководитель, так как от него требуется исключительная собранность и внимание.

Для «печатания» берётся какой-нибудь текст /для начала можно взят одно слово/. Например: " Белая берёза под моим окном". Ведущий делает один хлопок, которой означает, что клавиша с первой буквой текста «Б» нажата. Участник, исполняющий роль буквы «Б», делает ответный хлопок, что означает, что буква «Б» отпечаталась. Ведущий делает второй хлопок - хлопком же отвечает исполняющий роль второй буква текста «Е». На следующие хлопки отвечают хлопками исполняющие роли букв «Л», «А», «Я». Таким образом отпечаталось целое слово, после чего без вызова ведущего делается общий хлопок, означающий, что нажата каретка и написанное слово не сольется с последующим. И так до конца текста. Во время упражнения не произносится ни единого слова - требуется полное внимание всех участников. Те участники, чьи буквы не заняты в данном тексте, должны быть собранными, внимательными, так как после каждого слова необходим без вызова ведущего общий хлопок. Таким образом в упражнении до самого последнего слова заняты все в одинаковой степени.

Вначале упражнение выполняется с трудом, так как кто-то забыл свою букву, кто-то невнимательно следил за процессом печатания. Не это только первые несколько минут, пока участники не вошли в ход выполнения упражнения.

В упражнении нужно следить, чтобы хлопки звучал в одном ритме, задаваемом ведущим. От занятия к занятию скорость «печатания» будет увеличиваться, что свидетельствует о приобретении определённого навыка в этом упражнении и повышении уровня внимания.

5. Данное упражнение является в какой-то степени вариантом упражнения " кто больше увидит". Но оно включает не только количественную сторону /больше, меньше/, не и необходимость оценки того, что репродуктивным воображением увидел.

Пятый класс. Первая четверть идёт к концу. Учитель: - Если художник захочет нарисовать золотую осень, какие краски он возьмёт?

Ученики: - Жёлтую, красную, оранжевую, синюю, голубую, зелёную, коричневую.

Учитель: - Вы называете краски светлых тонов. А что такими красками он рисует?

 

Ученики: -/На перебой/. Лес осенний... Березы. Ветки на них алые, как гроздья висят… На ярком фоне лиственных деревьев темно-зеленые          ели. Они кажутся сейчас чёрными – так что потребуются и зеленая /тёмная/, и чёрная краска. Бледно-голубое небо и какие-то бледные облака. …Может быть нарисована улица. Деревья багряные /смотрит в окно/. Листья засыпали тротуар, улицу. Когда идёшь в школу ”под ногами шум от упавших листьев. А когда проедет машина, листья прямо вьются за нею, словно ветер подул…А если нарисовать парк, то будет полная тишина нарисована. Тихо “Деревья жёлтые, красноватые…И листья на земле. Входишь в парк, а листья падают. и как-то грустно…

Учитель; -Почему грустно?

Ученик:   -Не знаю…Ну, летом вся листва не шелестит, а шумит, лопочет А сейчас шуршит…мёртвая... Всё увядает. Наверно потому и грустно.

В рассказах учеников были картины осеннего озера, сада, морского берега и т. д. Потом ярко и легко рисовались картины поздней дождливой осени /хотя за окном золотая осень/- предварительно были выбраны соответствующие краски.

Вся эта предварительная работа была необходима для того, чтобы под готовить учеников к восприятию ими картины художника, создать установку на восприятие именно этого вида искусства.

И вот учитель показывает картину Пластова А. А. " Фашист пролетел". Держа её в руках, он говорит:

- Сейчас я пронесу эту картину по рядам. Внимательно рассмотрите её: что и какими красками и почему такими нарисовано, какие чувства вызывает у вас эта картина и почему…?

В течение 5 минут учитель проносит картину по рядам, останавливается на несколько секунд у каждой парты. После этого он ещё несколько Секунд подержал её перед классом и положил на стол так, чтобы ученики не могли её видеть.

- А теперь давайте вместе восстановим в памяти картину А. А. Пластова " Фашист пролетел".

В процессе восстановления в памяти картины то и дело возникали споры, так как не все смогли сразу охватить своим вниманием всю картину и какие-то детали не заметили или перепутали.

При обсуждении вернулись и к тому, с чего начали разговор.

Учитель: -В каких цветах написана картина?                                      Ученик: -В основном жёлтых, но есть красноватые, голубые, серые... Учитель: -А почему автор взял теплые тона? Разве он хотел передать

хорошее настроение?

Ученик:   -Нет. Это как-то подчёркивает…Страшнее всё становится. Был осенний светлый день. Был мальчик. Всё было хорошо. А теперь мальчик убит...

После восстановления в памяти картины учитель ещё раз поднял перед классом её, обращая внимание учеников на те детали и моменты обсуждения, которые стали причиной опоров. За оставшиеся 25 минут урока ребята писали сочинение по картине, которую учитель не повесил теперь на доску. Пятиклассники должны были не списывать картину, глядя на неё в упор, а восстановить её силой воли, памяти, внимания, воображения. Это была самостоятельная индивидуальная работа, тренирующая творческие процессы личности.

Лена В. " Мы рассмотрели картину " фашист пролетел". В ней говорится о том, что было раннее осеннее утро. Мальчик - пастух вышел на поляну пасти скот вместе со своим другом собакой. Небо было ясное. Было радостно. Но вот над головой с огромной скоростью пролетает истребитель. Раздаются выстрелы и мальчик, раненый в голову падает на землю вниз лицом. Рядом сидит его собака и, тихо завывая, устремляет свой взгляд вдаль - во след улетающего самолёта. Слабые молодые берёзки как будто дрожат. Словно буря пронеслась с огромной силой и заставила помрачнеть всё вокруг. Эта картина написана художником А. А. Пластовым в 1942 году. Он очень хорошо отобразил свои мысли в этой картине. "

В этом сочинении наиболее значительными являются наблюдения, которые сделаны Леной на остове активной работы воображения. " Небо было ясное, было радостно. Но вот над головой с огромной скоростью пролетает истребитель... Словно буря пролетела с огромной силой и заставила помрачнеть всё вокруг". Этот контраст состояний мог почувствовать только человек, способный увидеть причинно-следственные связи явлений жизни. То, что девочка увидела на картине, в её воображении, представлении ассоциируется с неожиданной страшной бурей.

Сравнение неожиданного фашистского налёта с пронёсшейся бурей возникло не как результат необходимости использования " художественных приёмов", а как результат эмоционального переживания того, что изображено на картине. Органическое рождение эмоций - это то, к чему надо стремиться в работе над произведением искусства и что можно /и нужно/ тренировать в подобных упражнениях.

Инна П. – “Эта картина написана в светлых красках. На переднем плане мальчик с прострелянной головой. Рядом с ним сидит собака. Она подняла кверху морду и кажется, что она воет вслед уходящего самолёта, жалея о потерянном друге. От этого становится очень страшно. Перепуганные коровы и овцы стоят у молодого березняка. Берёзки какие-то не стройные, они ещё дрожат от испуга. Картина очень грустная. ”

В этом сочинения есть слова, ради которых девочке можно простить стилистические и логические неточности. В них выражено то, ради чего и дано это упражнение, это сочинение.

" Она подняла кверху морду и кажется, что она веет вслед уходящего самолёта. жалея о потерянном друге. От этого становится очень страшно". Здесь же " перепуганные коровы и овцы", " потерянный друг", " молодой березняк", " картина очень грустная". Эти крупицы органически рожденных эмоций, состояний учителю необходимо собирать и на них учить своих учеников образности и при этом конкретности восприятия произведений искусства, видеть за ними конкретные проявления жизни.                     Учителю словеснику есть над чем работать по этим сочинениям.

К ним надо относиться и оценивать их так, как можно относиться и оценивать упражнение. Цель упражнения связана не с научением писать сочинения, а научением смотреть и видеть, оценивать и переживать, побуждать к мышлению и пониманию. Припомним, что письменная часть упражнения выполнена в течение 20 минут недавними четвероклассниками.

Учитывая цель упражнения, можно понять заявление учителя, обращенное к детям, что он не будет учитывать ошибки при оценках работ. Это помогло создать условия для пробуждения у учеников свободы, естественности, непринуждённости восприятия, воображения.

При обычных школьных сочинениях по картине ученики пассивнм списывают содержание произведения, глядя на план, написанный на доске, на картину и вспоминая слова, сказанные учителем в процессе анализа и, наконец, думая о возможных синтаксических и грамматических ошибках. Тут уж не до творчества!

В конкретной школьной практике упражнение может занять место, соответствующее возможностям учителя. Оно может быть выполнено не только письменно, но и устно.

6. Это упражнение тоже является своеобразным вариантом упражнения " кто больше увидит".

- Сейчас мы попытаемся описать нашу классную комнату. Начнём с первой парты. По очереди называем прилагательные, а рядом существительные, для описания которых используются данные прилагательные - это для того, чтобы вы прилагательные не придумывали, а называли конкретные характеристики реально существующих предметов. Первый же предмет, который будет назван, старайтесь описать подробно, т. е. назвать как можно больше его качеств, которыми он действительно обладает.                                                                        - Доска классная, доска черная, доска квадратная, доска чистая, доска вымытая, доска новая, доска удобная; пол паркетный, пол деревянный...

И так как можно большее количество предметов в классной комнате: парты, стулья, шкафы, цветы, окна, двери, причёски, кофты, портфели, туфли...                                                                           Учитель: - При описании любого предмета, явления никак не обойтись без прилагательных. Нет, обойтись можно, но такой точности и яркости представления предмета передать невозможно. Нас окружают не только предметы, но и их качества. Качеств даже больше. Доска в классе одна, а сколько качеств её мы назвали - очевидно, это еще не все. И так в каждом предмете.

Еще немного фантазии и реально возникнет вариант тренажа и возможность закрепления на уроке других частей речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...