Мы проделали путь
неблизкий. Нас встречают специалисты по России. А это значит – по тебе, студент из МИИТа, по твоей смешливой сокурснице. По солдатам и по министрам, по ракетчикам и маникюрщицам. По шахтёрам и подавальщицам, по врачам и церковным обителям. Есть по мне и моим товарищам. Уважают, стало быть. Выделили. _______________ Вспомню вежливые манеры, подойду и выясню ласково: «Ну, а как вам служилось у Власова? Как с наградами? Есть ли ранения?... Как работалось в полицаях? В сорок первом. В Смоленской области... Вы, конечно, себя порицали? Вы, конечно, забыли подробности? Может быть, ненароком вспомните, вы, клянящиеся Россиею, ту девчушку за речкой Полотью. Как её вчетвером насиловали, а потом - с разрешенья начальства – всё село было начисто выжжено!... А девчушка взяла и выжила. Вот ведь как иногда получается... Может, вспомните, Может, расскажите, как в деревне Большие Камни вы накрыли раненых скатертью, а потом кололи штыками! Как прикладами тыкали в люльки, /то-то было вокруг веселья! /, как повешенные висели под, плакатом: «Жиды - не люди... » Как вы зябли в недолгих казармах, как вам туго пришлось под Дарницей... _______________ Дело прошлое. Дело давнее. Мы - в гостя у ваших хозяев. Мы, - насколько можем, - приличны... Нас встречают в чужом дому. Улыбающиеся специалисты по России. Один к одному. В самом тексте мы отметили границы частей, картин, которые, как нам кажется, требуют самостоятельного решения, определения задачи чтеца. Первая картина - приём советских граждан в буржуазной стране, в которой нашли приют предавшие в трудные годы войны своё отечество. Задача чтеца в этой части - нарисовать словесную картину пресмыкающихся «специалистов по России». Естественно, чтец будет создавать эту картину с определённым своим отношением к ситуации, к предателям, передавая определённым образом и их прямую речь.
Вторая картина - характеристика «специализации» «специалистов» по России. Задача чтеца - уличить их в антироссийской деятельности. Это выразится в передаче их отношения, их заинтересованности в каждом перечисляемом объекте вниманея. Третья большая часть, состоящая из перечисления предателей, является самой наступательной, активной, действенной. Поэт перечисляет эти злодеяния, но перечисляет, обвиняя, и судит. «Обвинить», «судить» - таковы задачи чтеца в этой части текста. Повторим, что задача выполняется с учётом обстоятельств - кого, за что, от имени кого и т. д. судить, «обвинять». Автор обвиняет и судит не на судебном процессе, а судом собственной памяти, собственной боли сердца. Задача будет выполняться более эмоционально и убедительно, если стихотворение будет звучать как личный монолог чтеца, как его тревога, его боль, его ненависть и его суд. Последняя, четвёртая часть - итоговая. Сейчас, когда слушатель, читатель уже пережили всё выше изображённое, на первый план выходит убийственная ирония, ненависть к «специалистам по России» и задача чтеца состоит в том, чтобы выразить эту иронию, чтобы ею убить извергов, предателей. В других произведениях такую действенную задачу, определяющую характер внедрения идеи, искать нет нужды, так как средством воздействия на слушателя является показ, оценка явлений действительности. Убедительным примером этого является стихотворение В. Крутецкого «Лебединая песня». В стынь, В листопад, В сквозном продрогшем мире Они одною бредили весной. Он был крылами чуточку пошире, Она нежней светилась белизной. _______________ Но есть всему свой срок и свой предел.
Он поднялся, встревоженный и дикий, _______________ А в этот миг Мир вздрогнул, запестрел И таять стал в глазах у лебедихи. _______________ Он понял всё. Грядою облаков Укрыться захотел от боли этой. Но улететь не смог он далеко, Звала земля любовью недопетой. Звала земля И всё сильней звала, Хоть от утраты и холодной стала. Но всё ж на ней Два мёртвые крыла Его Любовь и Верность распластала. _______________ И он запел в последний раз о ней, Запел, и с песней Пал с небес, как камень... _______________ Я их в ручье нашёл среди камней, Я тихо трогал Их крыла руками. _______________ И радовался, Что к тебе иду. Иду к тебе Земной дорогой длинной, А ведь и я у солнца на виду, Быть может, рухну Песней лебединой. В этом произведении важен показ отношений, характер которых достаточно точно выявляется в сюжете. Стихотворение повествовательное, потому в нем важнее определить не задачу чтеца /в нашем понимании ее/ а осмыслить ее по движению сюжета, по видениям и т. д., в результате чего сложится активное отношение чтеца ко всему, о чём говорится в произведении, и желание, стремление активно передать это отношение в процессе чтения. Передать - это не задача чтеца в прямом понимании значения этого термина. Данный глагол не называет характера конкретных волевых усилий, проявляемых в процессе чтения. Он называет только необходимость установления коммуникаций с объектом, которому чтец должен передать, выразить своё понимание, своё отношение ко всему, что есть в произведении и что стало достоянием сознания чтеца. Здесь целесообразнее говорить не о задаче чтеца, а цели чтения. В данном стихотворении цель чтения состоит в том, чтобы передать слушателю легенду о верности лебедей и рассказать о своей /стихотворение написано определённо от лица одного человека/ готовности, возможности, вероятности доказать собственную привязанность, верность, любовь так же, как это делают прекрасные птицы из прекрасной легенды. Весь этот рассказ будет преследовать цель вызвать у слушателя соответствующее отношение к читаемому материалу. Придти к намеченной цели в процессе чтения этого стихотворения не сложно, так как все мысли, отношения раскрываются на конкретном сюжетном, жизненном материале, который достаточно нагляден, конкретен, логичен и убедителен.
В произведениях подобного типа нужно, как показывает практика, искать не задачу чтеца /это не целесообразно в данном случае/, а полное активное понимание произведения и активное воздействие им на слушателя. Понимание произведения во всех сложностях, тонкостях, нюансах мысли и чувств, активное желание рассказать обо всем слушателю с целью перестройки его взгляда, воззрения, с целью воздействия на его воображение, волю, чувства должны дать необходимый результат. А это является сферой словесного действия, которое требует не просто произношение текста, а целенаправленного воздействия словом, произведением, как это мы делаем в жизни. Большая часть уже известного нам стихотворения В. Тушновой «Счастье» построено на двойной задаче чтеца: с одной стороны спросить, а с другой - утвердить в вопросе каждое перечисляемое как проявление счастья. Для примера возьмём одну картину текста: «Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне Дребезжащий по крышам первый дождь по весне? ». Чем убедительнее будут выполнены эти две чтецкие задачи, тем ярче, убедительнее прозвучит идея. Может возникнуть недоумение: как же так, ведь идейный смысл стихотворения состоит как раз в том, что первый дождь по весне, утоление жажды в зной, купание в море и т. д. не является истинным счастьем. Да, не являются. Но чем ярче чтец покажет различные проявления счастья /а в этом состоит его задача/ а потом их перечеркнёт вопросом «Ты когда-нибудь сделал счастливым другого? » и ответом на него «Ты молчишь? Так прости мне жестокое слово, счастье в жизни узнать тебе не привелось», то слушатель подумает: «Какова же сила счастья того, кто сделал счастливым другого, если она больше всего перечисленного! » И таким образом убедительнее утвердится то главное, ради чего читается произведение. Подчинить чтение конкретного произведения чтецкой задаче не очень просто, - для этого требуется определённый навык. Приобрести его поможет тренаж словесного действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|