Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача чтеца




В жизни мы никогда не говорим без цели, без задачи. Каждый момент нашего общения с собеседником целенаправлен. Целенаправленные разговоры не могут быть скучными, так как собеседники заинтересованы друг в друге и каждый добивается своей цели.

Задача нашего высказывания в жизни всегда определяется конкретной жизненной ситуацией, и один и тот же текст, подчинённый разным задачам, будет звучать по-разному. Например слово «розы» вне контекста, вне конкретной жизненной ситуации обозначает просто название цветка, т. е. воспринимается в обнажённом словарном значении. В живом общении, в определённых жизненных обстоятельствах оно будет звучать с самыми разными, неожиданными смысловыми оттенками.

- В феврале, в день рождения друга, вы принесли свежие душистые живые розы. Увидев такой неожиданный для зимы подарок, друг воскликнет: «Розы?! », выразив одним этим словом и восхищение, и недоумение /где достал в такую пору/, и радость, и благодарность... Задача произнесения слова «розы» определяется оттенками эмоциональной оценки.

- Вы равнодушны к розам и потому попросили друга купить в цветочном магазине ваши любимые гвоздики. Открывается дверь, на пороге друг с букетом роз. «Розы?! » - скажите вы, вложив в это слово своё недоумение по поводу ситуации и вопрос « а почему не гвоздики».

- Вы очень любите живые розы. Встретив на рынке гражданку, торгующую пестрыми бумажными розами, скажите: «Розы», Это будет и ирония по отношению к бумажной красивости, и горечь по поводу издевательства над твоими любимыми цветами, и жалость к владелице бумажной оранжереи.

- На могиле вы увидели живые розы. «Розы»... - скажите вы с грустью и иронией, думая о бренности мира. И т. д.

Многообразие ситуаций определяет многообразие смысловых оттенков слов и целей их произнесения.

В жизни форма произношения рождается естественно, органично, подсказывается конкретными условиями. Так же естественно и целенаправленно должно звучать произведение, поскольку оно констатирует с определённым отношением какие-то явления и факты жизни. Для того, чтобы текст зазвучал из уст чтеца естественно, необходимо осмыслить произведение до такой степени, чтобы оно стало для него своим. Нужно по тексту ярко восстановить в своём воображении картину событий, явлений, которые являются сюжетной и идейно-тематической основой произведения, и это поможет определить задачу чтеца, которая выражает форму внедрения идеи в слушателя.

Легче настроиться на выполнение задачи и легче её выполнить в чтении в том случае, если её сформулировать глаголом неопределённой формы совершенного вида, если она является ответом на вопрос, который ставит перед собою чтец: что сделать? /высмеять, убедить, предостеречь, доказать, рассказать, воспеть, пожалеть... / Задача, конкретно названная, соответствующая идее произведения, способствует целенаправленности чтения, помогает чтецу мобилизовать все свои возможные средства, всю волю на выполнение задачи.

Перед тем, как читать произведение перед аудиторией, чтец должен определить для себя сквозное действие, т. е. идейную оценку, сквозное отношение к тому, о чем он будет рассказывать. Чтец определяет авторское отношение к изображенному и свое отношение, свое понимание – все это он должен провести через все произведение. Это сделать легче, определив конкретную задачу чтения каждого эпизода, каждой части текста. Естественно, задачи чтения каждого эпизода, каждой части будут в прямой связи с задачей чтения всего произведения, с идейно-тематической его значимостью, с оценкой его чтецом.

В определении задачи чтеца не следует повторять распространенной ошибки - формулировать задачу словами «донести до слушателя», так как такая задача ничего не определяет в данном произведении, она лишена конкретности словесного действия и, следовательно никак не помогает в чтении данного конкретного произведения. Чтец любым произведением что-нибудь «доносит» до слушателя. Задача должна помочь чтецу отобрать выразительные средства, давая определённый внутренний настрой. Каждое произведение выражает свои неповторимые мысли, для раскрытия которых использованы автором различные явления жизни, а поскольку цель их использование различна, достижение её требует различных, конкретных в данном контексте средств. Одним из них является задача чтеца. Она должна быть определена так, чтобы её можно было выполнить. В приведённом в выше стихотворении М. Румянцевой «Баллада о седине» легко прослеживается возможность вариантов определения задачи чтения и в связи с этим - вариантность чтения, толкования в чтении произведения.

Обычно определение задачи чтеца проводится после идейно-тематического осмысления произведения и осмысления его по видениям. Выяснив, о чём и что говорит автор, легче определить форму внедрения идеи произведения в слушателя. Авторское отношение к явлениям и фактам действительности, к характерам, поступкам, действиям героев должно выявиться во многом, в том числе и в задаче чтеца.

При определении задачи чтеца очень важно найти точное слово, характеризующее, называющее качество, точнее - содержание действия словом. Выше уже было сказано, что задачи «донести до слушателя», «заставить слушателя», «взволновать слушателя» невыполнимы в словесном действии. Доносится до слушателя все, но в какой форме, в каком конкретном словесном действии? Ответ на вопрос «в какой форме, каком конкретном словесном действии» и является задача чтеца, найти точное определение которой в тексте бывает одним из самых трудных моментов в работе над произведением. Точно найденная задача чтеца окупается плодотворной дальнейшей работой с данным учеником, так как после этого регулировать целенаправленность чтения не составляет большого труда.

Как правило, после слов «донести до слушателя», в практическом определении задачи чтеца приходится уточнять что и как донести, т. е. приходится в этих уточнениях называть выполнимую задачу.

Посмотрим пример определения задачи чтеца, взятый нами из популярного среди учителей пособия. Во второй половине стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» так определена задача автором пособия: «Взволновать /выделено нами – Е. Ш. / слушающих отношением Лермонтова к палачам «свобода, гения и славы». Поставьте перед собою эту задачу и вы поймёте, что выполнить её в конкретном словесном действии нельзя, так она определяет не действие, а его результат. " Взволновать" - результативный глагол в данном контексте. Если бы речь шла о необходимости взволновать воду в ванне, этот глагол потребовал бы конкретного физического действия и это было бы выполнимо. В последней части этого стихотворения так определена чтецкая задача: «Порадовать /выделено нами – Е. Ш. / тем что, «грозный суд», о котором мечтал Лермонтов, пришёл и достойно покарал покровителей Дантеса. Здесь задача «порадовать» опять-таки невыполнима для чтеца. Она невыполнима и по словесному действий и по отсутствию в стихе материала, выражающего радость поэта. Если бы кара свершилась, возможно и не было бы разбираемого стиха. Лермонтов только страстно ждал этого наказания, а о революции 1917 года он, как известно, знать не мог, и потому историческая неправда не может быть материалом для задачи чтеца по этическим мотивам и по мотивам совести. Стихотворение более активно и социально более остро, чтобы искать в нём пасторальную задачу, творчески рыхлую – «порадовать» на отсутствующем в нём сюжетном материале. В нём больше горести, отчаяния и ненависти, активно выплеснувшихся в страшную минуту истории русской культуры. Взволноваться /но не взволновать/, порадоваться /но не порадовать/ глаголы выполнимые, так как они выражают конкретное настроение, состояние чтеца, в котором он должен быть при чтении соответствующего текста.

Задачу чтеца нельзя определить, не осмыслив произведение во всех доступных ракурсах, так как это поможет уточнить ситуацию, степень бездейственности слова, подчинённого определённой задаче и т. д. Затем необходимо разделить произведение на части, как это мы делали при анализе его по видениям, и решить, какую задачу целесообразнее всего поставить в каждой из них. Следует отметить, что необходимая, действенная задача определяется не в каждом куске текста, не в каждой части. Если часть произведения является описанием, то важнее определить не задачу, а место этого описания в идейно-художественной структуре данного произведения, авторское отношение к нему и т. д. И тогда от чтеца, потребуется активное выявление своего понимания и чувствования целого произведения и его частей.

Но в некоторых стихах задача может быть главным средством в чтении. Тогда произведение имеет конкретный объект, к которому оно обращено, на который воздействует с той или иной целью автор. Например, «Смерть поэта» Лермонтова в большинстве своём является обвинением в адрес убийц поэта. И последние шестнадцать строк стиха направлены на обвинение жадною толпой стоящих у трона убийц Свободы, Гения и Славы. «Обвинить» /что сделать? / - задача действенна, выполнима и вытекает она из идейно-композиционной структуры произведения.

Разумеется, при определении характера словесного действия необходимо учитывать кто, кого, за что - обвиняет /например/. Любое общение людей всегда конкретно во времени, отношениях, ситуации и т. д., что и определяет качество, характер общения. «Обвинить» ученика в систематических пропусках уроков пения. Характер обвинения будет разным.

Рассмотрим два произведения, в которых задачи чтеца ярко разнохарактерны. Роберт Рождественский, «Специалисты по России».

Обступили.

В поклонах

кренятся.

От улыбок

исходит сияние...

«Переводчика

не потребуется!

Как-никак

мы все -

россияне...

Вспомним Родину,

посудачим...

_______________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...