Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование и проектная деятельность




Проектирование и проектная деятельность

Лекционный блок. Антон Николаевич Островский. МГППУ

Понятие «проектная деятельность»

До недавнего времени термин проект использовался преимуще­ственно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и, естествен­но, педагогической сферах деятельности.

Процесс создания проекта называется проектированием. «Проекти­рование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусствен­ной среде» (Дж. К. Джонс, 1976). В широком смысле проектирование— это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.

Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу сво­ей интегративной функции, поэтому в равной степени и значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонен­том способа жизнедеятельности любого человека. В жизни каждому из нас приходится намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и пр. И эти процессы не зависят от сферы деятельности, то есть они пред­ставляют собой культурно-исторический феномен. Все эти дей­ствия, носящие интеллектуальный (творческий) характер и составляют проектирование.

Проектирование в социальной и образовательной среде — это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассмат­риваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Социальная сфера в целом и образование, в частности, неотделимы от социокультурного контекста с харак­терными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношении. Именно через эту связь формируются когнитивные сте­реотипы, образ мышления, которые ищут воплощения в действия. Зна­ние социокультурных характеристик означает верное понимание це­лей, которые преследуются в образовательном процессе. Только на этом основании возможно выстраивание эффективных стратегийразвития, ведь дифференцирующая способность социальной сферы является во многом причиной социальных и прочих конфлик­тов, и крайне важно знать, каких причин можно избежать уже на уровне проектирования и корректировки соответствующих систем и программ

Продуктивная и ответственная работа по проектированию иннова­ционной деятельности состоит, прежде всего, в ответственном выбо­ре способа осознания связи прошлого, настоящего и будущего и ее конструктивной формы. «Как культурная деятельность проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, нор­мы и творчества».

Учет психологических аспектов проекти­рования позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего достижению основных целей проекта и продвиже­нию в личностном развитии его участников, созданию психологическо­го климата и атмосферы творческой активности и работоспособности членов команды, формированию из участников общности людей, заин­тересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении кол­лективных целей и задач.

Учет организационно-управленческих аспектов позволяет обеспе­чить оптимальное распределение функциональных обязанностей, от­ветственности и ролей участников проектирования, а также адекват­ное целям и задачам проекта управление.

Проектирование в настоящее время рассматривается как важ­нейшая составляющая социальной (и образовательной) среды. Этот процесс охватывает: социальные системы различного уровня (феде­ральные, региональные, муниципальные), содержание, социальные и образовательные технологии, управление социальными ( в целом) и образовательными про­цессами, планирование и контроль развития организаций, и мно­гое другое.

В образовательной инноватике можно выделить следующие направ­ления проектирования: проекты в области финансирования образова­тельно-воспитательных учреждений и управления ими, проекты в орга­низации школ и обучения, проекты по разработке содержания образо­вания, проекты по образовательным технологиям, формам и методам обучения, проекты по структурированию системы воспитания и обра­зования и др.

Современная проектная деятельность в целом ориентирована на применение уже полученных знаний, навыков и умений человека в постановке и разрешении актуальных практических задач, которые могут носить различный характер: как академический, так и прикладной. Проектная деятельность в общем виде позволяет человеку принять участие в создании конкретного успешного и необходимого результата. В данном случае важным является умение услышать и понять требования заказчика, а также ориентироваться на желаемый результат. По итогам проектной работы результаты представляют в обобщенном виде (презентация проекта). Но итоги важны не только заказчику, но и исполнителю, поскольку он обретает новые навыки: умение слаженно работать в большом коллективе, навыки профессиональной коммуникации с различными контрагентами, ориентация при недостатке времени, умение вовремя сконцентрироваться на работе и добиться желаемого результата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...