Проектирование и проектная деятельность
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Проектирование и проектная деятельность Лекционный блок. Антон Николаевич Островский. МГППУ Понятие «проектная деятельность» До недавнего времени термин проект использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая научно-исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются в общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и, естественно, педагогической сферах деятельности. Процесс создания проекта называется проектированием. «Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде» (Дж. К. Джонс, 1976). В широком смысле проектирование— это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени и значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека. В жизни каждому из нас приходится намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и пр. И эти процессы не зависят от сферы деятельности, то есть они представляют собой культурно-исторический феномен. Все эти действия, носящие интеллектуальный (творческий) характер и составляют проектирование. Проектирование в социальной и образовательной среде — это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Социальная сфера в целом и образование, в частности, неотделимы от социокультурного контекста с характерными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношении. Именно через эту связь формируются когнитивные стереотипы, образ мышления, которые ищут воплощения в действия. Знание социокультурных характеристик означает верное понимание целей, которые преследуются в образовательном процессе. Только на этом основании возможно выстраивание эффективных стратегийразвития, ведь дифференцирующая способность социальной сферы является во многом причиной социальных и прочих конфликтов, и крайне важно знать, каких причин можно избежать уже на уровне проектирования и корректировки соответствующих систем и программ Продуктивная и ответственная работа по проектированию инновационной деятельности состоит, прежде всего, в ответственном выборе способа осознания связи прошлого, настоящего и будущего и ее конструктивной формы. «Как культурная деятельность проектирование предполагает определенное соотношение традиций и новаторства, нормы и творчества». Учет психологических аспектов проектирования позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего достижению основных целей проекта и продвижению в личностном развитии его участников, созданию психологического климата и атмосферы творческой активности и работоспособности членов команды, формированию из участников общности людей, заинтересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении коллективных целей и задач. Учет организационно-управленческих аспектов позволяет обеспечить оптимальное распределение функциональных обязанностей, ответственности и ролей участников проектирования, а также адекватное целям и задачам проекта управление.
Проектирование в настоящее время рассматривается как важнейшая составляющая социальной (и образовательной) среды. Этот процесс охватывает: социальные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание, социальные и образовательные технологии, управление социальными ( в целом) и образовательными процессами, планирование и контроль развития организаций, и многое другое. В образовательной инноватике можно выделить следующие направления проектирования: проекты в области финансирования образовательно-воспитательных учреждений и управления ими, проекты в организации школ и обучения, проекты по разработке содержания образования, проекты по образовательным технологиям, формам и методам обучения, проекты по структурированию системы воспитания и образования и др. Современная проектная деятельность в целом ориентирована на применение уже полученных знаний, навыков и умений человека в постановке и разрешении актуальных практических задач, которые могут носить различный характер: как академический, так и прикладной. Проектная деятельность в общем виде позволяет человеку принять участие в создании конкретного успешного и необходимого результата. В данном случае важным является умение услышать и понять требования заказчика, а также ориентироваться на желаемый результат. По итогам проектной работы результаты представляют в обобщенном виде (презентация проекта). Но итоги важны не только заказчику, но и исполнителю, поскольку он обретает новые навыки: умение слаженно работать в большом коллективе, навыки профессиональной коммуникации с различными контрагентами, ориентация при недостатке времени, умение вовремя сконцентрироваться на работе и добиться желаемого результата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|