Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы социального проектирования




Методы социального проектирования

Среди современных методов проектирования следует выделить следующие: матрица идей, вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, метод мозгового штурма, метод синектики.

Матрица идей

На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях.

Метод вживания в роль

Методика помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей. Для этого проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии

Всегда имеются эффективно функционирующие объекты, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Они в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, социальный проект, созданный по аналогии, может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

Является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

- чем больше известно общих признаков (Р1, Р2, ..... Рп) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

- чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

- чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

- если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения.

Метод ассоциации

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, что вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании – приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия. Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предполагает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Метод мозгового штурма

В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный запас: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 г. Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Мозговой штурм осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений.

Методика синектики

Это один из вариантов метода мозгового штурма. Метод синектики предполагает, что несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Каждый проект в принципе решает три основных вопроса:

· кто будет проектировать?;

· что надо проектировать?;

· как организовать проектирование?

Решение этих вопросов всегда связано с удовлетворением общественной потребности, а также с реализацией смелых и оригинальных замыслов. Эффективность социального проектирования определяется возможностью обеспечить комплексное развитие социального объекта. Практика показывает, что придание значения только одной функции чревато серьезными издержками.

Для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов составления инно­вационных проектов необходимо определить и построить структуру проекта, под которой понимается совокупность взаимосвязанных эле­ментов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации. Структура инновационного проекта представляет собой стройную, иерархическую декомпозицию проекта на составные части, необходимые и достаточные для планирования и контроля за осуще­ствлением проекта для различных его участников.

Каждый инновационный проект от возникновения идеи до полного его завершения проходит ряд последовательных ступеней своего раз­вития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл инновационного проекта. Этот цикл принято разделять на фазы, фазы - на стадии, а стадии - на этапы.

Иной подход к процессу проектирования предлагает Е. И. Машбиц, рассматривая проектирование на концептуальном, технологическом, операционном уровне и уровне реализации и утверждая, что с перехо­дом с уровня на уровень происходит уменьшение масштаба проектных задач (и объектов проектирования) и возрастают требования конкрет­ности решений.

На первых двух фазах проектирования допустимы фрагментарность, разорванность, несогласуемость отдельных идей и положений, однако осуществлять преждевременное сглаживание до момента полного вы­страивания модели нецелесообразно.


Этапы социального проектирования

1. В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. На этом этапе желательно хотя бы в самом общем видепредставить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта.

 

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не всегда его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от мно­гих ошибок и упущений еще будучи на уровне проекта или модели по­может составление аналитического обоснования и программы иннова­ционного апробирования (21, 138).

 

На начальном этапе предстоит выполнить следующие работы:

 

Провести сбор исходных данных и проанализировать существующее состояние (предварительное обследование желательно провести как можно более подробно, учитывая различные составляющие, кото­рые на первый взгляд могут показаться незначащими).

 

Выявить потребности в изменениях. Выбор подхода к проектиро­ванию инноваций должен осуществляться на основе реальных потреб­ностей в изменениях: Авторам проектной деятельности необходимо выделить, противоречия, существующие в современной практике и требующие осуществления изменений. Исходя из существующих противо­речий, следует выделить проблему, которую предстоит решить для пе­ревода педагогической практики (систему) из состояния, в котором находится учреждение, в иное - желаемое.

 

2. Если на этапе концептуальной проработки проекта подробно описыва­ются практические проблемы и противоречия, которые возможно решить в рамках создаваемого проекта, определяются конкретные способы ре­шения четко обозначенного круга практических проблем, то последую­щим этапом является определение категорий участников разрабатывае­мого проекта. Выстраивается общая картина кадрового, профессиональ­ного распределения участников, их взаимосвязи, прорабатываются спо­собы их кооперации и координации. В рамках отдельных направлений дея­тельности определяются (выявляются) конкретные виды работ. Эти рабо­ты (направления) распределяются во временной последовательности с необходимыми ресурсными затратами. Фактически, по отдельным направ­лениям с учетом целевых установок общего проекта создаются своеоб­разные микропрограммы со своими целями и задачами.

 

Определение полного состава участников инновационного проекта, пост­роение его функциональной и организационной структуры для каждого проек­та осуществляются на основе разработки предыдущего этапа - начальной фазы, когда определена предметная область проекта - цели, задачи, виды работ, основные результаты, масштабы, сложность, допустимые сроки.

 

На фазе разработки проекта определяют:

 

основные идеи его реализации. Определяют, как сделать. Идеи реализации одного и того же проекта могут быть различными и зави­сят от множества факторов. Например, на идеи реализации оказывают сильное влияние ресурсное обеспечение (кадровое, материально-тех­ническое, финансовое, информационное), окружение (местные специ­фические условия) и совокупность других составляющих;

 

круг основных активных участников проекта. Определяют, кто бу­дет разрабатывать проект. При рассмотрении вопросов формирования группы разработчиков необходимо исходить из масштаба поставлен­ных целей проекта и его сложности, трудоемкости, научности, новиз­ны решаемых в нем Задач. В состав участников разработки проекта могут входить, как учёные, так и практики, той сферы или нескольких сфер, в рамках которой (которых) осуществляется разра­ботка проекта. Однако, если проект - локальный и осуществляется в рамках учебной дисциплины, то круг разработчиков значительно сужа­ется и может. быть ограничен специалистами в области данной дис­циплины;

 

круг основных пассивных участников проекта. Определяют, кого касает­ся проект. Неотъемлемой частью проектирования является прогнозирова­ние того состояния, в которое мы хотим перевести предмет разработки. В педагогике прогноз всех составляющих, которые будут претерпевать изменения и процессе проектирования (программы обучения, методы, приемы, и технологии, набор и содержание учебных дисциплин, кадровый состав), можно определить исходя из того, с какими детьми предстоит работать в учебном заведении. Одаренные дети требуют одного набора этих составляющих, то есть для них нужны специальные программы, нетрадиционные методики, особое содержание образования, а иногда и специальные помещения (лабо­ратории и пр. ), особый кадровый состав педагогов, психологов, физиоло­гов, то же можно сказать и про детей с ограниченными возможностями. Составляющие процесса обучения должны изменяться в зависимости от контингента учащихся того или иного типа и вида учебного заведения, и это необходимо учитывать в процесс» проектирования;

 

мотивации участников проекта. Определяют, каковы мотивации участников, проекта. Ответы на этот вопрос позволяют выявить участников проекта, их цели, мотивации, определить взаимоотношения, и на этой основе принять обо­снованное решение по организации и управления проектом. Учитывая, что по степени мотивации к инновациям коллектив разделяется на четыре группы в следующем процентном соотношении: лидеры - 1-3 %; позитивисты -50-60 %; нейтралы - 30 %; негативисты - 10-20 % (19, 44), следует, используя имеющиеся управленческие методики по мотивации коллектива на нововведения, перевести в группу с повышенной мотивацией достаточ­но большую группу слабо мотивированных участников.

 

Структура проекта на фазе разработки

Разработка инновационного проекта включает выполнение следую­щих фаз работы:

 

· назначение научного руководителя проекта и формирование ко­манды, в первую очередь, ключевых членов команды;

 

· установление деловых контактов и изучение целей и мотивации участников инновационного проекта;

 

· развитие концепции и разработка основного содержания проекта (конечные результаты, стандарты качества, структура проекта, основ­ные работы, требуемые ресурсы);

 

· структурное планирование (декомпозиция проекта, календарные планы, смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, процедуры управления проектом и техника контроля, определение рисков).

 

Таким образом, обязательным условием успешной работы являет­ся специально организованная работа с коллективом исполнителей: их отбор, формирование команды, мотивация на разработку и выпол­нение проекта, корректировка задач и т. п. Формы этой работы опреде­ляются в каждом конкретном случае особо.

 

При разработке проекта используются: методы структурной деком­позиции, методы имитационного моделирования, методы календарно­го планирования, анализы: временной, стоимостный, ресурсный; пла­нирование ресурсов и затрат, учет риска и надежности, методы управ­ления качеством, управления риском, проектного анализа.

 

3. На следующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса. Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как за, так и против тех решений, какие имеются в мировой практике.

 

На данном этапе важно

 

· Определить (предположить, предвидеть): цель, задачи и результа­ты проектирования; основные требования; ограничительные условия; критерии; уровень риска; окружение инновационного проекта, потен­циальных участников; требуемое время, ресурсы, средства и т. п.

· Определить и провести сравнительную оценку альтернатив, пред­ставить предложения, осуществить их апробацию и экспертизу.

Как правило, на основе сбора исходных данных, определения целей, задач и направлений развития, проектирование начинается с разработ­ки концепции развития и модели будущего учебного заведения как со­ставной части концептуального описания. Следует учесть, что необхо­димо различать организационные и учебные (образовательные) модели. Причем они должны быть обязательно согласованы между собой.

Концепция как совокупность разнопредметных взглядов концентри­рует в себе общий, образовательный, культурный и социальный смысл проекта, цели его реализации, результаты комплексного анализа суще­ствующего положения, практические проблемы, болевые точки и т. п. Концептуализируя круг возможных проектных решений, следует в ходе диалога сопоставить новые идеи, новые подходы, технологии, фено­мены с традиционными, ставшими уже классически известными. В дан­ном случае разработчикам проекта целесообразно рассмотреть все имеющиеся альтернативы и выбрать наиболее приемлемую. В даль­нейшем участниками определяются основные направления деятельно­сти, пути координации, позволяющие преобразовать существующее положение в учебном заведении в ожидаемом и желаемом направле­нии. На следующем этапе концептуальной разработки коллективом намечаются необходимые условия и общие способы дос­тижения Целей. Обязательным этапом в концептуальной проработке является прогнозирование последствий разрабатываемого инноваци­онного проекта. Как нормативно-правовой акт и разрешение к дальней­шим действиям будет выступать экспертиза концепции. На основании экспертного заключения (после устранения отмеченных недостатков, если они есть) коллектив продолжает свою проектную деятельность.

4. На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяются параметры, которым оно должно соответствовать. На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного осуществления намеченных целей. Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор из них наиболее приемлемых, с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента.

Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы.

При разработке концепции проекта используются: методы определения целей проекта; методы описания и анализа целей: морфологические деревья, дерево целей, методы маркетинга, социологические методы, экспертные сис­темы; методы концептуального проектирования: формализованное описание предметной области, начальных условий и ограничений, выбор критериев, поискрешений, анализ альтернатив; методы предпроектного анализа.

5. На следующей стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

 

6. Фаза реализации инновационного проекта

 

Всякое проектирование имеет смысл лишь тогда, когда оно проник­нуто идеей реализуемости. С субъективной точки зрения, это означа­ет, что реализовать, не искажая ценностные ориентиры, можно только идеи, которыми человек проникся. Отсюда следует, что всякий проект в социальной сфере может быть реализован, если к проектированию в той или иной степени и форме причастны субъекты преобразуемой социальной системы.

 

Наиболее сложная часть процесса проектирования - это практи­ческая реализация замысла, так как она связана, прежде всего, с вы­явлением кадровых ресурсов, организационного и управленческого обеспечения. Управление инновационным проектом есть искусство ру­ководства и координации людских и материальных ресурсов на протя­жении жизненного цикла инновационного проекта путем применения современных методов и техник управления для достижения опреде­ленных результатов.

 

Процесс практической реализации включает следующие фазы:

· заключение контрактов;

· полный ввод в действие разработанной си­стемы управления инновационным проектом;

· организацию выполне­ния работ;

· ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников инновационного проекта, а также системы мотивации и стимулирования команды проекта;

· оперативное планирование работ;

· установление системы информационного контроля за ходом работ;

· руководство, координацию работ, согласование темпов, мониторинг процесса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта;

· решение возникающих проблем и задач.

 

При реализации инновационного проекта используются: методы оперативного планирования работ: времени, ресурсов, стоимости; методы мониторинга проекта: учет, контроль, анализ хода работ и динамики показателей; актуализация планов, прогноз развития про­екта и регулирование; методы: контроля затрат; управления запаса­ми; управления изменениями; проектного анализа на стадии реали­зации проекта.

 

7. Фаза завершения инновационного проекта

 

Важной составляющей проектирования является рефлексивное оформление - мониторинг, соотнесение последствий реализации проекта с исходным замыслом и всеми промежуточными шагами его воплощения. Мониторинг проекта предполагает определение спо­соба отслеживания реализации проекта, оценку его результативно­сти, анализ возможных последствий нововведений (как положитель­ных, так и отрицательных). Подробная фиксация и описание неудач, просчетов, болевых точек, трудностей, с которыми пришлось столк­нуться в процессе реализации проекта, незапланированных проблем, способствует определению точек роста в дальнейшей деятельно­сти, нахождению новых направлений инновационных разработок. При условии учета в инновационном проекте всех вышеназванных бло­ков можно говорить об успешном и необратимом характере запуска проекта.

 

Фаза завершения проектирования предполагает выполнение, сле­дующих этапов работы:

 

· планирования процесса завершения проекта;

· апробации или экс­периментальной (опытной) проверки окончательного продукта иннова­ционного проекта;

· подготовки кадров для реализации создаваемого инновационного проекта;

· оценки результатов проекта и подведения итогов; подготовки итоговых документов;

· сопоставления первоначальных целей и планируемых результатов с полученными результатами, если необходимо осуществление корректировки: расформирования коман­ды.

 

При этом используются следующие методы: методы анализа эф­фективности проекта; разработки исполнительных графиков и анализа данных о запланированном и фактическом ходе выполнения проектов.

Масштаб инновационного проекта

Если организация придерживается стратегии частичных из­менений, то его проект связан с решением проблем, протекающих пре­имущественно в форме не связанных между собой единичных (локаль­ных) нововведений, которые могут быть представлены в виде отдель­ных мини-проектов.

Локальные нововведения предусматривают небольшие изменения на конкретном узком участке работы организации. Если локаль­ные новшества привнесены извне, педагогам, включенным в иннова­ционную деятельность, необходимо учесть внешние специфические особенности, которые могут оказать влияние на внедрение этих нов­шеств. Специфические особенности могут коренным образом изме­нить само новшество или его целевые установки. Поэтому работа по проектированию инноваций или их освоению требует тщательного пла­нирования. Планирование локальных (единичных) нововведений мо­жет быть представлено в инновационном мини-проекте, в котором най­дут отражение основные этапы разработанного инновационного про­екта.

Модульные инновации можно рассматривать как совокупность ло­кальных (единичных) нововведений, со всей представленной выше структурой разработки.

В случае рассмотрения системных инновационных изменений, сле­дует говорить об инновационном проекте, имеющем достаточно слож­ную структуру, в процессе проектирования которого могут быть разра­ботаны различные модели: управленческие, организационные, воспи­тательные, содержательные, нормативно-правовые, технологические. И каждая из этих моделей в последующем, может быть рассмотрена как самостоятельный проект. Однако результаты проектирования будут более приближены к планируемым лишь в том случае, когда инноваци­онный проект не затрагивает (не меняет) систему в целом, а ограничи­вается одной или двумя наиболее важными из них системами дея­тельности.

Проектирование инновационных организаций социальной сферы, если в них реализуются несколько проектов, проходит следующие этапысоорганизаиии субъектов проектирования:

- кониептуально-позиционный(ценностномировоззренческойсоорганизации);

- образовательный (соорганизациякультурно-образовательного самоопределения); органи­зационный (соорганизация функционалов субъектов проектирования);

- управленческий(соорганизация способов коррективного управления субъектов проектирования и выход в режим саморазвития);

- норматив­ный (институализация в социокультурном пространстве).

Как было отмечено выше, при разработке и реализации проекта боль­шое количество неопределенных факторов оказывает влияние на этипроцессы. Далее приводятся факторы, учет которых способствует эффективной деятельности, а также факторы, которые могут привести к негативным результатам.

Наиболее существенные предпосылки успешной реализации проекта:

· создание определенного центрального руководства с достаточ­ными полномочиями на принятие решений, способного действовать энергично и целеустремленно;

· определение и четкая формулировка целей, выделение различий между старым и новым. Описание проекта;

· оценка экономии, которая должна быть достигнута;

· своевременное обучение лиц, выделенных для работы над проек­том, их обучение желательно провести еще до начала реализации про­екта;

· выделение необходимых людских и финансовых средств для осу­ществления планируемых изменений (лучших специалистов);

· забота о том, чтобы проводимые изменения соответствовали ин­тересам большинства;

· обеспечение в проекте наличия таких аспектов, которые заинте­ресовали бы всю организацию;

· забота о том, чтобы коллектив был в курсе дел относительно реа­лизации проекта путем достаточно подробной информации (периоди­ческие сообщения, наглядная агитация, связь с общественностью, сред­ства массовой информации);

· обеспечение наличия консультационной и информационной сети с четким разграничением компетенции и способностью решать конф­ликтные ситуации (не оставлять без внимания малейшие сигналы);

· постоянный контроль за «узкими местами» в проекте и быстрое реагирование на возникающие сложности;

· постоянная коррекция хода реализации проекта (планирование, согласование, информация и обучение);

· коррекция временного графика: проекты, рассчитанные на дли­тельный период времени, нередко устаревают;

· постоянный контроль за полученными результатами: системати­ческая оценка хода реализации проекта (6).

 

Основные причины неудачной реализации проектов (опыт всемирного банка по проектам и проектной деятельности)

· отсутствие четко определенных целей проекта;

· недостаточный учет внешней среды; -

· отсутствие эффективной системы управления проектом;

· недостаточное внимание к последствиям от реализации проекта (влияние на участников проекта, быстрое разрешение конфликтов, по­литические и социальные аспекты).

Применение теоретических подходов при проектировании иннова­ционной деятельности в социальной сфере проектами позволят осуществлять инновации продуманно, рассматри­вая и учитывая при этом многообразие реальных ситуаций, подводя научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Следует помнить, что каждый конкретный случай требует спе­цифических подходов и адекватных им методов решения.

В практике современного проектирования используется методика составления паспорта социального проекта, который включает в себя ряд структурных элементов. Паспорт позволяет в сжатом виде представить проект на конкурс, описать его для представления на совещании в деятельности социального центра, включить в организационную документацию, он составляет содержательную основу для проверки его реализации и эффективности выделенных для этого ресурсов со стороны управляющих и проверяющих органов.

Паспорт социального проекта

1. Название проекта.

2. Тип проекта.

3. Постановка проблемы, описание проблемной ситуации.

4. Определение объекта и предмета проектирования.

5. Цель проекта.

6. Задачи проекта.

7. Обоснование проекта:

- нормативно-правовое;

- финансовое;

- организационное.

8. Система мероприятий в рамках проекта.

9. Сроки реализации. Жизненный цикл проекта.

10.  Ожидаемые результаты:

- позитивные последствия (вытекают из целей и задач проекта);

- негативные последствия и превентивные мероприятия по их недопущению (риски).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...