Классификация модели. Модель как основа проектов. Окружение проекта
Классификация модели Итак, для разработки социального, в том числе проекта целесообразно обратиться к моделированию как методу исследования. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. Однако процесс проектирования предполагает рассмотрение определенных стадий и фаз, а также учет специфики проекта. Модель как основа проектов Окружение проекта Выбор того или иного подхода к проектированию инноваций должен осуществляться на основе реальных условий. Проект нельзя отделить от окружающих условий и их развития. Осуществление проекта происходит в окружении некоей динамической внутренней и внешней среды, которая оказывает на него определенное воздействие. При таких условиях каждое воздействие может оказать негативное влияние на проект и привести его к разрушению. Значит, необходимо заблаговременно учитывать непосредственное (ближайшее) окружение проекта и его дальнее окружение. Впоследствии их изменения могут сыграть решающую роль в успехе проекта. В процессе проектирования рассматриваются все возможные факторы, оказывающие влияние на проект и учитывающие специфику региона, города, школы, особенности педагогических и ученических коллективов, ресурсное обеспечение (кадровое, научное, информационное, материально-техническое). На основе реального обследования и определяются наиболее приемлемые для конкретного случая направления проектных разработок, которые позволяют определить возможные решения и желательные изменения, критерии отбора и оценки содержания. В то же время процесс проектирования не сводится к однозначным ответам на сформулированную проблему, а рассматривает все возможные альтернативы, критерии отбора, наиболее приемлемые для конкретного случая (ситуации, учреждения, системы), позволяет определить направления возможных решений и желательных изменений.
Исследования показывают, что связи проекта с его окружением простираются очень далеко. К факторам окружения, влияющим на различные проекты, можно отнести: политику, экономику, общество, закон и право, развитие науки и техники, культуру, природу, экологию, инфраструктуру. Однако степень влияния этих факторов на различные проекты различна, и наибольшему влиянию внешнего окружения подвержены социальные (педагогические) проекты. На социальные проекты оказывают влияние экономика, политика, культура, законодательство и право, а также инфраструктура, экология, наука и техника. Проектирование. в социальной сфере может рассматриваться в двух аспектах: ПРОДУКТИВНОМ и ПРОЦЕССУАЛЬНОМ. В продуктивном аспекте - это стремление изменить существующую действительность, подготовить теоретическую базу предстоящих изменений по достижению поставленных целей и задач, то есть создание нового «продукта». Алгоритм разработки проекта может быть представлен в следующем виде: - выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения и выделение проблемы; - определение цели проекта; - постановка задач по реализации цели; - определение идей реализации Цели и задач; - определение работ, необходимых для разработки и запуска проекта или его составляющих; - прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и критерии их оценки;
- определение участников проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта; - определение допустимых сроков исполнения проекта. В процессуальном (деятельностном) аспекте - это процесс деятельности проектировщиков и участников разработки и реализации проекта на всех стадиях инновационного проектирования, то есть управление проектной деятельностью (обеспечение в соответствии с целями и задачами научными, кадровыми, материальными, финансовыми и информационными ресурсами, позволяющими довести разработку проекта до реализации). Управление проектами есть единство управленческих задач, организации, техники и средств. В теории управления проектами выделяют восемь ОСНОВНЫХ направлений: - управление предметной областью проекта; - управление качеством; - управление временем; - управление стоимостью; - управление риском; - управление персоналом; - управление контрактами и обеспечением проекта; - управление взаимодействиями и информационными связями. Управление проектной деятельностью, то есть процессуальная сторона проектирования, может быть осуществлено на основе содержания отдельных фаз проекта, которые составляют программу деятельности каждого его участника, конкретные результаты, временные и ресурсные рамки, ограничения, уровень достижения цели. Содержание отдельных фаз проекта представлено ниже. При всем многообразии управляющих воздействий арсенал конкретных средств, имеющихся в распоряжении управления проектной деятельностью любого уровня, может быть разделен на следующие классы: 1. Организационно-административные меры, варьирующиеся в рамках существующего законодательства, положений, распределении должностных прав и обязанностей и т. п. 2. Экономические формы и рычаги управления, разнообразие и диапазон действия которых определен экономическими отношениями и уровнем развития экономики отрасли, организации, страны. 3. Информационные средства и инструменты управления, использование которых ведет к непосредственному воздействию на проводимые проектные работы. 4. Социально-психологические факторы управляющих воздействий, варьирующиеся в соответствии со специфической природой творческого интеллектуального труда проектировщиков и исследователей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|