Основные черты проекта. Факторы, влияющие на проектирование. Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования
Основные черты проекта Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся: · отнесенность проекта к будущему; · ориентация проекта на желаемое состояние будущего; · представление проекта как системы средств достижения будущего; · определенность начала и окончания проектной работы; · четко и ясно сформулированные критерии эффективности. Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность проектирования: · непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий; · задачный характер, непосредственную связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения; · итерационныйхарактер, когда для приближения к удовлетворенному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения; · наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации; · практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов; · интеллектуальный характер; · информационный характер; · готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности. Факторы, влияющие на проектирование Рассматривая социальный или образовательный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализации инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование.
Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются: - участие руководства в организации или поддержке проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства федерального, регионального, городского, муниципального управления образованием, отдельного учебного заведения и прочих субъектов); - желание и готовностьколлектива к участию в проектной деятельности (создание условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, то есть предоставлении возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной). Этот фактор имеет особое значение в силу неоднозначного отношения сотрудников коллектива к инновациям и наличия в коллективе: лидеров, нейтралов, позитивистов, негативистов; - наличие стратегии инновационной деятельности (в зависимости от целей и задач, которые ставят перед собой регион, город/муниципалитет, учебное заведение и прочие в процессе разработки, освоения и внедрения новшеств, будь то локальные, модульные или системные новшества); - объединение специалистов и разделение труда; - обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональными), финансовыми, материально-техническими, информационными, а также стратегией их использования; - отлаженность в организации действий по управлению системой, ее развитию и принятию решений внутри системы и за ее пределами; - предельная четкость постановки цели проекта, постановка множества целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности;
- учет специфических особенностей при проектировании (местных особенностей и специфики культуры). Поэтому ключом к успеху проектирования является руководство его осуществлением, учитывающее эти особенности. Исследования показывают, что на самом деле факторов этих значительно больше, но здесь указываются лишь самые значимые на начало разработки проекта. Социальные и образовательные проекты могут быть рассмотрены с их специфическими особенностями: - цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации инновационного проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются вложившиеся ситуации, тенденции, а при необходимости осуществляется корректировка целей; - количественная и качественная оценка социальных (педагогических) проектов существенно затруднена. Во-первых, при работе с людьми достаточно сложно оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект, а во-вторых, воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени; - сроки и продолжительность проекта, которые зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Необеспеченность инновационной деятельности научными и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств: как финансовых, так и материально-технических; стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существенное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составляющих; - расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финансирования (ассигнований); - ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения. В соответствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) и определяются масштаб разработки проекта, его цели и задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|