Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты проекта. Факторы, влияющие на проектирование. Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования




Основные черты проекта

Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся:

· отнесенность проекта к будущему;

· ориентация проекта на желаемое состояние будущего;

· представление проекта как системы средств достижения будущего;

· определенность начала и окончания проектной работы;

· четко и ясно сформулированные критерии эффективности.

Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность проектирования:

· непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;

· задачный характер, непосредственную связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;

· итерационныйхарактер, когда для приближения к удовлетворен­ному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;

· наукоемкий характер, постоянную опору на использование науч­ных основ и поиск необходимой научной информации;

· практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях за­вершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;

· интеллектуальный характер;

· информационный характер;

· готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности.

Факторы, влияющие на проектирование

Рассматривая социальный или образовательный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на созда­ние или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направле­ний, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализа­ции инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование.

Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования

Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются:

- участие руководства в организации или поддержке проектной дея­тельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства федерального, регионального, городского, муниципального управления образованием, отдельного учебного заведения и прочих субъектов);

- желание и готовностьколлектива к участию в проектной деятельности (создание условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, то есть предоставлении возможности проявить себя с определенной сторо­ны: научной, профессиональной, общественной). Этот фактор имеет особое значение в силу неоднозначного отношения сотрудников кол­лектива к инновациям и наличия в коллективе: лидеров, нейтралов, позитивистов, негативистов;

- наличие стратегии инновационной деятельности (в зависимости от целей и задач, которые ставят перед собой регион, город/муници­палитет, учебное заведение и прочие в процессе разработки, освое­ния и внедрения новшеств, будь то локальные, модульные или систем­ные новшества);

- объединение специалистов и разделение труда;

- обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональ­ными), финансовыми, материально-техническими, информационными, а также стратегией их использования;

- отлаженность в организации действий по управлению системой, ее развитию и принятию решений внутри системы и за ее пределами;

- предельная четкость постановки цели проекта, постановка множе­ства целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности;

- учет специфических особенностей при проектировании (местных особенностей и специфики культуры). Поэтому ключом к успеху проек­тирования является руководство его осуществлением, учитывающее эти особенности.

Исследования показывают, что на самом деле факторов этих значи­тельно больше, но здесь указываются лишь самые значимые на начало разработки проекта.

Социальные и образовательные проекты могут быть рассмотрены с их специфическими особенностями:

- цели только намечаются и должны корректироваться по мере дос­тижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реали­зации инновационного проекта под воздействием изменений в окру­жении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются вложившиеся ситуации, тенденции, а при необходимости осуществляется корректировка целей;

- количественная и качественная оценка социальных (педагогиче­ских) проектов существенно затруднена. Во-первых, при работе с людь­ми достаточно сложно оценить, какой из факторов оказал существен­ное воздействие на субъект, а во-вторых, воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени;

- сроки и продолжительность проекта, которые зависят от вероят­ностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Необеспеченность инновационной деятельности научны­ми и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств: как финансовых, так и материально-технических; стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существен­ное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составля­ющих;

- расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финанси­рования (ассигнований);

- ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения. В соот­ветствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-тех­ническими, информационными) и определяются масштаб разработ­ки проекта, его цели и задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...