Рисунок. Зависимость уровня совокупных усилий по проекту (а), возможности рисков (6) и стоимости изменений (в) от фазы жизненного цикла
Рисунок. Зависимость уровня совокупных усилий по проекту (а), возможности рисков (6) и стоимости изменений (в) от фазы жизненного цикла При помощи моделирования можно интегрировать проекты, учитывать стратегию. Моделирование жизненного цикла должно проходить с учетом общих характеристик, и с учетом таких характеристик, как специфика свойств конкретного проекта. Это сочетание общих и конкретных свойств важно для каждой модели, которую применяют в проекте. Это должно стать базовым принципом
Структура инновационного проекта в социальной (в том числе образовательной) среде. Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В проекте указывается число исполнителей; сроки выполнения (год начала и год окончания); объем финансирования в расчете на год. Важное значение придается информации о руководителе и основных исполнителях проекта, организации, через которую осуществляется финансирование; организации, в которой выполняется работа. В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указывается полностью: - Ф. И. О., - дата рождения, - ученая степень, - год присуждения ученой степени; - ученое звание; - год присуждения ученого звания; - полное и сокращенное название организации; - должность; - область научных интересов (ключевые слова, но не более 15); - общее число публикаций; адресные данные и др. В проекте должны быть также указаны - полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, - полное и сокращенное название организации, в которой выполняется работа - бюджетный счет,
- наименование банка, - БИК, - телефон руководителя, - телефон бухгалтерии и др. В техническом задании указываются: - тема работы - название проекта, - год, - организация, в которой выполняется работа, - исполнители, - руководитель темы, - сроки выполнения, - стоимость работ, - цель работы, имеющийся научный задел, - ожидаемые результаты, - их научно-техническая и практическая ценность, - содержание работы (этапы), - наименование этапов, - сроки их выполнения, - стоимость, - результат и вид отчетности, - перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, - рекомендации по использованию результатов. Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.
Эффективность инновационного проекта в социальной (в том числе образовательной) среде и его основные формы (на примере формирования образовательной или социальной услуги) В рамках полного жизненного цикла (ПЖЦ) проекта можно выделить инновационную, инвестиционную и производственную стадии. Базовые параметры технологии и характеристики реализуемого на ее основе социального или образовательного продукта устанавливаются (фиксируются) на инновационной стадии. В дальнейшем они реализуются через инвестиционный этап (создание мощностей проекта (аккумуляция кадровых, финансовых и прочих ресурсов) и производственный этап (реализация рыночного потенциала, тиражирование результатов проекта). Вероятность доведения инновационной идеи до ее тиражирования крайне низка, что связано со значительной неопределенностью и риском получения масштабно реализуемого результата, отвечающего требованиям экономической целесообразности. Поэтому принципиально важно в целях эффективного распределения ограниченных финансовых ресурсов и экономии времени проводить оценку реализуемости инновационных проектов с целью их отбора на ранних этапах продвижения.
Существуют устойчивые характеристики финансовых потоков как положительных (доходов), так и отрицательных (расходы) в рамках ПЖЦ проекта, а также соотношения между ними, определяющие потенциальную экономическую эффективность всего проекта и его отдельных этапов. Это позволяет, например, определить экономически эффективные отрезки и цену входа-выхода для участника проекта. Недостаточная эффективность инновационных проектовв ряде случаев может быть повышена на основе проведения направленных НИОКР. Проведение исследований и разработок для улучшения концептуальных и экономических характеристик существующего инновационного проекта связано со следующими особенностями: 1. Снижается неопределенность получения эффективного результата от проекта разработки образовательной или социальной услуги и увеличивается шанс его успешной реализации; 2. Возможно снижение общих издержек по проекту, особенно на этапе исследования и разработки; 3. Сокращается длительность периодазапуска проекта оказания образовательной или социальной услуги; 4. Изменяются потребительские свойства образовательной или социальной услуги; масштабы ее оказания, цена, а также их конкурентные позиции; 5. Изменяется длительность периода роста объема продаж образовательной или социальной услуги, насыщения рынка и ухода с него, что определяет конечную экономическую эффективность проекта. 6. Изменения, вносимые инновацией в виде новой образовательной или социальной услуги, нуждаются в качественной оценке для определения ее эффективности по сравнению с базовым инвестиционным проектом.
Возможна следующая классификация затрат на инновации:
1. По виду инновационной деятельности:
- затраты на маркетинговые исследования, анализ нормативной базы, связанные с внедрением новых образовательных или социальных услуг; - затраты на приобретение основных средств, на программные средства, на подготовку и переподготовку персонала; - затраты рекламу.
2. Показатели эффективности инновационного процесса
По виду затрат:
а) Первоначальные затраты (инвестиционные издержки):
- затраты на оплату исследований, лицензирование; - затраты на приобретение основных средств, программного обеспечения; содержание аппарата управления, подготовку персонала, страховые взносы в период до начала деятельности;
б) Текущие издержки включают:
- материальные затраты; - расходы на оплату труда и социальное страхование; - затраты на ремонт и обслуживание основных средств; - административные накладные расходы (затраты на содержание аппарата управления, узлов связи, охраны, расходы на командировки, издержки на социальное обслуживание, платежи по кредитам банков в пределах ставки рефинансирования ЦБ, представительские расходы, некоторые налоги и др. );
В зависимости от стадии инновационного цикла выделяют затраты на НИОКР, проектирование, строительство, производство, сбыт. Основным требованием при оценке эффективности инновационного проекта является учет разновременности затрат и приведение их к единому периоду времени – дисконтирование (коэффициенты дисконтирования). Эффективность инновации оценивается, исходя из следующих показателей: - стоимость проекта и источники его финансирования; - чистая текущая стоимость (NetPresentValue); - рентабельность (отдача капитальных вложений); - внутренняя норма доходности (InternalRateofReturn); - период окупаемости капиталовложений; - индекс прибыльности.
При обосновании инновационных проектов необходимо учитывать последствия решений, которые могут проявиться только в будущем. Исходную информацию для принятия подобных решений можно получить только на основе использования методов прогнозирования. Трудности и проблемы применения таких методов состоят в том, что, как правило, инновационный проект представляет собой оригинальное новое решение, которое может не иметь аналогов в практике. Выбор метода оценки эффективности проекта в значительной мере зависит от целей инвестора, от особенностей рассматриваемых инвестиционных проектов и от условий из реализации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|