Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень изученности проблемы.




Социально-профессиональный портрет и квалификационные характеристики российского среднего класса: региональный аспект

 


Введение

профессиональный портрет социальный

Актуальность исследования

Когда-то Аристотель сказал: «В любом государстве есть три класса. Один - богат, другой беден и третий. Он наилучший».

На данном этапе социального развития четко видно промежуточное звено в обществе, занимающее серединное положение, именуемое средним слоем или же, учитывая классовость деления - средним классом.

Этот класс интегрирует в себе людей, которых нельзя отнести к высшему или низшему классу. Средний класс - понятие относительное, в каждой стране существуют своя специфика и свои «нормы». И по доходам, и по качеству жилья, и по уровню образования. Скажем, в США типичные представители среднего класса - врачи, преподаватели вузов и высококвалифицированные рабочие.

К примеру, выигравшего в лотерею несколько сотен тысяч долларов разнорабочего западное общественное мнение все равно оставит «за бортом» среднего класса. И лишь его дети, на чье образование он потратит значительные средства, смогут перейти в более высокий общественный разряд. С нашими медиками и учителями ситуация с точностью до наоборот: их доходы, несмотря на высокий уровень образования, никак не тянут на «средний» уровень.

При изучении среднего класса одних доходных критериев оказывается недостаточно, поскольку он выделяется в классовой структуре не размерами кошельков, а местом в системе общественного разделения труда. Существует три более или менее постоянных признака, по которым вычисляют представителей среднего класса, - уровень материального благосостояния, социальный статус и самоидентификация.

Высокий интерес к категории «средний класс» со стороны научных кругов и общественности на современном этапе не вызывает сомнений. Продолжающимся в России процессам социальной трансформации сопутствуют существенный уровень дифференциации доходов населения, политическая и социальная напряженность, социокультурный раскол в обществе. В этих условиях наиболее благоприятной перспективой развития социальной структуры российского социума считается стабильный средний класс: ему отводится роль основного потребителя товаров и услуг, гаранта социальной и политической стабильности, двигателя экономического развития.

За средним классом видится основное ядро профессионалов. Доминирует ядро среднего класса в индивидуально-трудовой деятельности. По исследованию З.Т. Голенковой видно, что более двух третей представителей средних слоев имеют высшее образование, и практически никто из них не входит в группу не имеющих профессионального образования. Для представителей среднего класса интересная и инициативная работа является наибольшей ценностью. Профессиональная автономия присуща среднему классу, непосредственный контроль со стороны руководителя по отношению к нему ослаблен. Представители среднего класса более интенсивно и результативно вписываются в управленческую структуру предприятия, нуждаются в меньшем контроле со стороны производственной бюрократии, а значит, более автономны.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика среднего класса. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий.

Актуальность темы исследования определяется, тем, что мы не нашли исследований на примере нашего региона, поэтому мы исследуем социально-профессиональный портрет и квалификационные характеристики на примере крупного сибирского города коим является Иркутск. В связи с этим необходимо знать каков же социально-профессиональный портрет и квалификационные характеристики российского среднего класса, чтобы впоследствии обратить больше внимание на эту часть населения.

Объектом курсового исследования является социально-профессиональный портрет и квалификационные характеристики среднего класса.

Предметом курсовой работы выступаютрегиональные особенности социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик среднего класса.

Степень изученности проблемы.

Проблема социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик среднего класса является предметом осмысления многих научных отраслей и междисциплинарных подходов.

К изучению социальной структуры общества и проблеме социального расслоения обращались такие социологи, как Г.В. Осипов, В.А. Ядов, Ю.В. Арутюнян, Т.И. Заславская, О.И. Шкаратан [12, 15, 16].

Мы проанализировали работы Н.Е. Тихоновой, в которых она рассматривает средний класс в современной России, его особенности, критерии выделения среднего класса. Также она дает очень четкое определение социально-профессиональным и квалификационным характеристикам среднего класса [19].

Также социально-профессиональные и квалификационные характеристики среднего класса рассматривает З.Т. Голенкова. Автор анализирует в своих работах экономико-производственные характеристики среднего класса, особенности его занятости и образования, словом - все те показатели, на основании которых можно судить об особенностях социально-профессионального положения среднего класса [7, 9].

А.Х. Аглиулова в работе «Критерии идентификации среднего класса в России», структурирует многообразные подходы к определению среднего класса, раскрывает специфику представлений о сущности среднего класса, выделяет наиболее адекватные критерии идентификации среднего класса в России [1].

Работы В.И. Добренькова и А.И. Кравченко содержат ценные для данной работы замечания относительно определений среднего класса [2].

В ряде исследований Н.Е. Тихоновой, О.И. Шкаратана, Т.И. Заславсвкой, З.Т. Голенковой, А.Х Аглиуловой, проведенные за последние десять лет, предпринимались попытки обобщить накопленный опыт по социально-профессиональному портрету и квалификационным характеристикам среднего класса [1, 7, 9, 16, 19].

Другие исследователи, такие как Р.В. Рывкина, В.И. Казакова, более сдержанны в оценках сегодняшнего состояния и перспектив развития среднего класса в России. Речь идет лишь о его потенциальных ресурсах, к которым можно отнести специалистов высшей и средней квалификации промышленности и науки, руководителей высшего и среднего звена управления, преподавателей вузов и школ, медицинских работников и некоторых других категорий «служилого» населения [3].

Таким образом, по проблеме социально-профессионального портрета и квалификационным характеристикам среднего класса имеется значительный объем научных работ. Вместе с тем очевидна незавершенность научного поиска по проблеме, которая, соответственно, требует комплексного социологического анализа, дальнейшей разработки, в том числе, и на региональном уровне.

Исходя из степени изученности проблемы, а также ее актуальности целью исследования является изучить региональные особенности социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик российского среднего класса.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

1. Рассмотреть средний класс как социологическую категорию.

2. Дать характеристику социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик среднего класса в современном российском обществе на основе имеющихся в литературе данных.

3. Выявить особенности среднего класса в г. Иркутск.

4. Проанализировать социально-профессиональный портрет квалификационные характеристики среднего класса (г. Иркутск), опираясь на результаты самостоятельно проведенного социологического исследования представлений среднего класса.

Гипотеза. Для представителей среднего класса г. Иркутска характерно рассматривать свою работу больше, как способ самореализации, нежели как источник средств к существованию в отличии от общероссийских представлений, где работу рассматривают, и как самореализацию, и как источник средств к существованию.

Методы исследования: При проведении исследования мы использовали такие методы как, сравнительный анализ, вторичный анализ данных, синтез. Также мы пользовались таким методом исследования, как анкетирование, то есть метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты.

Эмпирическая база исследования. Мы использовали данные социологических исследований, проведенных другими авторами по проблеме социально-профессионального портрета и квалификационным характеристикам среднего класса крупных городов, статистические данные, материалы статей и монографий. Основу эмпирической базы составили данные, полученные в ходе реализации нашего исследования.

Практическая значимость. Основные положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки научно обоснованного, целостного и однозначного подхода к понятию среднего класса.

Материалы данного исследования также могут быть полезны студентам-социологам, для изучения социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик среднего класса.

Структура работы: работа состоит из введения, первой теоретической главы, второй практической главы, списка использованной литературы, заключения и приложений.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...