Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик представителей среднего класса г. Иркутска (на основе результатов социологического исследования)




Нами было проведено социологическое исследование «Анализ социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик представителей среднего класса г. Иркутска». В ходе которого был использован метод стандартизированного интервью, опрошено 17 человек, выбранных путем метода «снежного кома».

В ходе исследования мы побеседовали с 10 мужчинами и 7 женщинами. Из них были такие возрастные категории: 16-25 лет - 6; 26-35 лет - 6; 36-45 лет - 2; 46-55 лет - 2; 56-59 лет - 1. 7 человек, то есть большинство, имеют высшее образование, что совпадает с общероссийскими показетелями. 11 из них женаты. Показатели образование супругов респондентов оказались выше, из них имеют высшее образование 10 человек.

На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Практически все респонденты себя относят к среднему классу. Из опрошенных нами людей лишь один человек ответил, что не относит себя к среднему классу.

На вопрос чем для вас является ваша работа, 10 человек ответили «источником средств к существованию», таким образом, общая гипотеза нашей курсовой работы подтвердилась. Гипотеза же нашего исследования подтвердилась наполовину. Мы выяснили, что на первое место респонденты поставили такой пункт, как «источник средств к существованию», и вдвое меньше отдали предпочтение такому пункту, как «способ самореализации». Мы же предполагали, что жители г. Иркутска отдают одинаковое предпочтение и способу «самореализации» и «источнику средств к существованию». Отсюда можно сделать вывод, что большинство представителей среднего класса Иркутска, не устраивает заработная плата в городе. Также был такой вариант, как «возможность для общения» и никто не отметил таких вариантов, как «общественное признание и одобрение» и «неприятная обязанность». Общероссийские данные показывают, что на первое место представители среднего класса, ставят также, как и представители г. Иркутска «источник средств к существованию», на второе место «способ самореализации» и на третье «общественное признание и одобрение», которое иркутяне не выделили вообще. Также 3% российского среднего класса отметили пункт «неприятная обязанность».

Говоря о том, что не устраивает опрошенных в работе, мы можем отметить два главенствующих пунктов - это «маленькая заработная плата» и «условия труда». Следуя из выводов предыдущего вопроса, становится все явным, но к маленькой заработной плате, еще и добавляется и плохие условия труда. Можно сделать вывод, что для среднего класса созданы не совсем благоприятные условия в г. Иркутске. Также многие отметили такой вариант, как «нет карьерного роста». Но никто из опрошенных не ответил, что его не устраивают «клиенты» или «рутинность работы», можно сделать вывод, что сама деятельность их устраивает, и то чем они занимаются, им нравится. Общероссийские показатели говорят, о том, что средний класс не устраивает маленькая заработная плата и утомительность. В нашем же исследовании утомительность отметили всего лишь три человека.

На вопрос «На Ваш взгляд работа должна быть, прежде всего…», 12 человек ответили, «хорошо оплачиваемой», что в очередной раз подтвердило, что заработная плата иркутский средний класс совсем не устраивает. Второй по популярности ответ «интересной», так ответили 11 человек, то есть наши респонденты хотели бы работать там, где им будет интересно, а не только где хорошо платят. Эти показатели совпали полностью с общероссийскими.

Также гипотезой нашего исследования является, то, что у наших респондентов высокий уровень автономности труда (уровень самоконтроля над выполнением задания). По результатам исследования мы увидели, что большинство респондентов давали варианты ответов «контролирую себя сам» и «больше контролирую себя сам, нежели начальник. То есть большинство больше полагается на себя, либо частично контролируются начальником. Нашим респондентам нужна свобода в их деятельности, и они предпочитают, чтобы проверяли конкретный результат их трудов, нежели контролировали весь процесс.

Специальность, по которой работают опрошенные, в большинстве своем не совпадает с той, которой они обучались. Семь человек работают по специальности, а десять нашли для себя другое поле деятельности. Возможно, сказывается тенденция главное получить высшее образование, а работать можно не по специальности. Хотя в наше время лучше совершенствоваться в одной области и быть профессионалом своего дела. Общероссийские данные говорят о показателях соответствия получаемой квалификации требований выполняемой работы.

Практически все респонденты повышают свой профессиональный уровень, это связано с тем, что в век информационных технологий, невозможно быть конкурентоспособным профессионалом, без постоянного повышения своего профессионального уровня. 8 человек повышают свой уровень путем изучения новых видов деятельности. 5 человек с помощью «повышение квалификации» и 4 «с помощью соответствующей литературы».

Изменение места работы мы можем наблюдать у 11 респондентов, возможно большинство из них либо не устраивает заработная плата, судя по предыдущим ответам, либо они не нашли той ниши, где их ждут.

На вопрос «Довольны ли Вы своей работой», большинство ответили «да». Можно сделать вывод, что хоть их и не устраивает заработная плата и условия труда, все же в целом работа нашим респондентам нравится, такие же результаты и на общероссийском уровне. Но и здесь есть один парадокс. Если бы нашим респондентам предложили бы другую работу, 6 человек были бы готовы уйти с прежнего места работы. Отрицательно ответили 5 респондентов. Общероссийские показатели говорят, о том, что если представители среднего класса не удовлетворены своей работой, то менять ее не собираются.

респондентов не занимаются предпринимательской деятельностью. Может быть это как-то связано с кризисом, либо все намного банальнее, и в наше время очень трудно найти то, чем можно заинтересовать потребителей, придумать нечто новое, чего еще нет, так как если брать то, что уже «приелось», можно «прогореть», потому как у нас очень высокая конкуренция. Такие же данные мы получили и при ответе на вопрос доходах и достойном месте в обществе. Также же и на российском уровне доля предпринимателей не значительна.

По поводу престижности профессии мнения разделились. 6 человек ответили «да» и столько же «нет». «Скорее нет, чем да» ответили - трое, «скорее да, чем нет» - двое. Можно предположить, что респонденты больше считают свою профессию не престижной, возможно это опять же связано с тем, что они еще не нашли ту профессию, которая бы их полностью устраивала, обеспечивала высокий уровень доходов и предполагала за собой высокий статус в обществе.

Гипотеза нашего исследования также было, то, что большинство представителей среднего класса имеют высшее образование, таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.


Заключение

В своей курсовой работе мы рассмотрели понятие социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик среднего класса.

В частности мы коснулись понятия среднего класса в социологической традиции. Проанализировав точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что средний класс - это социально активные группы населения с высшим, неоконченным высшим или средним специальным образованием и занятые в соответствии с ним, идентифицирующие себя со средним классом, обладающие значительным культурным капиталом или стремящиеся к его аккумулированию и способные обеспечивать себе (своим семьям) средний для конкретного региона уровень жизни.

Также рассмотрели понятие социально-профессионально портрета обращаясь к исследованиям З.Т. Голенковой и пришли к выводу, что социально-профессиональный портрет - совокупность, таких показателей как, уровень образования и степень профессиональной автономии труда.

Вторая глава нашей курсовой работы была посвящена региональному аспекту изучаемой проблемы. Мы рассмотрели социально-экономические характеристики среднего класса г. Иркутска, пользуясь материалами исследования Б.Л. Токарского. Проанализировали результаты нашего исследования «Анализ социально-профессионального портрета и квалификационных характеристик представителей среднего класса г. Иркутска». Выяснили, что работа для представителей среднего класса г. Иркутска является, прежде всего, источником средств к существованию. Уровень контроля над выполнением задания достаточно высок и большинство представителей среднего класса имеют высшее образование.

Проанализировали эмпирические данные социально-профессиональных характеристик российского среднего класса с помощью исследования Н.Е. Тихоновой и на основе ее исследований смогли составить сравнительный анализ иркутских и общероссийских представлений. Пришли к выводу, что иркутский средний класс, также как и российский ориентирован в своей работе, прежде всего, на заработную плату, и чуть меньше на самореализацию. Не устраивает иркутян маленькая заработная плата и условия труда, а общероссийские показатели вместо условий труда говорят об утомительности. Говоря о том, что, прежде всего, нужно среднему классу в работе, мнения совпали, во-первых, высокая заработная плата, во-вторых, интересная деятельность. Доля предпринимателей незначительна, как в Иркутске, так и в других регионах.

Региональных особенностей в ходе интервьюирования выявлено не было. Единственное, что отступило от общероссийских показателей, это то, что иркутский средний класс не устраивают условия труда, но отнести это к региональной особенности нельзя.

Таким образом, мы пришли к выводу, что представители среднего класса г, Иркутска не сильно отличаются от общероссийских представлений


Список литературы

1. Аглиулова А.Х. Критерии идентификации среднего класса в России // Аглиулова А.Х. Автореферат, М.: 2011.

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная стратификация и мобильность // Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. М.: 2000. Т. 2. С. 289-292.

3. Казакова В.И. Средний класс как феномен пограничья // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. №6. С. 333-342;

4. Сорокин П.А. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов // Сорокин П.А. Система социологии: в 2 т. М., 2008. Т. 2. С. 668.

5. Огановский Н.П. Революция наоборот (Разрушение общины) // Антология социально-экономической мысли в России. 20-30 годы ХХ века / Под ред. А.И. Кравченко. М., 2001. С. 41.

6. Бердяев О социальной структуре общества постсоветской России // СОЦИС. 2002. №9.

7. Голенкова З.Т. Средние слои в современной России

8. Локосов В.В. Трансформация социальная // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010. С. 536.

. Голенкова З.Т. Средние слои в современной России

10. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России // СОЦИС. 2007. №6.

11. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // СОЦИС. 2007. №7.

12. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // СОЦИС. 2012. №9.

13. Беляева Л.А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // СОЦИС. 1993. №10.

14. Хахулина Л.А. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1999. №2.

15. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2.

16. Шкаратан О.И. Государственная социальная политика и стратегии поведения средних слоев. М., 2009.

17. Радаев В.В. Формирование мифа о среднем классе в посткоммунистической России // Средний класс в России. Проблемы и перспективы. М., 1998.

18. Левада Ю.А. От мнений к пониманию. Социологические очерки 1993-2000. М., 2000.

19. Средний класс в современной России / Отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. М., 2008.

20. Н.В. Кузнецова Подбор и расстановка кадров. Издательство Дальневосточного университета Владивосток, 2010.

21. Токарский Б.Л. Задачи формирования среднего класса как социальной базы рыночных преобразований. М., 2012. С. 333-338.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...