Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средний класс в Иркутске: социально-экономические характеристики




 

В данном параграфе мы рассмотрим социально-экономические характеристики среднего класса. В литературе данный вопрос на примере г. Иркутска не проработан, поэтому в центре нашего внимания будет работа Б. Токарского «Исследование экономической мотивации населения».

Оценка материального положения может быть дана исходя из доли средств, которые семья тратит на приобретение продуктов питания. По оценкам экспертов, если расходы на питание составляют до 30% бюджета семьи, то это обеспечивает нормальное существование индивида и его семьи, от 30 до 70% - простое воспроизводство; при расходах на питание свыше 70% бюджета происходит деградация, не хватает средств даже для простого воспроизводства [21].

По данным статистики, в 1999 г. доля потребительских расходов в среднедушевом доходе населения Иркутской области была достаточно велика - 70,4%; 60,2% семейного бюджета уходило на покупку продуктов питания.

Проведенное в 2001 г. в режиме краткосрочного мониторинга исследование уровня жизни и процессов маргинализации населения г. Иркутска показало, что в 2001 г. 46,3% опрошенных имели средства для полноценного существования, 27,2% - для простого воспроизводства и 26,5% респондентов имели доход ниже бюджета прожиточного минимума. В сравнении с 1996 и 1998 гг. налицо позитивные сдвиги в структуре расходов иркутян (в 1998 г. проводился социологический опрос по теме «Диагностика социально-экономических и политических настроений населения г. Иркутска в условиях кризисной ситуации»).

Сравнение доли расходов на питание в семейном бюджете различных социальных категорий показывает, что в более трудном экономическом положении находились в первую очередь пенсионеры и безработные как самые слабозащищенные группы населения, немного выше был жизненный уровень военнослужащих. К среднеобеспеченным можно отнести рабочих и служащих различных отраслей и форм деятельности. Вполне естественно, что наиболее обеспеченными слоями населения, если судить по данному индикатору уровня жизни, являлись граждане, занимавшиеся предпринимательской деятельностью, а также профессионалы высокого класса и руководящие работники.

Снижение уровня доходов в 1990-е гг. более всего отразилось на питании. Его ухудшение имело качественный характер. Потребление мясных и молочных продуктов (а также рыбы, яиц, фруктов и овощей) в среднем по России упало едва ли не до уровня конца 1950-х и начала 1960-х гг. Возврат к старым тенденциям - к нищенскому хлебно-картофельному типу питания - затронул большинство населения.

Анализ результатов социологического опроса позволил сделать вывод, что значительная часть респондентов остро ощущала недостаток основных продуктов питания: мяса и мясных продуктов недоставало 45,5% опрошенных; на нехватку молока и молочных продуктов ссылались 16,0% анкетируемых; рыбных продуктов недоставало 17,9% респондентов; более половины (51,9%) указали на недостаток фруктов и ягод.

Закономерна и неудовлетворенность населения качеством питания. Более чем половина опрошенных отметила, что материальные возможности их семьи позволяют обеспечить нормальное полноценное питание (без деликатесов). При аналогичном исследовании уровня жизни населения г. Иркутска в 1988 г. считающих, что их семья питается «хорошо», было 33,3%, в то время как, по данным исследования конца 2001 г., таких стало значительно больше - 43,3%; 17,6% респондентов отметили, что в их семье «питаются так, как им хочется, ни в чем себе не отказывая». Наиболее полноценное питание в семьях предпринимателей и руководителей по сравнению с семьями пенсионеров, рабочих, военнослужащих и безработных.

Наличие предметов длительного пользования служит гораздо лучшим индикатором имущественного и социального положения их владельцев, поскольку, в отличие от жилья, предметы длительного пользования относятся к категории собственности, которая гораздо быстрее «наживается» и в подавляющем большинстве случаев является результатом приобретений последнего времени данным поколением семьи [21].

В частности Б.Л Токарский рассматривал, как шло обновление домашнего имущества жителей г. Иркутска в 1990-е гг. За этот период произошло снижение реальных доходов и жизненного уровня большинства населения, что ограничивало его покупательную возможность и запросы. Одновременно шел процесс как физического, так и морального старения домашнего имущества, которое в основном было приобретено в 1980-е гг. Поэтому покупка предметов длительного пользования может служить показателем того, что уровень жизни отдельных социальных слоев не снижается.

Если 20-30 лет назад признаком достаточно высокого благосостояния семьи служило наличие в доме холодильника или телевизора, то сегодня это уже автомобиль, дача, компьютер, моторная лодка, стиральная машина-автомат, мобильный телефон. На сегодня 36,2% жителей города имеют автомобиль, приобретенный после 1990 г., который в нашей стране все еще остается символом статусного потребления.

Из перечисленных предметов престижными в сегодняшнее время являются, прежде всего, новый автомобиль, камера и DVD-плеер, цветной телевизор, персональный компьютер, мобильный телефон, фотоаппарат, кухонный комбайн.

Если некоторые виды имущества еще остаются индикаторами благосостояния как таковые, то в отношении других видов скорее имеет значение современная и дорогостоящая марка. В связи с этим наличие того или иного предмета вообще и наличие недавно купленного того же предмета имеет разный социальный смысл. Так, в послереформенный период опрошенные чаще всего покупали цветной телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, холодильник, пылесос, устанавливали телефонную связь дома.

Нельзя не заметить, что по ряду позиций наблюдались существенные различия в обеспеченности представителей разных социальных слоев населения предметами длительного пользования.

Из приведенных данных видно, что за последнее десятилетие респондентами из разных социальных категорий было сделано значительное число покупок практически всех видов имущества. Наиболее популярными у всех категорий населения были приобретение цветных телевизоров, видеомагнитофонов, фотоаппаратов, пылесосов и установка домашних телефонов. Эти виды товаров были куплены более чем половиной всего населения.

Особенно большое количество приобретений товаров длительного (в том числе статусного) пользования было сделано наиболее обеспеченными группами населения - предпринимателями, руководителями. Так, почти каждым из предпринимателей в послереформенный период был куплен цветной телевизор, более чем каждым третьим - видеомагнитофон, видеокамера и мобильный телефон. Последние оставались в начале 1990-х гг. предметами престижного, статусного потребления. Более 80% предпринимателей смогли позволить себе покупку автомобиля. Также чаще, чем другими категориями населения, предпринимателями приобретались такие предметы длительного пользования, как стиральная машина-автомат, пылесос, персональный компьютер, микроволновая печь.

В отличие от предметов длительного пользования, сколь бы престижными они не были, подлинным капиталом является земля, что подтверждается и результатами опроса. Земельной собственностью, приобретенной после 1990-х гг., обладают 24,8% опрошенных. Чаще других категорий населения земельные участки приобретали предприниматели (более половины из данной группы опрошенных) и руководящие работники (более четверти). Необходимо отметить, что под земельной собственностью подразумеваются дачно-садовые участки горожан (размером 4-6 соток). Считать капиталом такую земельную собственность вряд ли целесообразно. Она, скорее, является источником натуральной добавки к семейному бюджету в виде продуктов питания и для многих - средством сэкономить на отдыхе. В связи со сказанным представителей всех социальных групп, кроме фермеров, уместно назвать номинальными землевладельцами. Реальными же землевладельцами считается небольшая часть населения (не попавшая выборку), которая обладает земельными участками от 0,06 га и более.

Еще одним показателем, характеризующим уровень благосостояния населения, является накопление. Несмотря на положительные тенденции в уровнях доходов и потребления, значительная часть населения не склонна к накоплению денежных средств. 63% респондентов не имеют накоплений, так как, по их словам, «все уходит на текущее потребление». Столь низкий сберегательный потенциал населения связан с невысоким уровнем доходов, с характером сберегательного поведения граждан, с быстрым ростом цен, приводящим к обесценению сбережений, с отсутствием надежных способов сбережения и с большим риском их потери. Из тех же, кто имеет сбережения, 40,3% откладывают деньги на непредвиденный случай, на «черный день», 24,5% - на проведение ремонта в квартире, 24,0% респондентов копят средства на помощь детям (например, для получения образования, для вступления в брак и т.п.), 21,4% - на покупку дорогих вещей. Новым сберегательным мотивом, который все больше получает распространение в связи с распадом бесплатной системы здравоохранения и образования, является необходимость накоплений для получения образования и для лечения, восстановления здоровья.

Вместе с тем наблюдаются и значительные различия целей сбережений разных категорий населения в зависимости от рода деятельности. Для лиц, занимающихся предпринимательским или руководящим делом, покупка одежды, обуви, товаров для дома уже не является столь значимым мотивом, как для лиц менее обеспеченных. Представители высших страт чаще сберегают деньги для отдыха, ремонта квартиры, вложения в собственный бизнес. В этом состоит принципиальное отличие мотивации сбережений более высокодоходных и высокостатусных слоев населения.

Б.Л. Токарским были выявлены наиболее предпочтительные формы накоплений. Граждане предпочитают вложение денежных средств в недвижимость, а именно в покупку квартир, дач, а также земельных участков. Этот вид накопления привлекает 46,0 и 40,1% опрошенных соответственно. На втором месте традиционная форма сбережения денег - вклады в Сбербанке, которой пользуются 29,8% населения. Относительно новой в послереформенный период стала практика перевода национальных денежных знаков в валюту.

Одним из косвенных показателей уровня потребления населения является форма проведения досуга и отпуска. Большинство людей ощущают острый дефицит в плане возможностей проведения свободного времени таким образом, каким бы им хотелось. Почти половине респондентов недоступны такие формы досуга, как посещение театров и кинотеатров, музеев, выставок, гастрольных концертов эстрадных исполнителей, ресторанов и кафе, а также спортивных залов. Наиболее популярны среди всех опрошенных независимо от уровня их доходов и предпочтений посещение театров, куда время от времени ходят 52,9% населения, и выезд на природу, что является периодической формой отдыха для 80,5% людей и частой или регулярной - для 21,5%.

Одним из важнейших факторов выбора той или иной формы проведения досуга с учетом не отделимых от многих видов досуговой активности дополнительных затрат является уровень материальной обеспеченности граждан. Таким образом, чем выше место того или иного слоя на социальной лестнице, тем больше в нем людей с более активным, богатым и разнообразным образом жизни, и наоборот. Предпочтение активным формам досуга отдают люди не только с высокой материальной обеспеченностью, но и с высоким образовательным и квалификационным уровнем. В основном это молодежь.

Отдых за рубежом и туристическая поездка по нашей стране оказались доступны для 2,4 и 2,1% опрошенных соответственно.

Необходимо отметить, что для некоторых отдых по санаторно-курортным путевкам доступен благодаря социальной помощи со стороны предприятий, на которых они работают, следовательно, такой вид потребления вряд ли может говорить о высоком жизненном уровне этих людей.

Итак, значительное снижение уровня реальных доходов населения предопределило заметное ухудшение основных показателей потребления и вообще условий жизни большей его части в 1990-е гг. Но вместе с тем эмпирические данные свидетельствуют о том, что в одних случаях можно говорить о сравнении достигнутого ранее и ставшего привычным уровня жизни, в других - даже о его повышении.

Проведенные социологические исследования позволили сделать ряд выводов о тенденциях, формирующих уровень и образ жизни населения нашего города, и сформулировать рекомендации по повышению уровня жизни иркутян.

Современной социально-экономической ситуации в России свойственно такое явление, как небывалое расширение масштабов бедности. Последнее десятилетие характеризуется особенно резким увеличением численности бедного населения. Это подтверждается и данными статистических органов, и результатами многолетних социологических исследований уровня жизни населения, в том числе проводимыми в г. Иркутске.

Расширение масштабов бедности в обществе стало одним из самых негативных последствий рыночных преобразований в России. Выталкивание огромных масс людей в маргинальные слои, на обочину социально-экономического процесса уже сегодня рисует нелицеприятные картины нашей действительности. С одной стороны, обнищавшее население является балластом для российской экономики. Это те люди, для которых достижение нормального уровня жизни становится невозможным в силу не только объективных экономических условий и причин, но также и их субъективного отношения к жизни. С другой стороны, подобная категория членов общества становится источником возникновения и распространения всевозможных деструктивных социальных явлений и процессов. Все более распространяющаяся субкультура бедных и маргиналов вследствие расширения своей социальной базы становится способной оказывать более сильное влияние на социокультурные ценности и установки общества в целом. Уже сегодня мы отмечаем падение нравственности в обществе до критического уровня, нигилизм, распущенность. С политической точки зрения маргинализация россиян на руку представителям экстремистски настроенных партий и течений, поскольку политически активная часть так называемого протестного электората и составляет необходимую политическую базу для претворения в жизнь намеченных целей.

Таким образом можно говорить о том, что к представителям среднего класса г. Иркутска относят, прежде всего, рабочих и служащих различных отраслей и форм деятельности, предпринимателей, профессионалов высшего класса и руководящих работников, которые имеют средства для полноценного существования.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...