Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Логические основы редактирования. Работа редактора над логическими ошибками




Редактор должен знать основные законы логики (тождества, противоречия, исключённого третьего, достаточного основания), уметь применять их на практике. Приёмы выявления логических связей (слова и знаки препинания, соотнесение суждений или понятий, выделение суждений и «свёртывание» их до более простых высказываний). Правила построения логического доказательства.

Типы ошибок. Понятие текстовой ошибки. Классификация ошибок (по А.Н. Беззубову). Понятие об «авторской вольности» и «авторской глухоте».

Логические ошибки. Причины возникновения (по А.Н. Беззубову): 1) психические нарушения; 2) сокращённое умозаключение; 3) плохое владение языком. В результате говорят об ошибках собственно логических, ошибках мышления и ошибках речи. Плеоназм. Небрежное словоупотребление. Логический скачок (неправильное употребление конструкций с предлогами «кроме», «наряду» и т.п.). Повествовательный алогизм. Неясно. Амфиболия. Обычно говорят о логических ошибках: смещение плана изложения; сопоставление логически неоднородных понятий; утверждение взаимоисключающих понятий; неверное установление причинно-следственных связей. Самостоятельная работа с текстами.

Тема 9. Зарождение редактирования в России

Редактирование – совокупность творческих и практических действий, направленных на создание и распространение книг. Первые действия по редактированию были неосознанными (зарубки, рисунки и т.п.). В древнерусских литературных памятниках сложно заметить результат работы редактора (специфика текста: текучесть, отсутствие авторства и т.д.). Редактирование на ранней стадии – договоры русских князей с Византией (8-10 вв.). «Русская Правда» отличается краткостью и точностью языка, обработанностью формулировок. В русские летописи («ансамбль») входили разнообразные сочинения, различные своды, списки, редакции («Повесть временных лет»). Закладывалась основа так называемой работы над фактическим материалом. «Изборник Святослава» – редакторская работа проявляется в подборке текстов. Новый этап в развитии редактирования связывают с появлением книгопечатания. Предъявлялись новые требования: требовались сведения о содержании книги, должна быть удобна в прочтении и т.п.; она оснащается аппаратом. Деятельность Ивана Фёдорова («Апостол», «Учительное Евангелие»).

Редактирование на начальном этапе – творческий процесс; имеет расширительные функции, захватывая в качестве объекта книгу в целом. Его задача – подбор адекватных средств для выражения содержания.

Тема 10. Редакционно-издательская деятельность в России XVII века

В XVII веке печатная и рукописная книги существуют параллельно. Просветительская деятельность Московского печатного двора. «Азбука на листу», «Букварь», Часовник (Часослову) и Псалтырь как «учебные» издания. Создание Правильной палаты (исправляли рукописи и сверяли печатные тексты). Организационные аспекты подготовки изданий.

Деятельность В.Бурцева в качестве типографа и редактора («Святцы», «Азбука»). Переход учебной церковной книги в светскую учебную книгу. «Грамматика Словенския правильно синтагма» Мелетия Смотрицкого. Открытие училища, в котором готовились кадры для Московской типографии.

Деятельность Симеона Полоцкого – редактора и издателя в Верхней типографии Московского печатного двора («Скитание удобное», «Вертоград многоцветный», «Рифмологион», «Букварь»). Редактирование «Псалтыри рифмотворной» - канонический размер текста; использование формы силлабического стиха, замена отдельных слов другими для разъяснения текста; введение определений, имеющих характер эпитетов.

Редакторская деятельность Сильвестра Медведева. Вмешивается в художественную и смысловую ткань произведений дописывает, переписывает стихи, развивая образы, созданные Полоцким. Обеспечивал доступность содержания, внимание уделялось литературной правке, работе над языком и стилем произведения.

К концу XVII века в русской редакционно-издательской практике формируются некоторые принципы и методы редактирования изданий, предназначенных читателям-неспециалистам, складываются отдельные элементы аппарата таких изданий.

Тема 11. Редакционно-издательская практика в России XVIII века

Изменения в издательской практике начала XVII века. Развитие типографского дела (частные издательства). Развитие репертуара и видотипологического состава массива изданий. Редакционно-издательская деятельность Петра I. Требование к «азбуке лёгкой для чтения и удобной в наборе». Введение гражданского шрифта. Подготовка профессиональных переводчиков. Значение «Указа о вольных типографиях» (1783 г.) для становления издательского дела. Расширение числа читателей, рост выпуска отечественной и переводной литературы (Гете, Вольтер и др.). Развитие научной и учебной литературы. Издательская деятельность Академии наук («Санкт-Петербургские новости»). Литературная деятельность Ф.Прокоповича, В.Тредиаковского, М.Ломоносова и др. Русские журналы 18 века как средство самовыражения автора, редактора и издателя. Журнальная полемика – борьба за читательскую аудиторию. Редакционно-издательская деятельность Н.Новикова. Ориентация на читательские интересы. Отбор сочинений для публикации реализуется в структуре и отдельных элементах издания. Расширяется тематика, появляются новые жанры публикаций (разговор с крестьянином). Развивается справочный аппарат. Вырабатываются критерии отбора материала и способы его подачи в учебных изданиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...