Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самостоятельная работа студентов




Самостоятельная работа к занятиям:

К теме: «Текст как предмет работы редактора. Корректорские знаки. Этапы работы над рукописью»

Работа с текстами.

Отредактируйте тест, используя корректорские знаки.

Языковые выкрутасы рекламы.

Текст,безусловно, является важным компонентом рекламы, так как именно он предаставляет потребителю всю информацию о продукте. текст рекламный призван создать образ товара, и от автра зависит, каким будет этот образ: эмоциональным или рациональным, серьёзным или юмористическим. Для достижения цели реклама активно использует всю выразительность и богатство языка. В первую очередь, реклама активно использует тропы – это метафоры, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты и некоторые другие обороты речи.

Тропы действительно обладают сильным воздействием на потребителя. Обнако стоит помнить некоторые моменты. Кроме того, в рекламном обращении нужно стараться избегать неуместно цветастых эпититов типа: «Неописуемый восторг покупателей».

В рекламных заголовках и текстах используются все виды тропов, но частота, с которой употребляются отдельные виды тропов, различна.

К сожалению, мы часто достаточно сталкиваемся с довольно странными рекламными построениями, пытающимися быть выразительными неблагодаря, а вопреки правилам русского языка.

Рассмотрим несколько примеров:

1. «Эти витамины нравятся его глазам так же, как моим волосам». Эту фразу можно просто оставить без коментариев, ограничившись только уточнением, что это вычказывание

2. принадлежит рекламе шампуня и остатся пожалеть «его глаза».

3. «Продаётся автомобиль ВаЗ в хорошем состоянии, выглядит хорошо». Выглядеть хорошо может человек, а вот для автомобиля эта характеристика является достаточно странной.

В целом выбор языковых средств и языковой техники изложения должен зависеть от целей и задач данной рекламы, от характеристик и потребительских ожиданий целевой аудитории, от типа рекламного сообщения.

Выбор публицистом формы отрицательной оцнки человеа определяет успешность коммуникации и является показателем уровня культуры общества.

Литература для самостоятельного изучения

1. Гальперин И.С. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

2. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 2002.

3. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2005.

4. Словарь-справочник автора. М., 1979.

5. ГОСТ 7.62-90

 

К теме: «Психологические предпосылки редактирования. Этапы работы над рукописью»

Литература для самостоятельного изучения

Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2005.

Решение кейса: «Работа редактора с автором»

 

К теме: «Методика редактирования текста. Виды правки»

Работа с текстами.

Проведите правку-сокращение текста. Постарайтесь обосновать свою позицию в каждом конкретном случае сокращения.

1. Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую вы ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А есть память на запахи.

Людям во всём помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться, тренировать. Иными словами память надо развивать.

2. Итальянская фирма «Фиат», широко известная в мире своими научно-техническими достижениями, построила скоростной поезд, который сократил пятичасовой путь от вечного города Рима до Милана на час с лишним. На поворотах довольно сложной и извилистой трассы весь поезд слегка наклоняется, чтобы центробежная сила не бросала пассажиров на стенки. Скорость этого нового замечательного поезда на отдельных участках пути доходит до 350 км/ч. (Текст цитируется по: Голуб 2004).

В данных примерах найдите глазные ошибки и сгруппируйте их в соответствии с классификацией.

1. Не забывайте правила хорошего стона. 2. Взятки сладки. 3. Наломать даров. 4. Кулинарный рецепт: … предварительно очделить мясо от гостей. 5. Министервство культуры. 6. Занятия со спротивным уклоном. 7. Пушное цветение. 8. Грустно слоняются ивы. 9. Бендяга проигрался. 10. Газета «Кранты». 11. Потность населения. 12. Удивительное великоляпие. 13. Черномордское побережье. 14. Метод пробок и ошибок. 15. Рукописъ ввергнуть автору. 16. Вступили барак по любви. 17. Мыло для души.18. Первоопечатник. 19. Декларации, предоставляемые иными плафельциками. 20. Продолженик следует. 21.В квартире никто не пописан. 22. Гражданин не зарегистрирован в этом помешении как поживающий в нём. 23. Способность более эффективно вешать актуальные проблемы. 24. Компьютер не только обличает работу, но и экономит средства. 25. Эту статью решили внять с пубикации, а другую сдать с коментариями специалсиста. (Текст цитируется по: Голуб 2004).

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. М., 1974. С.34-39.

2. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М., 2004. С.100-135.

 

К теме: «Работа редактора над фактическим материалом»

Работа с текстами.

Найдите фактические ошибки. Объясните их.

Русские писатели в Эрмитаже.

В 18 и первой половине XIX века Эрмитаж был практически недоступен для обычных нетитулованных граждан. До 60-ых г.г. прошлого столетия специальные пропуска для входа в Эрмитаж выдавались его хранителем и придворной конторой. Посетители были обязаны являться в музей во фраках, военные и чиновники – в костюмах. Но ещё в конце 19 века неограниченный доступ в Эрмитаж имели писатели, снискавшие особое доверие и симпатии Екатерины II. Такой поблажкой пользовался поэт А.Р. Державин, позднее – писатель и историк Н. Карамзин.

А.С. Пушкин писал Бенкендорфу 24 февраля 1839 года: «… осмеливаюсь вновь беспокоить Вас покорнейшею мольбой: о дозволении мне рассмотреть находящуюся в Эрмитаже библиотеку Вальтера». Просьбу Пушкина поддержал близкий ко двору Николая II поэт В.И. Жуковский. В марте того же года он отправил Пушкину письмо и вложил в него заветный билет с припиской: «Посылаю тебе билет в Эрмитаж; он на всю вечность. Его при входе отдавать не должно…».

Многие русские писатели были постояльцами музея; здесь черпали они новые впечатления для сердца и ума.

Принимая во внимание все сокровища, которые вмещает Эрмитаж, он представляет единые художественный монумент, которым отечество наше может гордиться так же базисно, как Франция гордится Британским музеем, Англия - Лувром. (Текст с изменениями цитируется по: Развитие речи для 8 кл. М., 2001).

Отредактируйте текст.

Портфель Гогаля.

В фондах Московского музея Пушкина появился потрёпанный кожанный коричневый партфель с тремя частями и стальным блестящими замком. Это портфель Николая Васильевиеча Гоголя.

Привлекает внимание портрет девушки в лёгком светлом платье с удивительно красивыми, задумчивыми очами. Это Анна Оленина, чей образ запеечатлен во многих пушкинских стихах. Этот портрет принадлежит кисти известного художника первой половины 19 столетия Валидимира Гау. Музей приобрёл ещё несколько портретов людей, которые были связаны с великим поэтом: французского литератора и портретиста Ксавье дн Местра (близкого знакомого пушкинской семьи, автора известного портрета Надежды Осипавны Пушкиной, матери поэта), Ивана Дмитриеевича Лужина, «сватья» Пушкина, его свецкого приятеля, способствовавший браку поэта с Н.Н. Гончаровой, писателя Владимира Сологуба и других.

Ещё один экспанат поступил недавно в музей: это своеобразный, очень интересный портрет Пушкина, сделанный современной народной художницей Польши Анной Чарторыжской и подаренный ею Советскому Союзу. (Текст с изменениями цитируется по: Абрамович 1974).

Литература для самостоятельного изучения

1. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. М., 1974.

2. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М., 2004.

К теме: «Работа редактора над речевыми ошибками»

Работа с текстами.

В средствах массовой информации (газетах, журналах) и художественных произведениях найдите и выпишите следующие экспрессивные речевые приёмы (логические ошибки):

- катахреза – приём, состоящий в несовместимом сочетании слов, противоречащих друг другу понятий (без контраста);

- оксюморон – приём, состоящий из сочетания слов, противоречащих друг другу по контрасту;

- гистерон-протерон (событийная инверсия) – нарушение временной последовательности событий;

- нелогичное перечисление;

- нелогичное противопоставление – неправильное употребление слов «тоже» и «кроме»;

- стилистический плеоназм;

- стилистическая амфиболия.

К теме: «Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки»

Работа с текстами.

Задание 1. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. Горшочные цветы (надпись на магазине). 2. Брикет на вафлях (надпись на мороженом «Ваня-2»). 3. Приглашаем на уральский медитативный лагерь. 4. Не рискуйте своей жизнью, доверьте это профессионалам. 5. Немецкая принцесса Софья Фредерика Августа вошла в историю России как императрица Екатерина 2. Она не думала, наверное, что своим Манифестом (1763) не только приглашает немецких крестьян заселять русские просторы, но и протягивает от Германии крепкую нить, которую Пётр 1 привяжет потом к России накрепко морским узлом. 6. Он предлагает своей девчонке расстаться, ибо обязан вести не жизнь,… приёмчик слизан со второй части. 7. «Ушли в тираж» (о книге «Рискованный бизнес»).8. В отделении ортопедии стоматологи создадут улыбку ручной работы. 9. В стоматологической клинике «Стома» удалось соединить современное оборудование… и лучших врачей-стоматологов города Тюмени. 10. МВД провело… операции, выявившие самых неаккуратных пиратов. Так что борьба с промышленным плагиатом – это не только стремление восстановить справедливость. 11. Само словосочетание «Большой брат» явил миру великий англичанин Дж.Оруэлл, чей роман «1984», …стал не только классикой антитоталитарных дистопий, но и до сих пор может рассматриваться как исключительной мощи футурологическое произведение. 12. Число тучныхVIP-ов, способных диктовать спрос, растёт. 13. Вопросы по любым ВУЗовским дисциплинам. 14. Мы меняем голкипера на пятого полевого игрока и почти сразу пропускаем: Абышев потерял мяч у линии аута, и Чистополов дольним ударом послал его в дальние ворота. После чего судьба матча прояснилась окончательно. 15. Филатьев Валентин Игнатьевич. Выпускник Ишимского ДОСААФ … Жил и работал в школе. 16. Акупунктурное программирование – это реальная возможность эффектно похудеть. 17. Остальные девушки будут активничать с ним.

Задание 2. Отредактируйте тест, используя корректорские знаки.

Родовые обряды народов манси.

Вы, наверное, наверное, слышали о том, что ребёнок считается пришедшим из другого мира, мира мёртвых. Культура каждого народа имеет определённый набор обрядов, обеспечивающих переход ребёнка из одного мира в другой. Во время родов все члены семьи уходили из дома, кроме мужа. Когда появлялся на свет новый человек, его ждали сразу четыре мамы.

Среди жителей Якутии, Чукотки и магаданской области существует преданье, что бивень мамонта, соаприкаснувшийся с телом человека, защищает его душу от тёмных сил зла. Хотя мамонты давно вымерли их остатки уже пора заносить в Красную книгу. В магаданской области ежегодно добывают 1-2 тонны бивня. Счастливчик, откопавший целый скелет и добровольно сдавший его в якутский Музей мамонта, может рассчитывать на поощрение в 30000 рублей. Но полностью укомплектованные скелеты вымерших животных встречаются редко. Чаще удаётся добыть разрозненные элементы, которые попадают в руки резчиков. Кстати, последние открытия показывают, что линия изогнутости бивней и характерные потёртости на них свидетельствуют о том, что мамонты пользовались ими не так, как их индийские и африканские правнуки. Учёные пришли к выводу, что в эпоху мамонтов климат не был жарким и древние северные «слоны» бивнями, скорее всего, разгребали снег в поисках съедобной травки.

Чтобы приостановить отток исторического бивня за границу государство издало Указ, в котором останки древнего животного провозглашены национальным достоянием. Теперь для вывоза бивня или изделия из него за пределы Магадана необходимо на томожне представить справки, подтверждающие, что для государства это не является трагической потерей.

Бивень мамонта – капризный материал, ведь пролежал в вечной Мерзлоте 10000 – 40000 лет. Сейчас в Магадане работают около 50 костоломов среди которых есть зеки. Изделия из бивня, как правило, небольшие, но дорогие. (Текст с изменениями цитируется по: Накорякова 2002).

Литература для самостоятельного изучения

1. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М., 2004.

2. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М., 2002.

 

 

К теме: «Логические основы редактирования. Работа редактора над логическими ошибками»

Литература для самостоятельного изучения

1. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. М., 1974. С.124.

2. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. СПб., 1997. С.27-38.

 

Задание

 

К теме: « Зарождение редактирования в России»

Подготовить проект оформления современного издания в традиции древнерусских книжников и редакторов (XI- XVII веков). Представить титульный лист, оглавление и одну печатную страницу текста.

Подготовить сообщение по материалам:

1. Книга и мировая цивилизация: Материалы XI межд. науч. конф.: В 4 т. М., 2004. Т.2. С.16-18; 20-21; 22-24.

2. Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства / Под ред. Д.С. Лихачёва. Ленинград, 1985. С.424-433; 439-448.

Литература для самостоятельного изучения

1. Глухов А. Первые на Руси // Глухов А. Русь книжная. М., 1979. С.30-56.

2. Раутенберг У. Появление титула в эпоху раннего книгопечатания // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI межд. науч. конф.: В 4 т. М., 2004. Т.2. С.86-89.

 

К теме: «Редакционно-издательская деятельность в России конца XVI - XVII веков»

Литература для самостоятельного изучения

1. Книга и мировая цивилизация: Материалы XI межд. науч. конф.: В 4 т. М., 2004. Т.2. С.25-29; 75-79.

2. Дегтеренко А.Н. Авторские элементы Ивана Фёдорова в книгопечатании (на примере Острожской Библии 1580-1581 гг.) // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI межд. науч. конф.: В 4 т. М., 2004. Т.2. С.56-60.

3. Пушков В.П. Покупка изданий Московского печатного двора светской знатью в течение 1636/37года // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI межд. науч. конф.: В 4 т. М., 2004. Т.2. С.79-82.

4. Рамазанова Д.Н. Библиотека Славяно-греко-латинской академии в конце XVII в. // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI межд. науч. конф.: В 4 т. М., 2004. Т.2. С.82-85.

5. Федоров В.В. Глоссы и интерполяции в «Потребнике иноческом» 1639 г. (к постановке вопроса о роли комментариев в старопечатных книгах) // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI межд. науч. конф.: В 4 т. М., 2004. Т.2. С.92-94.

6. Баренбаум И.Е. История книги. М., 1984.

7. Книговедение. Энциклопедический словарь. М.,1982.

К теме: «Редакционно-издательская практика в России XVIII века»

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Особенности редакционно-издательской деятельности в России XVIII века», используя статью Н.А. Радищева «Беседа о том, что есть сын Отечества» или Д.И. Фонвизина «Вопросы к издателю «Былей и небылиц»».

Литература для самостоятельного изучения

1. Быкова Т.А. О некоторых чертах оформления книг времен Петра I // Книга: Исследования и материалы. Сб.1. М.,1959. С.224-252.

2. Баренбаум И.Е. Французская переводная историческая книга в России во второй половине XVIII века // // Книга: Исследования и материалы. Сб.82. М., 2004. С.217-247.

3. Луппов С.П. Книга в России в после петровское время. 1725-1740. Л., 1976.

4. Макеева В.Н. М.В. Ломоносов – составитель, редактор и рецензент лексикографических работ // Вопросы языкознания. 1964. №5.

5. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение 18 века. М.-Л., 1952.

6. Мартынов И.Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1981.

8. Немировский Е.Л. Новиков – русский издатель XVIII века // Русская речь. 1986. №5. С.115-119.

7. Самарин А.Ю. «Сие выдумано в пользу общества и автора»: Подписные издания в России второй половины XVIII века // Новое литературное обозрение. 2002. №54. С.146-163.

9. Шарков О. Первопроходец // Нева. 1994. №5-6. С.330-338.

К теме: «Развитие редактирования и издательского дела в России 1/3 XIX века»

Задание 1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Особенности редакционно-издательской практики в России 1/3 XIX века», используя статьи А.С. Пушкина «О журнальной критике». «Несколько слов о мизинце г.Булгарина и о прочем». «От редакции» или В.Г. Белинского «Ничто о ничём, или Отчёт г. издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы».

Задание 2. Подготовить макет проекта журнала, учитывая традицию редакционно-издательской деятельности в России XVIII – нач. XIX вв. (рубрикация, название, тематика, принципы отбора материала, направленность издания). Обосновать концепцию журнала.

Литература для самостоятельного изучения

1. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., 1989.

2. Западов А.В. От рукописи к печатной странице. М., 1978. С.65-114.

3. Фейнберг И. Незавершённые работы Пушкина. М., 1969. С.68-69.

4. Фризман Л.Г. Пушкин и «Северные цветы» // Северные цветы на 1832 г. М.,1982. С.295-337.

5. Клейменова Р.Н. Книжная Москва ½ XIX века. М.,1991. С.172-189, С.201-210.

6. Сайтанов И.Д. Стихотворная книга. Пушкин и рождение хронологического принципа // Редактор и книга. Сб. статей. М., 1986. С.123-160.

7. Смирнов Н. Первое иллюстрированное издание басен // Смирнов Н. Рассказы о книгах. М., 1960. С.232-238.

8. «Современник», литературный журнал А.С. Пушкина. 1836-1837. Избран. Страницы. М., 1988.

9. Станько А.И. Пушкин-журналист и редактор. Ростов-на-Дону, 1973.

К теме: «Формирование принципов редактирования в России 40-50-х годов XIX века»

Выделите наиболее яркие особенности стиля и организации материалов в журнале А.И. Герцена и Н.П. Огарёва «Колокол» (характер заголовков, рубрикация, образность и эмоциональность речи, структура раздела «Смесь»).

Литература для самостоятельного изучения

1. Герцен А.И. Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Объявление о «Полярной звезде». Предисловие к «Колоколу». Нас упрекают. От редакции // Есин Б.И. История русской журналистики. Хрестоматия. М., 1991 (или другое издание).

2. Гин М.М. Некрасов – литературный критик. Петрозаводск, 1957.

3. Назаревский А. Пометы Некрасова на рукописи Страхова // Литературное наследство. Т.53-54. М., 1949. С.85-87.

4. «Полярная звезда», изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1960 (серия «Литературные памятники»).

5. Сикорский Н.М. Некрасов – редактор // Некрасов в школе. М.,1960. С.88-120.

 

К теме: «Редакторская практика в России 60-80-х гг. XIX века»

Литература для самостоятельного изучения

1. Есин Б.И. История русской журналистики. М., 1989.

2. Заславский Д.И. Демократический журнал «Отечественные записки» М.Е. С.-Щедрина // Щедрин-редактор и публицист. М., 1953.

3. Лапшина Г. Русская пореформенная печать 70-80-х годов XIX века. М., 1985.

4. Мордовченко Н.И. М.Е. Салтыков-Щедрин – редактор Г.И. Успенского // Глеб Успенский: Материалы и исследования. Т.1. М.-Л.,1938. С.395-427.

К теме: «Развитие редактирования в России конца XIX – начала XX веков»

Литература для самостоятельного изучения

1. Видуэцкая И.П. А.П. Чехов и его издатель А.Ф. Маркс. М., 1977. С.58-94.

2. Динерштейн Е.А. А.С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. М.,1998.

3. Динерштейн Е.А. А.П. Чехов и его издатели. М., 1990.

4. Летов Б.Д. Короленко-редактор. Л.,1961.

5. Кедрова ММ. И.С. Тургенев как редактор произведений М.Вовчок // Книга и мировая цивилизация: Сб. М., 2004. Т.1. С.183-188.

6. Николаева С.Ю. А.П. Чехов как читатель и редактор «Русских народных картинок» Д.А. Ровинского // Книга и мировая цивилизация: Сб. М., 2004. Т.1. С.214-218.

К теме: «Особенности редакторской школы в России ХХ века»

Литература для самостоятельного изучения

1. Голубева О.Д. Горький-издатель. М., 1968.

2. Зворыкин А.А. С.М. Вавилов – редактор БСЭ // Памяти Сергея Вавилова. Сб. М., 1952. С. 116-133.

3. Ланда Е.В. Мелодия книги: Александр Блок-редактор. М., 1982.

4. Лихтенштейн Е.С. Редактирование научной книги. М., 1967. С.227-254.

5. Лишевский В.П. Учёные – популяризаторы науки. М., 1987.

6. Розанов И. Блок-редактор поэтов // Розанов И. Литературные репутации. М., 1991. С.368-394.

7. Чуковская Л. В лаборатории редактора. М., 1960. гл. 5-7.

К теме: «Деятельность редактора в современном издательском процессе»

Литература для самостоятельного изучения

1. Вьюкова Т.Б. Восемьдесят радостей и огорчений: Размышления редактора. М., 1986.

2. Галь Н. Слово живое и мертвое: Из опыта переводчика и редактора. М., 1987.

3. Славникова О. Села муха на варенье, или Похвальное слово литературному редактору // Октябрь. М., 2000. №12.

4. Лейдерман Н. Благодаря и вопреки. Провинциальные журналы в годы застоя // Урал. Екатеринбург, 2000. №11.

5. Феллер М.Д. На пути от автора к читателю // Феллер М.Д. Структура произведения. М., 1981. С.171-202.

6. Мильчин А.Э. Структура редакторского анализа по единицам текста // Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1981. С.37-42.

Тематика рефератов

1. Издатель как феномен и личность (на выбор одно из имён).

2. Деятельность А.Смирдина-издателя

3. Редакторы «провинциального» журнала «Библиотека для чтения» О.Сенковский и Н.Греч.

4. А.Пушкин-редактор и журналист.

5. С.-Щедрин – редактор.

6. М.Горький-редактор и издатель.

7. А.Чехов и его издатели.

8. С.Маршак – редактор детской литературы.

9. Л.Толстой – издатель и редактор.

10. А.Блок-редактор.

11. «Редакторский дневник» В. Короленко.

12. А.Твардовский – редактор журнала «Новый мир».

10. Редакторская деятельность в современных условиях.

Требования к выполнению работы

Студенты обязаны в течение семестра написать реферат по одной из предложенных тем. Реферат предполагает не просто переписывание исследований на выбранную тему, а постановку проблемы; рассуждения студента, исходя из поставленной задачи. Он должен включать сведения не только об объекте исследования (редакторе), но и содержать краткую характеристику историко-культурной ситуации, описываемого периода литературы.

Объём письменной работы – 7-10 страниц. Работа должна иметь титульный лист, введение, основную часть, заключение и библиографический список (не менее 3 источников).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...