44 струк и орг раб детской поликлиники организация прививочной работы
Детская поликлиника является первичным звеном системы здравоохранения, осуществляющим охрану здоровья детей. Поликлиника (от греческих слов «polys» – город и «clinica» – искусство врачевания) – высокоспециализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное оказывать медицинскую помощь здоровым и больным детям и подросткам до 17 лет 11 месяцев 29 дней и осуществлять комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на лечение и предупреждение развития заболеваний и их осложнений. Поликлиники подразделяются по организационному принципу – на объединенные со стационаром и необъединенные (самостоятельные); по территориальному принципу – на городские и сельские (детские консультации); по профилю – на общие, для обслуживания взрослого и детского населения и детские и специализированные: стоматологические, физиотерапевтические, курортные и т. д.; по способу финансирования – на государственные и частные; по категории (из расчета 10 посещений в год на одного ребенка): I – 800 посещений в день; II – 700 посещений в день; III – 500; IV – 300; V – 150. Средние типовые детские поликлиники строят из расчета 1 поликлиника на 15 педиатрических участков для обслуживания 12000 – 15000 детского населения. Структура детской поликлиники (из приказа МЗ СР Российской Федерации № 56 от 23. 01. 2007 г. «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники» (с дополнениями) Руководство поликлиники, в том числе – административно-хозяйственная часть. Информационно-аналитическое отделение: – регистратура (картотека, диспетчерская и справочная службы); – организационно-методический кабинет;
– кабинет медицинской статистики. Лечебно-профилактические отделения (педиатрические): – кабинеты участковых педиатров; – кабинет здорового ребенка; – кабинет вакцинопрофилактики; – процедурный кабинет. Консультативно-диагностическое отделение: – кабинеты врачей-специалистов; – кабинеты функциональной диагностики; – кабинеты лучевой диагностики; – лаборатории (клиническая, биохимическая, другие специализированные). Отделение неотложной медицинской помощи. Отделение восстановительной медицины (центр восстановительного лечения). Отделение медико-социальной помощи. Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях: – медицинские кабинеты образовательных учреждений. Дневной стационар. Стационар на дому (специализированная форма работы). – врачебный здравпункт. – фельдшерский здравпункт. Основные разделы работы детской поликлиники: профилактическая работа, в том числе санитарно-просветительная; лечебно-консультативная работа на дому и в поликлинике, в том числе специализированная; реабилитация и восстановительное лечение, в том числе в лагерях отдыха, лесных школах и т. д., оформление и отбор на санаторно-курортное лечение; лечебно-профилактическая работа в ДДУ, школах; противоэпидемическая работа и иммунопрофилактика инфекционных заболеваний; работа с подростками; организационно-методическая работа. Основной метод работы поликлиники – метод диспансерного динамического наблюдения за состоянием здоровья детей и подростков с целью профилактики, своевременной диагностики, лечения, реабилитации заболеваний.
Главные принципы работы поликлиники: участковость – с выделением на 800 детей, проживающих на территории площадью около 1, 0-1, 5 км2 одной ставки участкового педиатра и 1, 5 ставки участковой медсестры;
непрерывность наблюдения – от момента постановки женщины на учет по беременности и поступления новорожденного на участок до передачи подростка во взрослую поликлинику; преемственность наблюдения детей и подростков другими лечебно-профилактическими учреждениями. Особенности работы детской поликлиники: скользящий график работы участкового педиатра и врачей-консультантов; наличие фиксированных приемов (т. н. дни здорового ребенка); дежурство по графику в вечерние часы, воскресные и праздничные дни; оказание экстренней и неотложной помощи на дому, в прививочном, процедурном кабинете, в медицинских кабинетах образовательных учреждений. На каждую должность участкового врача положено 1, 5 должности участковой медицинской сестры. На каждые 8-9 педиатрических участка организовывают одну должность освобожденного заведующего педиатрическим отделением. Количество врачей в детских дошкольных учреждениях и школах общего профиля устанавливают из расчета: одна должность врача на 180-200 детей в яслях, на 600 детей в детских садах и на 1200 учащихся в школах. В дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах положена одна должность медицинской сестры на 700 учащихся школ (фельдшер), на 100 детей детских садов, на 50 детей санаторных детских садов и на 300 учащихся коррекционных школ. Профилактические прививки проводятся в прививочных кабинетах ЛПУ, медицинских кабинетах школ. Прививки против туберкулеза и проба Манту проводятся в отдельном кабинете, при его отсутствии - на специально выделенном для этих целей столе в определенные дни и часы. При проведении вакцинации руководствуются единым прививочным календарем (см. прил. 10). Детям, не привитым в установленные сроки, прививки проводят по индивидуальной схеме. Прививки выполняются медицинскими работниками, обученными правилам организации и технике проведения прививок, приемам оказания первой медицинской помощи. Родители дают раз в год письменное согласие на проведение профилактических прививок детям. Заранее информируют родителей об инфекционном заболевании, против которого будет проводиться прививка, свойствах вакцинного препарата, возможных реакциях на прививку и действиях родителей в случае их возникновения. Медицинские работники обязаны оповестить в устной или письменной форме родителей детей, посещающих дошкольные учреждения и школы, о дне проведения прививок.
Все лица, подлежащие вакцинации, в день ее проведения должны осматриваться врачом. Тщательно собирается анамнез и проводится термометрия для исключения острого заболевания. Врач определяет противопоказания к проведению прививок. Карантин не является противопоказанием к иммунизации и в каждом случае требует индивидуального подхода. После осмотра врач делает запись о разрешении иммунизации. В случае отказа пациента (для несовершеннолетних детей - родителей) от прививок медицинский работник дает разъяснения о возможных последствиях, оформляет запись в медицинской документации. Она подписывается медицинским работником и пациентом (родителями). При отказе от подписи запись заверяется двумя медицинскими работниками. Информация о проведенной вакцинации в учебном учреждении должна быть передана в организацию здравоохранения по месту жительства в течение 7 дней. Организация работы прививочного кабинента. Прививочный кабинет состоит из помещений для проведения прививок и хранения прививочной картотеки. Помещение для проведения прививок должно иметь оснащение и оборудование согласно перечню. Перед проведением прививки следует проверить в медицинской документации наличие письменного разрешения на иммунизацию, соответствие прививки допустимым срокам. Для проведения вакцинации используются только одноразовые щприцы, в том числе и саморазрушающиеся. Ампулы (флаконы) с прививочными препаратами вскрываются непосредственно перед иммунизацией после приглашения ребенка в прививочный кабинет. С целью экономного расходования вакцин из многодозовых флаконов и обеспечения безопасности вакцинации приглашают несколько детей на прививку одного наименования. Такая тактика организации прививок должна применяться и для двухдозовых вакцин (анатоксинов) АКДС, АДС, АДС-М, которые не должны храниться после вскрытия ампул.
Дозировка и методы введения препарата определяются в соответствии с инструкцией по его применению. Необходимо следить за тем, чтобы ИЛС с истекающим сроком годности использовались в первую очередь. Запрещается одновременное проведение прививок против туберкулеза с другими профилактическими прививками и парентеральными манипуляциями. Во избежание падения пациента при обмороке прививки проводят в положении лежа или сидя. Выполнение прививки фиксируется в «Журнале учета профилактических прививок» (ф. № 064/у), карте учета профилактических прививок (ф. № 063/у), истории развития ребенка (ф. № 112/у), медицинской карте амбулаторного больного (ф. № 025/у), индивидуальной карте ребенка (для школы, детского сада, детского дома (ф. № 26/у). При получении и использовании ИЛС ведется «Журнал учета и использования медицинских иммунобиологических препаратов». Вакцинация, выполненная в роддоме, регистрируется в истории развития новорожденного (ф. № 097/у), обменной карте (ф. № 113/у), «Журнале учета профилактических прививок» (ф. № 064/у). В записи указываются наименование препарата, страна производителя, доза, серия, контрольный номер, срок годности, а также сведения о местных и общих реакциях на прививку или осложнениях, сроках их развития и характере. При развитии поствакцинальной реакции (сильной местной или общей), осложнения на введение вакцины медсестра незамедлительно ставит в известность об этом руководителя медицинского учреждения. Если на введение вакцины развивается осложнение, составляется экстренное извещение (ф. № 058/у) в территориальный центр гигиены и эпидемиологии. Обязанности участковой медсестры по организации прививочной работы. Участковая медсестра ведет учет детского населения участка; при отсутствии централизованной картотеки планирует график прививок на каждый последующий месяц; представляет участковому врачу детей с противопоказаниями для пересмотра и коллегиального решения специалистами вопроса о проведении вакцинации; вызывает на диспансерные осмотры ослабленных детей, реализует план обследования, назначенный врачом, проводит совместно с другими сотрудниками оздоровление ребенка; приглашает детей для введения вакцины; помогает врачу вести осмотр ребенка перед прививкой, проводит термометрию, патронаж детей после прививки, ведет учет постпрививочных реакций, информирует о них участкового врача. Обобщает сведения о выполнении прививок на участке, причины непривитости каждого ребенка и составляет ежемесячный отчет о проделанной работе. В работе по иммунопрофилактике участковая сестра использует историю развития ребенка и карту профилактических прививок.
Обязанности медсестры прививочного кабинета. Медсестра проверяет количество флаконов с вакциной на рабочий день, контролирует температуру в холодильнике и отмечает показания в журнале или карте-графике. Готовит новые холодовые элементы на следующий рабочий день, а также сумку- холодильник, емкость для льда и ампул.
Медсестра проводит психологическую подготовку ребенка к прививке. В истории развития фиксирует допуск врача (фельдшера) к вакцинации, интервалы между прививками и их соответствие индивидуальному прививочному календарю. Регистрирует прививку, выполняет вакцинацию и дает рекомендации родителям по уходу за ребенком. Медсестра заказывает и получает прививочные препараты, медикаменты, перевязочные средства, медицинские инструменты. Отвечает за использование и проводит выбраковку бактерийных препаратов. Соблюдает правила хранения вакцин при проведении иммунизации и правила обработки прививочного инструмента. Отвечает за санитарно-гигиенический режим прививочного кабинета. В конце рабочего дня медсестра уничтожает всю оставшуюся вакцину в открытых флаконах, записывает в регистрационном журнале количество использованной вакцины и подводит итог (количество оставшихся доз), проверяет и записывает температуру холодильника. Ежемесячно медсестра составляет отчет по прививочной работе. 45 СТР И ОРГ РАБОТЫ ДЕТ ПОЛИКЛИНИКИ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ См вопрос 44 Основные показатели работы детской поликлиники рассчитываются следующим образом: 1. Обеспеченность населения врачами-педиатрами: число врачебных должностей врачей-педиатров х 10 000 среднегодовая численность населения 2. Показатель участковости на дому: число посещений, сделанных участковыми педиатрами к детям своего участка на дому х 100% число посещений участковым и педиатрами на дому
Этот показатель при правильной работе участковых врачей-педиатров достигает 85-90%. 3. Укомплектованность поликлиники врачами: число занятых врачебных должностей х 100% число штатных врачебных должностей 4. Возрастной состав детей на конец года: число детей в возрасте до 1 года, состоящих под наблюдением поликлиники х 100% общее число детей, состоящих под наблюдением поликлиники 5. Среднее число детей на одном участке: количество детей, обслуживаемых поликлиникой число педиатрических участков 6. Среднее число детей первого года жизни на участке: среднегодовое число детей в возрасте до 1 года в поликлинике число педиатрических участков 7. Объем врачебной помощи больным детям на дому: число посещений педиатрами на дому х100 % общее число всех посещений к педиатрам (в поликлинике + на дому) 8. Полнота охвата детей периодическими осмотрами: число лиц, фактически осмотренных число лиц, подлежащих осмотру 9. Показатель участковости на приёме участковых врачей-педиатров характеризует организацию приёма: число посещений участкового педиатра детьми своего участка х100 % общее число посещений, сделанных к участковым педиатрам
Величина этого показателя может быть разной (90-95%) и зависит от организации приёма к участковым педиатрам. 10. Процент активных посещений на дому можно вычислить на основании данных «Дневники врача» (Ф. 039/у): число посещений на дому, сделанных активно х 100% число посещений участковым педиатром больных на дому В норме показатель составляет 30-60%. 11. Среднее число посещений на врачебную должность в год (функции врачебной должности): число посещений в поликлинике + число посещений на дому число занятых врачебных должностей 12. Среднечасовая нагрузка врача-педиатра. Её можно рассчитать при разработке данных дневника врача (Ф. 039/у). Этот показатель получают в расчёте на год, за месяц: число посещений врача в поликлинике число фактически проработанных часов по графику на приеме в поликлинике Оценка ведётся путём сравнения с нормативом: 5 посещений в час. Аналогично рассчитывают показатель среднечасовой нагрузки при работе педиатра на дому. 13. Общая заболеваемость: общее число заболеваний, зарегистрированных в районе деятельности поликлиники х 100% средняя численность обслуживаемого населения 14. Частота и распространённость важнейших заболеваний: число зарегистрированных заболеваний данной нозологической формы х 100% средняя численность обслуживаемых детей 15. Показатель диспансеризации больных детей: число больных, состоящих на диспансерном учёте на конец года х 100% общее количество больных детей на участке Важное значение имеет расчёт показателей профилактической работы детской поликлиники: 46 СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОДОВОГО ОТЧЕТА МЕД ОРГ Основной отчетной формой, отражающей деятельность медицинской организации, является «Отчет лечебно-профилактической организации» (ф. 30). Эту форму составляют лечебно-профилактические организации всех профилей для взрослых и детей и представляют вышестоящему органу управления здравоохранением, Министерству здравоохранения и далее Министерству статистики и анализа в установленные сроки. В отчете представлены следующие разделы: Паспортная часть. В левой части титульного листа указываются наименование отчитывающейся и вышестоящей организаций, орган управления» форма собственности и адрес лечебно-профилактической организация. В правой части - порядок представления отчетной формы. Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации. В этом разделе указываются: наименования отделений (кабинетов), передвижных установок, прочих подразделений, входящих в состав медицинской организации. Напротив названия отделения, кабинета указывается их количество. Приводятся данные о работе дневных стационаров и стационара на дому, а также о реанимационном отделении и отделении экстренной и планово-консультативной помощи. В конце раздела показывается мощность поликлиники, выраженная числом посещений в смену. Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года. В таблицу «Штаты» включаются сведения о штатных должностях в соответствии со штатным расписанием, утвержденным в установленном порядке, а также данные о занятых должностях и физических лицах на конец года. Для анализа штатов организации здравоохранения рассчитываются показатели: 1) показатель укомплектованности медицинским персоналом (врачами, средним медицинским персоналом) 2) коэффициент совместительства Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации. Этот раздел заполняется всеми лечебно-профилактическими организациями, ведущими амбулаторный прием пациентов. Анализ деятельности поликлиники целесообразно начинать с изучения числа территориальных участков (терапевтических, педиатрических), средней численности населения на одном участке. Основные показатели раздела: - средняя численность населения на одном участке - число посещений на одного жителя: - распределение посещений поликлиники по виду обращения - структура посещений к врачам по специальностям: - объём врачебной помощи на дому: - среднечасовая нагрузка врача на приеме в поликлинике - среднечасовая нагрузка врача по обслуживанию на дому Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации. Для оценки организации профилактической работы поликлиники рассчитываются показатели: - охват профилактическими осмотрами - структура осмотренных лиц по группам диспансерного наблюдения - охват целевыми профилактическими осмотрами на туберкулез Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов). В данном разделе в соответствующих таблицах (1-8) содержатся сведения о работе кабинета лучевой терапии, физиотерапевтического отделения, кабинета лечебной физкультуры кабинета рефлексотерапии, отделения гемодиализа, логопедического кабинета. Для анализа состояния работы лечебно-вспомогательных служб рассчитываются показатели: - число процедур (по видам) на 100 посещений поликлиники или на 100 выбывших из стационара; число процедур (по видам) на одного пролеченного в отделении (кабинете); - структура процедур по видам и др. Раздел 6. Работа диагностических отделений. деятельность диагностических служб ЛПО (рентгенологической, эндоскопической, ультразвуковой и функциональной диагностики, лабораторий, патолого-анатомического бюро). Для анализа диагностической работы медицинской организации рассчитываются интенсивные и экстенсивные показатели: - число исследований (по видам) на 100 посещений поликлиники или на 100 выбывших из стационара - число исследований (по видам) на одного пролеченного в отделении) - структура исследований по видам - удельный вес сложных видов исследований и специализированных исследований - число исследований на одну занятую должность врача, нагрузка врача отделения и др. Отчет подписывает руководитель лечебно-профилактической организации (главный врач) и лицо, ответственное за составление отчета. Готовит отчет кабинет статистики на рождественнских праздниках. Все областные учреждения отправляют его согласно графику в Медиц Информ-аналит центр находится в Челябинске на Кузнецова2а, а главный врач с копией идет в минздрав и отчитывается. Городские учреждения сдают в городское управление, а те уже в МИАЦ
47 СТРУКТУРА И ОРГ РАБОТЫ РОДИЛЬНОГО ДОМА ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗА В родильных отделениях ЛПУ I уровня родоразрешаются повторно беременные (до 3 родов включительно) и первобеременные без акушерских осложнений и экстрагенитальной патологии. Остальные женщины должны быть родоразрешены в ЛПУ II-III уровней. Родильный дом - лечебно-профилактическая организация, обеспечивающая стационарную акушерско-гинекологическую помощь женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и медицинскую помощь новорожденным детям. Структура родильного дома: пять обязательных отделений: 1. Приемно-пропускной блок (приемное отделение). 2. 1-е (физиологическое) акушерское отделение - 50-55% от общего числа акушерских коек. 3. 2-е (обсервационно-изоляционное) акушерское отделение (палаты) - 20-25% от общего числа акушерских коек. 4. Отделение (палаты) патологии беременности – 25-30% от общего числа акушерских коек. 5. Отделение (палаты) для новорожденных детей в составе 1-го и 2-го акушерских отделений. Кроме того, в родильном доме обязательно должны быть: • лаборатория, • рентген-кабинет, • кабинет УЗИ, • физиотерапевтический кабинет, • выписная комната, • хозяйственная служба. При наличии гинекологического отделения в составе родильного дома ему отводится примерно 25-30% от общего числа коек. В обязательном порядке оно должно быть изолированным и иметь собственное приемное отделение. По нормативам, на акушерские койки выделяется 60%, а на гинекологические - 40% всего коечного фонда родовспомогательных организаций. В гинекологическом отделении имеется три профиля коек: для консервативного лечения больных, оперативного лечения и искусственного прерывания беременности. Организация работы родильного дома (РД). 1. Планировка РД должна обеспечивать полную изоляцию женщин, поступивших для родоразрешения в различные отделения, при строгом соблюдении санитарно-гигиенических норм. В приемно-пропускном блоке оборудуются отдельные смотровые для каждого акушерского отделения. Пути следования беременных в эти отделения не должны перекрещиваться. В каждой смотровой комнате предусматривался специальное помещение для санитарной обработки поступающих женщин, оборудованное туалетом и душевыми. В вестибюле беременная или роженица снимает верхнюю одежду и проходит в помещение фильтра. В фильтре врач или акушерка решает в какое из отделений направить женщину. После этого проводится регистрация в Журнале приема беременных и рожениц (ф. №002/у). Заполняется паспортная часть истории родов (ф. №096/у), производится общее обследование женщины: взвешивание, измерение роста, окружности живота, высоты стояния матки над лоном, определение положения и предлежания плода, выслушивание сердцебиения плода, определяются группа крови и резус-фактор. После санитарной обработки женщина получает пакет со стерильным бельем и направляется в соответствующее отделение роддома. 2. В каждом акушерском отделении выделяются следующие структурные элементы: 1) родовой блок - имеет в своем составе предродовую (10-12% количества коек в отделении); родовую (родовой зал); большую и малую операционные; палату интенсивной терапии для новорожденных детей. 2) послеродовые палаты; 3) палаты (отделение) для новорожденных. Операционные должны быть оборудованы всем необходимым для обработки разрывов промежности, ручного отделения последа, кесарева сечения, ампутации матки. Первый туалет новорожденного, обработка глаз, измерение длины и массы тела ребенка проводятся акушеркой в родовом зале. Через 2-2, 5 часа после нормальных родов женщина переводится в послеродовое отделение (палаты), новорожденный – в палату для новорожденных. Кроме этого в родильных домах имеются также палаты совместного пребывания матери и ребенка. Число детских коек в отделении (палатах) новорожденных должно соответствовать числу материнских коек в послеродовом отделении. Из них 10-12% выделяется для недоношенных и ослабленных детей. 3. Ежедневно данные наблюдения за ребенком вносятся врачом в «Историю развития новорожденного» (ф. №097/у). Домой выписываются только здоровые дети. О дне выписки ребенка домой обязательно телефонограммой сообщают в территориальную детскую поликлинику. Глубоко недоношенных и больных детей переводят в специализированные детские отделения. 4. С целью снижения материнской и перинатальной смертности, улучшения качества обслуживания беременных в областных центрах и крупных городах организуются специализированные отделения для беременных женщин с сердечно-сосудистой патологией, диабетом, послеродовыми септическими заболеваниями и т. д. 5. Большое значение в нормальной деятельности акушерских стационаров по профилактике гнойно-септических заболеваний беременных, рожениц, родильниц, среди новорожденных имеет соблюдение санитарно-гигиенических правил. В акушерских стационарах должны неукоснительно выполняться следующие требования: - строгий отбор и своевременная изоляция больных женщин от здоровых при поступлении и во время пребывания в родильном доме (отделении); - обязательная цикличность в заполнении детских и материнских палат; - соблюдение всех санитарных требований, регулярная текущая и не реже 1 раза в год профилактическая санитарная обработка (полная дезинфекция) всего родильного дома (отделения); - правильная организация ухода за родильницами и новорожденными; » достаточная обеспеченность отделений бельем; - соблюдение медицинским персоналом правил личной гигиены и регулярный врачебный контроль за здоровьем персонала. 6. Течение и исход родов должны фиксироваться в Истории родов и в Журнале записи родов в стационаре, оперативные вмешательства – в Журнале записи оперативных вмешательств в стационаре. Анализ помощи в родах предусматривает оценку оказания акушерской, анестезиологической, терапевтической, гематологической и медицинской помощи других узких специалистов. При возникновении экстренных акушерских ситуаций, требующих консультативной помощи необходима своевременная организации консилиумов и вызова специалистов по санитарной авиации (областной, республиканской).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|