И искусственному освещению
63. Все основные помещения специальных учреждений образования должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные при спортивном зале, помещения для хранения и сушки одежды и обуви, кладовые и складские помещения; санитарные узлы для работников; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием здания; помещения для хранения средств дезинфекции; кинофотолабораторию; хранилище лыж. С освещением вторым светом допускается проектировать следующие помещения: кабины с унитазами; моечную кухонной посуды, буфетную; раздевальные при плавательных бассейнах и спортивных залах, залах лечебной физкультуры, ритмики, релаксации; душевые. 64. Уровни естественной и искусственной освещенности помещений специальных учреждений образования должны соответствовать требованиям технического кодекса установившейся практики «Естественное и искусственное освещение. Строительные нормы проектирования» (ТКП 45-2.04-153-2009 (02250), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14 октября 2009 г. № 338. При одностороннем естественном боковом освещении в основных помещениях нормированные значения коэффициента естественной освещенности (далее – КЕО) должны быть не ниже: 2,0 % – в помещениях для занятий рисованием; 1,5 % – в учебных помещениях и процедурных кабинетах группы помещений медицинского назначения; 1,0 % – в кабинете врача, помещениях детского творчества. В ЦКРОиР, специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах) для детей с нарушением слуха и нарушениями зрения КЕО должен быть не менее 2,5 %.
65. Светопроемы в жилых, спальных, учебных, общешкольных, коррекционно-развивающей работы и социальной реабилитации, диагностической работы, в административных и медицинских помещениях должны оборудоваться регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, шторами из текстильных материалов). 66. Поверхности стен и потолка в учебных и жилых помещениях, помещениях коррекционно-развивающей работы и социальной реабилитации окрашивают матовыми красками светлых тонов. Рабочие поверхности парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого или с сохранением текстуры древесины тонов с коэффициентом отражения 0,11 – 0,45. Классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, темно-голубого цвета с коэффициентом отражения 0,1 – 0,2. Застройка коридоров и рекреаций должна быть односторонней с ориентацией учебных помещений только на одну, оптимальную сторону горизонта (Юг - Восток). 67. Расстановка мебели, расположение солнцезащитных устройств и декоративных растений должны способствовать максимальному использованию дневного света и равномерному освещению помещений. На окнах не должно быть высоких (выше 20 см от подоконника)и широколистных цветов, снижающих уровень естественного освещения. Цветы оптимально размещать в простенках окон в подвесных и напольных цветочницах. 68. Искусственное освещение помещений специальных учреждений образования должно осуществляться системой общего равномерного освещения, соответствовать назначению помещения, быть достаточным, безопасным, не оказывать слепящего и другого неблагоприятного действия на детей и внутреннюю среду помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение со светильниками, оборудованными электронными пускорегулирующими устройствами. При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений должно быть предусмотрено раздельное включение линий светильников.
69. В учебных помещениях, читальных залах специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для детей с нарушениями зрения необходимо предусматривать комбинированное освещение с использованием ламп накаливания. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен быть дифференцированным в зависимости от вида зрительной патологии ребенка и составлять: для детей с высокой степенью осложненной близорукости и дальнозоркостью высокой степени – 1000 лк; для детей с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) – 1000 – 1500 лк; для детей, страдающих светобоязнью – не более 500 лк. Уровень искусственной освещенности от системы общего освещения должен составлять 400 лк. Должно быть обеспечено местное освещение рабочего места каждого ребенка с нарушениями зрения. Светильники должны иметь жесткое крепление к поверхности стола и гибкий кронштейн, позволяющий менять угол наклона и высоту источника света. Для помещений, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работы, должно предусматриваться раздельное управление освещением таких зон. В логопедических кабинетах возле зеркала должны устанавливаться настенные светильники местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света. 70. В спальнях и палатах медицинского изолятора специального учреждения образования должно быть предусмотрено дежурное (ночное) освещение с установкой в нишах над дверными проемами на высоте 2,2 м от уровня пола специальных светильников. В вестибюлях, коридорах, рекреациях, спортивных и актовых залах, мастерских, на лестничных клетках должно быть оборудовано аварийное освещение (не менее 5 лк на полу) по линии основных переходов и на ступеньках лестниц. 71. Чистка осветительной арматуры светильников должна проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Запрещается использование светильников без защитной арматуры. Перегоревшие лампы должны своевременно заменяться.
Неисправные и перегоревшие газоразрядные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляются на утилизацию в установленном законодательством порядке. 72. В специальных учреждениях образования, в зависимости от их вида и кроме перечисленных выше условий, должны предусматриваться дополнительные устройства и электрооборудование: 72.1. в офтальмологических кабинетах и прилегающих к ним комнатах для детей с нарушениями зрения устанавливаются штепсельные розетки в соответствии с размещаемым оборудованием. Штепсельные розетки должны иметь автоматически закрывающиеся шторки и устанавливаться на высоте 1,8 м; 72.2. для детей с нарушением слуха: в учебных помещениях для технических средств обучения устанавливают на высоте 1,8 м от пола штепсельные розетки с автоматически закрывающимися шторками; места для индивидуальных занятий педагогов с детьми оборудуют зеркалами со светильниками с рассеивателями (слева, справа, сверху); к ученическим столам, оборудованным технической аппаратурой, подключают каналы слаботочных линий от пульта управления стола педагога; в спортивном зале предусматривают магнетоиндукционную петлю; 72.3. для детей с интеллектуальной недостаточностью устанавливают звуковую и световую сигнализацию из спальных комнат в медицинские помещения и комнату дежурного воспитателя.
Глава 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|