Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы расчетов, используемые на предприятиях




 

В процессе купли-продажи товаров, предоставления услуг, а также выполнения различных обязательств в денежной форме осуществляются разнообразные расчеты и платежи. Платежи также могут осуществляться при распределении и перераспределении денежных средств. Совокупность всех платежей создает денежный оборот.

Денежные расчеты могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной формах. Как правило, предпочтение отдаётся безналичным денежным расчетам. Это объясняется тем, что при использовании безналичных расчетов достигается значительная экономия затрат по их осуществлению. Широкому применению безналичных расчетов содействуют банковские учреждения; в них также заинтересовано государство - не только с точки зрения экономии расхода средств, а и с точки зрения изучения, регулирования и контроля денежного оборота.

Сферы наличных и безналичных расчетов разграничены.

Наличная форма расчетов применяется при обслуживании населения - выплате заработной платы, материального поощрения, дивидендов, пенсий, денежной помощи.

Безналичные расчеты - это денежные расчеты, осуществляемые с помощью записей на счетах в банках, когда деньги (средства) списываются со счета плательщика и переводятся на счет получателя средств.

Существует тесная связь между наличной и безналичной формами расчетов. Так, получая выручку за реализованную продукцию в безналичной форме, предприятие должно получить в установленном порядке в банковском учреждении денежную наличность для выплаты заработной платы, покрытие различных затрат на хозяйственные нужды и т.п. В данном случае деньги, которые поступили в безналичной форме, могут быть получены в банке в наличной форме.

В классификации безналичных расчетов следует различать:

расчеты по товарным операциям;

расчеты по нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям связанны с реализацией продукции, выполнением работ, предоставлением услуг. Их учитывают на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др.

Расчеты по нетоварным операциям связаны с финансовыми операциями: с кредитной системой, с бюджетами различных уровней, с уплатой финансовых санкций. Их учитывают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

По территориальному размещению предприятий (покупателей - продавцов) и банковских учреждений, которые их обслуживают, безналичные расчеты делятся на местные, междугородные и международные.

Организация расчетов предусматривает их осуществление переводом средств со счета покупателя (плательщика средств) на счет поставщика (получателя средств) или взаимозачётом между покупателем и поставщиком продукции.

Кассовые сделки предприятия связанны как с приёмом, так и с выдачей денежной наличности. Порядок ведения кассовых сделок регламентируется НБУ и распространяется на все предприятия независимо, от форм собственности и вида деятельности, а также на физические лица - субъектов предпринимательской деятельности (кроме банков и предприятий связи).

Все предприятия, которые имеют текущие счета в банках, обязаны сохранять свои средства именно там. Денежную наличность с собственного счета предприятия могут получать не только на заработную плату, материальное поощрение, командировки и общехозяйственные затраты, но и на другие цели (расчеты за сырье, материалы, товары и т.п.).

Наличные расчеты предприятия всех видов деятельности и форм собственности проводятся с оформлением таких документов: налоговых накладных, приходных и расходных кассовых ордеров, кассовых или товарных чеков, квитанций, договоров купли-продажи, актов о закупке товаров, выполнении работ (предоставлении услуг) или других документов, удостоверяющих факт какой-либо деятельности, которая подлежит оплате.

Предприятие имеет право хранить в своей кассе денежную наличность в пределах установленного лимита.

Если предприятие имеет налоговую задолженность и одновременно осуществляет наличные расчеты (кроме расчетов по налогам и обязательным платежам), сумма тех средств учитывается как фактический остаток денежной наличности в кассе и сравнивается с установленным лимитом.

Приём денежной наличности кассой предприятия производится по соответственно оформленным прибыльным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или уполномоченным им лицом. Выдача денежной наличности кассой предприятия осуществляется по расходным кассовым ордерам или по соответственно оформленным платежным (расчетно-платежным) объявлениям.

Эффективность функционирования экономики в целом и каждого отдельного предприятия, в значительной мере, зависит от организации расчетов.

Первый принцип - обязательность хранения предприятиями и учреждениями денежных средств на счетах в учреждениях банка (за исключением переходных остатков в кассе).

Второй принцип - предприятиям предоставлено право выбора учреждения банка для открытия счетов всех видов (основного и дополнительного) по согласию банка.

Третий принцип - принцип самостоятельного (без участия банков) выбора предприятиями формы расчетов и закрепление их в договоре или соглашении. Учреждения банков могут лишь предлагать своим клиентам применять ту или другую форму расчетов, учитывая специфику деятельности и конкретные условия, сложившиеся в процессе расчетов.

Четвертый принцип - средства со счета предприятия списываются по распоряжению его собственника. Учитывая возможность открытия нескольких счетов, субъект предпринимательской деятельности определяет один из счетов как основной. На нем осуществляется учет задолженности, которая списывается в бесспорном порядке.

Пятый принцип - текущие счета учреждения банков открывают предприятиям - субъектам предпринимательской деятельности только при условии извещения об этом налогового органа.

Шестой принцип - момент осуществления платежа может быть максимально приближен к времени отгрузки товаров, выполнения работ, предоставления услуг.

Седьмой принцип - платежи осуществляются в пределах остатка средств на счете плательщика или в пределах предоставленного банковского кредита.

Восьмой принцип - расчеты между субъектами предпринимательской деятельности могут осуществляться денежной наличностью. При этом поставщик - получатель средства должен сумму полученной денежной наличности провести через кассовую книгу и возвратить ее в полном объеме на свой счет в банке. Использование денежной наличности, связанное с выплатой заработной платы, премий, вознаграждений, материальной помощи, дивидендов, ведется только посредством получения её из кассы банка. Такой порядок дает возможность контролировать своевременную уплату налогов, взносов и других обязательных платежей, размер которых зависит от фонда оплаты труда.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, что связано с использованием разных видов расчетных документов.

Расчетные документы готовит поставщик или плательщик, а в отдельных случаях - банк. Расчетный документ - это соответственно оформленный документ на перевод денежных средств. В зависимости от формы расчетных документов применяются следующие формы безналичных расчетов:

платежными поручениями;

платежными требованиями-поручениями;

чеками;

аккредитивами;

векселями;

инкассовыми поручениями (распоряжениями).

Платежные требования и инкассовые поручения (распоряжения) применяются при взыскании в неоспоримом порядке сумм финансовых санкций в случае недоимки в бюджет налогов или штрафов, начисленные государственными налоговыми органами.

Рассмотрим основные виды безналичных расчетов:

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия - получателя средств в том же или другом одногородном или иногороднем учреждении банка.

Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.

Платежное требование-поручение представляет собой требование

поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по

поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой.

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т.д.

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию - получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов.

Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

Вексель - это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.

При продаже организацией продукции, товаров, услуг и работ другим юридическим лицам (включая своих работников) и при осуществлении расчетов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, представляющие собой дебиторскую задолженность. Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.), они называются дебиторами.

Распространенными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата. На Западе широко применяются пластиковые кредитные карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах оговоренной при выдаче карточки суммы, даже в том случае, если она превышает остаток средств на счете.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...