Структура и функции представительного органа в Озерском городском округе
Местное самоуправление в России - явление относительно новое, требующее глубокого изучения и совершенствования. Этот феномен определяется как «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Представительный орган занимает свое уникальное, определяемое законодательством место в системе органов МСУ. Это, прежде всего, «выборный орган местного самоуправления <http://www.pravoteka.ru/enc/4026.html>, обладающий правом <http://www.pravoteka.ru/enc/4586.html> представлять интересы населения и принимать от его имени <http://www.pravoteka.ru/enc/2352.html> решения <http://www.pravoteka.ru/enc/5256.html>, действующие на территории муниципального образования <http://www.pravoteka.ru/enc/3431.html>». Его деятельность включает в себя решение ключевых вопросов в силу специфических функций, переданных ему законодательством. К этим функциям относятся, как уже сказано, представление интересов населения в органах МСУ, нормотворчество или, иными словами, формирование нормативно-правовой базы муниципального образования, и «контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения». В силу этого представительный орган МСУ обладает рядом исключительных полномочий.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: ) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; ) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; ) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; ) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; ) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; ) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; ) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; ) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; ) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При осуществлении своей деятельности представительный орган теснейшим образом взаимодействует с иными органами МСУ: главой администрации (сити-менеджером), администрацией, как исполнительно-распорядительным органом МСУ, и контрольным органом муниципального образования. Члены представительного органа МСУ по его решению могут входить в различные постоянные и временные комиссии, рабочие группы, участвовать в мероприятиях в рамках межмуниципального сотрудничества. Краеугольным же камнем в деятельности представительного органа лежит представление интересов населения в органах МСУ, что подчеркивает публичность данного уровня власти. Принцип публичности местной власти рассматривается в качестве важнейшей составляющей ее деятельности. «Публичность деятельности, как условие вовлечения муниципальных сообществ в решение муниципальных задач и расширения гражданского участия. Принцип публичности деятельности органов местного самоуправления - эффективное средство установления отношений доверия между властью и населением. Понимание намерений власти и их поддержка населением - условие реализации муниципальных программ и проектов. В противном случае, власть всегда будет наталкиваться на негативную реакцию населения на свои инновации, базирующуюся на незнании, боязни потерять что-то, недоверии к власти как таковой. Информированность населения о намерениях власти повышает коэффициент реализации программ и проектов вдвое». Такой посыл явно указывает на то, что представительному органу МСУ необходимо уделять самое пристальное внимание информационно-аналитическому сопровождению своей деятельности как для полноценного и объективного информирования граждан о процессах решения вопросов местного значения, так и для обратной связи с населением.
В своей деятельности представительный орган МСУ руководствуется существующей нормативно-правовой базой, регулирующей и определяющей его деятельность. Так, например, Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Федеральным законом РФ от 11 апреля 1998 года N 55-ФЗ <http://www.kodeks.ru/noframe/free-sovet?d&nd=901705568&prevDoc=1901042> и вступившая в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года, рассматривает представительные органы как основополагающее звено в системе местного самоуправления. «Это право [право на местное самоуправление - прим. авт.] осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами». Ратификация Россией Европейской хартии местного самоуправления наложила на Российскую Федерацию определенные обязательства в этой сфере. Местное самоуправление закреплено в Конституции РФ (раздел 1, глава 1, статья 12) и определяется как одна из основ конституционного строя нашего государства. Местному самоуправлению в основном законе посвящена отдельная глава, где сказано, что «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления». В качестве выборных органов рассматриваются представительные органы МСУ.
Конкретизирует деятельность местного самоуправления, права и обязанности в этой сфере Федеральный закон Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Данный закон в числе прочего расписывает общие процедуры деятельности представительного органа местного самоуправления, принципы его формирования, полномочия, исключительные компетенции и т.д. Необходимо отметить, что «наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования <…> является обязательным». Учитывая то, что местное самоуправление в Российской Федерации в силу своей новизны проходит нелегкий путь становления, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постоянно совершенствуется. Законодатель вновь и вновь возвращается к данному закону с тем, чтобы внести определенные поправки. В настоящий момент идет работа над усилением роли представительных органов МСУ, что в большей степени соответствует духу Европейской хартии местного самоуправления. Далее по нисходящей деятельность представительных органов МСУ регламентируется соответствующими законами и Конституциями субъектов федерации, Уставами муниципальных образований и муниципальными нормативными правовыми актами. В настоящее время Собрание депутатов Озерского городского округа, согласно поправкам, внесенным в Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", возглавляет глава Озерского городского округа, избираемый из числа депутатов Собрания. Эта норма прописана в Уставе муниципального образования. На освобожденной основе работает заместитель председателя Собрания депутатов. В состав представительного органа входит 25 депутатов, которые распределены по шести профильным комиссиям, курирующим основные направления жизнедеятельности муниципального образования. Для обеспечения деятельности Собрания депутатов создан аппарат Собрания депутатов, работающий на постоянной основе и состоящий из пяти отделов: информационно-аналитического, организационного, правового, отдела документационного обеспечения и контроля и отдела экономики, финансов и отчетности. Аппарат находится в непосредственном подчинении главы Озерского городского округа, исполняющего полномочия председателя Собрания депутатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|