Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы аналитического обеспечения и предложения по их решению




 

В третьей главе изучен опыт работы информационно-аналитического отдела Собрания депутатов Озерского городского округа и выявлены следующие проблемы.

Аналитическая деятельность - это сложный вид деятельности, требующий от сотрудников специальной подготовки, набора определенных компетенций. Аналитик должен в совершенстве знать методики анализа, умело владеть ими. В противном случае результаты анализа могут вызывать сомнение либо быть неполными. Сотрудники информационно-аналитического отдела Собрания депутатов Озерского городского округа подобной подготовки не имеют. Все наработки есть продукт, либо полученный опытным путем, либо интуитивно. Безусловно, имеет место процесс самообразования, но этого явно недостаточно.

Вторая проблема заключается в том, что современный анализ требует серьезной материально-технической базы. Речь, прежде всего, идет о достаточно мощной компьютерной технике, о специальном программном обеспечении, позволяющем автоматизировать процессы анализа, создания баз данных их архивацию и т.д. Однако технически информационно-аналитический отдел Собрания депутатов Озерского городского округа к этому готов слабо. Компьютеры, находящиеся в распоряжении сотрудников, не отвечают данным требованиям, слишком слабы и способны работать лишь с программами пакета Microsoft Office и еще рядом программ.

Третья проблема, которую хотелось бы обозначить, лежит в плоскости организации работы самого Собрания депутатов. После введения партийно-фракционной практики прогнозы, сделанные на основе анализа поступающей информации, стали игнорироваться в пользу решения фракции. Далеко не всегда последствия бывают гладкими. Нередко это приводит к возникновению очагов социального напряжения. Так, например, весной прошлого года при подготовке летней оздоровительной кампании информационно-аналитическим отделом был проведен опрос горожан, а также организована «прямая линия». Целью данных мероприятий было выяснение востребованности трех загородных летних баз отдыха детей. Собранная информация позволила сделать вывод о том, что лагеря, пусть и не на сто процентов, будут заполнены. Все данные были переданы главе городского округа. При этом необходимо сказать, что лагеря прошли полноценную подготовку к приему детей. Однако перед голосованием партия, имеющая большинство, фракционно приняла решение голосовать за открытие двух лагерей, исключив третий. Причем еще и с переносом сроков продажи путевок на более ранние по сравнению с теми, что существовали десятилетиями. Почему это было сделано, остается догадываться. Возможно, в пику второй фракции, имеющей меньшинство, но выступавшей за открытие всех баз. В результате многие дети не смогли попасть в лагерь, а в городском округе возникло социальное напряжение. Это стало понятно по многочисленным звонкам и обращениям в Собрание депутатов, а также по публикациям в СМИ.

Еще одна проблема базируется на том, что зачастую депутаты очень неохотно дают какую-либо информацию, необходимую для полноценной деятельности информационно-аналитического отдела. Скорее всего, корень проблемы лежит в той же партийной принадлежности. Существует понятие «партийная дисциплина», и никто из депутатов не хочет ее нарушать, чтобы избежать возможных неприятных последствий по партийной линии. Этот вывод можно сделать, если сравнить два созыва Собрания депутатов: прошлый, когда не было разделения по фракциям и практически все депутаты охотно шли на контакт, и нынешний, когда каждый ограничен рамками партии.

Серьезной проблемой нужно считать нарушение горизонтального взаимодействия на уровне отделов аппарата Собрания депутатов Озерского городского округа. Зачастую информационно-аналитическому отделу для выполнения своих функций необходима специальная информация юридического, экономического или иного плана. Однако получить ее в отделах аппарата проблематично, поскольку сотрудники отделов просто игнорируют обращения. Приходится добывать эту информацию самостоятельно в специальной литературе или на сайтах. Порой, это обходится большой потерей времени, хотя при нормальном взаимодействии отделов временные затраты можно было свести к минимуму.

Последняя проблема, которую хотелось бы озвучить, хорошо видна из следующего примера. Информационно-аналитический отдел аппарата Собрания депутатов Озерского городского округа ежеквартально предоставлял главе городского округа аналитическую записку, где содержался сводный анализ по итогам работы Собрания депутатов за соответствующий период. С примером одного из показателей можно ознакомиться в приложении 4. В данном случае в массиве рассмотренных депутатским корпусом вопросов видно, что имеется огромный перекос в сторону вопросов по организации местного самоуправления и управления муниципальным имуществом. А, например, вопросам социальной политики внимание не уделяется вообще. В приложении приведены данные за первый квартал. Примечательно то, что и во втором квартале картина повторилась. После получения аналитической записки за второй квартал глава городского округа вместо того, чтобы скорректировать работу Собрания, распорядился изъять у отдела аналитическую функцию, оставив за ним лишь информирование граждан.

Для решения упомянутых проблем мною сформулированы следующие предложения. Специальную подготовку, соответствующую требованиям полноценной аналитической деятельности, сотрудники информационно-аналитического отдела Собрания депутатов могут получить только в процессе профильной учебы. Отсюда следует, что прохождение этой учебы необходимо организовать, обеспечив специалистам отдела посещение соответствующих курсов.

Решение второй проблемы упирается в замену материально-технической базы отдела и приобретение программного обеспечения. В данном случае все зависит от решения руководства Собрания депутатов. Очевидно, что в данном случае потребуются ощутимые материальные затраты. Но в современных условиях это необходимое требование, и его нужно выполнить.

Третью проблему решить на местном уровне не удастся. Необходимо внесение изменений в соответствующее законодательство, которое бы наложило запрет на создание партийных фракций в представительных органах местного уровня. Надо помнить, что сейчас введены новые нормы, по которым выборы в местные представительные органы будут проводиться либо по пропорциональной системе, либо по смешанной. Эту норму также необходимо ликвидировать, поскольку можно предположить, что в этом случае депутаты будут отстаивать не интересы населения, а интересы своих партий. В настоящий момент президент заявил о политической реформе. На мой взгляд, это самое подходящее время для обращения в Законодательное собрание субъекта федерации с просьбой выйти в Государственную Думу с инициативой деполитизации местного самоуправления.

Решение четвертой проблемы видится в том, чтобы глава городского округа, исполняющий полномочия председателя Собрания депутатов, личным авторитетом повлиял на ситуацию и призвал депутатов к полноценному сотрудничеству с информационно-аналитическим отделом.

Проблему организации взаимодействия между отделами аппарата Собрания депутатов можно решить формальным путем: здесь достаточно издания распоряжения главы городского округа, исполняющего полномочия председателя Собрания депутатов, об обязательном предоставлении отделами соответствующей информации в другие отделы, если она необходима им для работы.

Причины последней проблемы субъективны и зависят от того, заинтересовано ли ЛПР в объективных результатах анализа для корректировки своей деятельности либо деятельности подведомственного органа. Выработать и сформулировать какое-либо предложение сложно, кроме, пожалуй, одного: необходимо настойчиво убеждать ЛПР в важности аналитической деятельности, опираясь на факты.

 


Заключение

В рамках настоящей работы изучен опыт организации информационно-аналитической деятельности, обеспечивающей работу представительного органа местного самоуправления на примере Собрания депутатов Озерского городского округа, сформулированы предложения по ее совершенствованию. Сделана попытка проанализировать теоретические основы и практическую составляющую информационно-аналитического деятельности, обеспечивающей работу представительного органа МСУ, исследовать роль, место и значение информационно-аналитической службы в структуре данного органа, исходя из его представительского предназначения.

В первой главе раскрыты содержание понятия «информационно-аналитическая деятельность», ее роль в современных условиях. Здесь же определены задачи и функции информационно-аналитической деятельности в системе представительных органов местного самоуправления, выделены особенности анализа в условиях муниципального управления, отличающие его от других сфер. Раскрыта сущность методики анализа, а также перечислены и раскрыты некоторые методы и приемы анализа, применяемые в муниципальном управлении. В заключении главы сделан вывод о том, что анализ является важнейшим инструментом муниципального управления, а также показаны некоторые возможные последствия, к которым может привести его игнорирование.

Вторая глава работы посвящена исследованию системы информационно-аналитической деятельности Собрания депутатов Озерского городского округа. В ней раскрыто понятие «местное самоуправление», показаны уникальное место представительного органа в этой системе и его взаимодействие с другими органами МСУ. Обращено внимание на то, что представительный орган является публичным органом власти. Особое внимание уделено нормативно-правовой базе, регламентирующей работу представительных органов местного уровня. Раскрыты структура и функции Собрания депутатов, дано описание аппарата Собрания, обеспечивающего его работу. Частью этого аппарата является информационно-аналитический отдел. Описаны цели его создания, правовая основа деятельности, задачи, которые он решает в системе муниципального управления согласно утвержденному Положению об информационно-аналитическом отделе аппарата Собрания депутатов.

В третьей главе рассматривается и изучается опыт аналитического обеспечения Собрания депутатов Озерского городского округа. Здесь речь идет об организации аналитической деятельности в рамках информационно-аналитического отдела. Акцентировано внимание на важности аналитического обеспечения для принятия управленческих решений, дается понятие анализа, деятельности и аналитической деятельности? показаны взаимосвязи информационно-аналитического отдела аппарата Собрания депутатов Озерского городского округа с депутатами и иными структурами, как по горизонтали, так и по вертикали, определено его место в структуре аппарата. Приведена модель информационно-аналитического сопровождения, в рамках которой настоящее направление деятельности могло бы быть реализовано наиболее эффективно. Здесь же нашла отражение основная цель существования информационно-аналитической службы. Показаны основные задачи, функции, необходимые для их решения, и направления, по которым осуществляются функции. В этой главе дается описание работы отдела с внешней и внутренней информацией, даются примеры благотворного влияния результатов аналитических исследований на позитивное изменение ситуации в муниципальном образовании. Здесь же перечислены методы, используемые в работе отдела.

В процессе анализа работы отдела выявлены следующие проблемы.

недостаточная специальная подготовка сотрудников информационно-аналитического отдела, которая проявляется в отсутствии специального образования;

слабая материально-техническая база отдела, не позволяющая полноценно осуществлять возложенные на него функции, что проявляется в маломощных компьютерах, на которых невозможно использовать современное программное обеспечение;

доминирование партийных интересов депутатов над интересами населения муниципального образования;

закрытость депутатского корпуса, депутаты крайне неохотно дают информацию в информационно-аналитический отдел без согласования с председателями фракций;

отсутствие регламентации взаимодействия между отделами внутри аппарата Собрания депутатов;

шестая проблема носит субъективный характер и заключается в невосприятии главой городского округа, исполняющего полномочия председателя Собрания депутатов, результатов анализа, если в них явно видны недоработки представительного органа.

Мною сформулированы предложения по решению данных проблем.

Первую проблему необходимо решать путем специальной подготовки сотрудников информационно-аналитического отдела, которую можно получить на профильных курсах или семинарах.

Вторая проблема решается через обновление материально-технической базы отдела, доведение компьютерной техники до необходимых стандартов и приобретение специального программного обеспечения.

Третью проблему можно решить, обратившись от имени Собрания депутатов в законодательный орган субъекта федерации. Обращение должно содержать просьбу о выходе законодательного органа в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой о деполитизации местного самоуправления. В период политической реформы, заявленной президентом, такой шаг видится своевременным.

Четвертую проблему глава округа может решить с помощью личного авторитета, обратившись к депутатам Собрания и призвав их продуктивно взаимодействовать с информационно-аналитическим отделом.

Пятую проблему можно решить, формализовав процессы взаимодействия внутри аппарата Собрания депутатов распоряжением главы округа о предоставлении информации для работы по требованию сотрудников аппарата.

Шестая проблема носит очень субъективный характер и ее решение видится через убеждение главы городского округа в необходимости адекватного восприятия аналитических записок и использовании их данных для совершенствования деятельности представительного органа.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...