Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация аналитической деятельности Собрания депутатов




 

В любой системе управления для обеспечения адекватности и эффективности принимаемых управленческих решений анализ присутствует всегда. Задача аналитического обеспечения управленческой деятельности состоит в том, чтобы лица, принимающие решения, располагали необходимым и достаточным для принятия решения объемом информации. На муниципальном уровне этот баланс призваны обеспечивать аналитические службы и подразделения, информационно-аналитические отделы и иные организационные единицы.

В научной литературе до настоящего времени используются различные трактовки понятия аналитической деятельности. Это связано с тем, что аналитика - вновь возникшая область прикладных знаний. Она с одной стороны характеризует бурное развитие информатизации в обществе, а с другой стороны - знаменует новый качественный этап развития информационной области деятельности.

Анализ - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами.

Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Основными элементами деятельности являются: осознание деятельности в виде мотива, оценка наличной ситуации, формулирование цели, выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию, выбор средств деятельности, реализация решения.

Аналитическая деятельность - целенаправленный и объединенный задачами предметной области процесс сбора, обработки, хранения, систематизации и аналитической интерпретации информации.

Аналитическую деятельность определим как особую форму управленческой деятельности, направленную на изучение объекта и его окружения в целях осознания наличной ситуации и ее преобразования, а также прогнозирования условий и последствий управления объектом и протекающими в нем процессами.

Сформированный по результатам выборов 2005 года представительный орган Озерского городского округа Челябинской области с первых дней работы заявил о полной открытости своей деятельности и о широком взаимодействии с общественностью муниципального образования. Представительская природа данного органа МСУ подразумевает принятие управленческих решений с опорой на мнение населения территории и исходя из его интересов. Следовательно, депутаты должны в достаточной мере обладать управленческой информацией, которая является частью социальной информации, выделенной «из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий». Управленческая информация, как отмечено в научной литературе, вбирает в себя из социальной только то, что отражает управленческие потребности, интересы и цели людей, их совокупную властную волю.

Чтобы обеспечить удовлетворение потребности депутатов в такого рода информации, решением Собрания депутатов создана соответствующая структура в аппарате представительного органа. Правовым основанием для создания информационно-аналитического отдела и включения его в организационную структуру аппарата Собрания депутатов явились Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет представительные органы городских поселений как юридические лица, и Устав Озерского городского округа, где содержится следующее положение: «Собрание депутатов самостоятельно определяет свою структуру и структуру аппарата Собрания депутатов».

Необходимо отметить, что начиная с 1991 года, составом представительного органа Озерского городского округа 2005-2010 гг. впервые создана и утверждена нормативно-правовая база для существования и деятельности как аппарата Собрания депутатов в целом, так и для его отделов. Аппарат Собрания выстроен и функционирует в соответствии с Положением об аппарате Собрания депутатов Озерского городского округа №92, утвержденном представительным органом 28 сентября 2005 года. Также разработаны и утверждены Положения, регламентирующие деятельность всех структурных подразделений аппарата, и, в частности, информационно-аналитического отдела, состоящего из двух штатных единиц - начальника отдела и пресс-секретаря.

Создание информационно-аналитического отдела, как самостоятельной единицы аппарата Собрания, для представительного органа Озерского городского округа явилось делом новым. До 2000 года регулярного информационного сопровождения деятельности депутатского корпуса, кроме обязательной публикации муниципальных нормативно-правовых актов, не велось. С 2000 по 2005 годы в тогда еще городском Совете депутатов информационное сопровождение осуществлял пресс-секретарь, чьи функции сводились к подготовке пресс-релизов с заседаний. И только с 2005 года в соответствии с заявленными принципами открытости и прозрачности в работе представительного органа на информационно-аналитическое сопровождение деятельности Собрания депутатов было обращено самое серьезное внимание, как на одно из важнейших направлений.

Информационно-аналитический отдел осуществляет в рамках своей компетенции взаимодействие с депутатами представительного органа, со всеми структурными подразделениями аппарата Собрания, взаимодействует по вопросам ведения отдела с управлением организационного и документационного обеспечения Законодательного собрания Челябинской области, органами управления администрации Озерского городского округа.

Таким образом, информационно-аналитический отдел Собрания депутатов занял свое, строго определенное место в структуре аппарата для полноценного выполнения функций по информационно-аналитическому обеспечению деятельности представительного органа. Для выполнения данных задач специалистами отдела была выстроена модель информационно-аналитического сопровождения, в рамках которой настоящее направление деятельности могло бы быть реализовано наиболее эффективно (Приложение 1).

В модели, по которой реализуется информационно-аналитическое сопровождение деятельности Собрания депутатов, представлены основания, определившие постановку цели, а также выведены задачи, решение которых позволяет достигать поставленной цели. В соответствии с задачами определены функции отдела, реализуемые для решения задач по ряду направлений. Систематизация деятельности по информационно-аналитическому сопровождению позволяет не только наиболее эффективно организовать весь комплекс работ отдела, но и представить депутатам максимально полный отсортированный массив информации по линии «обратной связи» для принятия дальнейших решений.

Итак, все ресурсы информационно-аналитической службы должны быть направлены на достижение основной цели - формирования совокупности мер, средств, условий информационно-аналитического характера, способствующих эффективной деятельности представительного органа МСУ, чтобы, в конечном счете, удовлетворить потребности депутатов и населения в необходимой информации, а также реализовать установки государственной и муниципальной информационной политики на открытость и доступность органа местного самоуправления, как части публичной власти.

Для этого необходимо решить задачи, которые предлагается сгруппировать и рассмотреть отдельными массивами совместно с функциями, необходимыми для их решения, и направлениями, по которым данные функции осуществляются.

Первая задача, заключающаяся в разработке рекомендаций по совершенствованию стиля и техники информационно-аналитической работы, по сути, является определением концепции информационной политики представительного органа. Систематизация видения этой политики, определение комплекса мер и средств ее проведения, исходя из поставленной цели и в рамках экспертно-оценочной функции информационно-аналитической службы, и должно стать первым шагом в ее деятельности. При этом неверно думать, что решение данной задачи на начальном этапе работы позволяет считать ее решенной раз и навсегда. С течением времени и в процессе практической отработки начальный вариант должен корректироваться и модернизироваться в зависимости от складывающейся реальной ситуации. Реализация экспертно-оценочной функции в данном случае ведется практически по всем направлениям, указанным в модели.

Следующий блок задач можно объединить под обобщающим названием «Обеспечение депутатского корпуса аналитическими материалами, полученными на основании мониторинга социально-политической информации». Сюда входит решение таких задач, как осуществление обобщенного анализа ситуации в общественно-политической и социально-экономической жизнедеятельности городского округа; сбор и анализ материалов печати, обращений граждан, общественного мнения; проведение социологического мониторинга и, наконец, формирование единого информационного пространства в представительном органе. В данном случае решение поставленных задач ведется в рамках мониторинговой и экспертно-оценочной функций по организационному, информационному, проектировочно-аналитическому и методическому направлениям. Деятельность информационно-аналитической службы по решению упомянутого блока задач позволяет удовлетворить потребность депутатов в объективной информации, показать реальное положение дел по тому или иному вопросу, что дает возможность принимать верные управленческие решения, отвечающие ожиданиям населения.

Следующий блок задач включает в себя своевременное и достаточное информирование населения и укрепление доверия к власти. В данном случае имеется в виду организация взаимодействия со средствами массовой информации и общественными объединениями; подготовка тематических информационных материалов для СМИ; распространение в средствах массовой информации заявлений, интервью, сообщений, пресс-релизов, статей и других информационных материалов; организация выступлений руководителей представительного органа, постоянных комиссий и депутатов по телевидению, радио и в печатных изданиях СМИ (спичрайтинг). Решение данных задач осуществляется информационно-аналитической службой в рамках функций по созданию и продвижению информационных продуктов, формированию положительного имиджа представительного органа, снятия сопротивления со стороны субъектов муниципального управления. Реализация функций осуществляется по организационному, информационному, проектировочно-аналитическому и маркетинговому направлениям.

В ходе своей деятельности информационно-аналитический отдел занимается сбором информации. Так в ходе работы с внутренней информацией преследуется цель получения данных о деятельности депутатов. Для этого изучаются решения Собрания депутатов и профильных комиссий, изучается документация, ведется наблюдение за ходом заседаний Собрания и профильных комиссий, заслушиваются доклады и выступления, проводятся беседы с депутатами, их интервьюирование и анкетирование, ведется наблюдение за ходом мероприятий Собрания депутатов. Изучение писем и обращений граждан позволяет выявить актуальные социальные проблемы граждан.

В ходе работы с внешней информацией изучаются нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, изучаются теоретические источники. В результате на регулярной основе происходит получение данных об изменениях законодательстве, о новом в теории и практике муниципального управления. С целью выявления актуальных социальных проблем изучаются материалы прессы, публикации в Internet, регулярно фиксируются телефонные и электронные сообщения граждан. Для того чтобы выявить общественные настроения изучается содержание городских мероприятий общественно-политической направленности.

Именно массовые обращения населения по тем или иным проблемам городского округа побудили информационно-аналитический отдел в рамках реализации проектировочно-аналитической функции разработать и предложить депутатам такую форму работы, как социальные проекты. Так, например, обращения и жалобы жителей на хроническую нехватку мест в детских образовательных учреждениях стали отправной точкой для разработки и реализации проекта «Территория детства». Проект направлен на комплексное системное изучение ситуации, общественного мнения, различных точек зрения в сфере дошкольного детства. Результаты осуществления проекта дали депутатам возможность увидеть проблему в полном объеме и принять эффективные решения и рекомендации, способствующие позитивному изменению ситуации. Практически все депутаты Собрания были задействованы в посещении объектов, ранее входивших в систему дошкольного образования, а затем, во времена демографического спада, переданных различным структурам. Целью посещений ставилось выяснение эффективности использования этих зданий. В итоге части помещений удалось вернуть изначальное назначение. Более того, обнаружены и реанимированы бесхозные здания бывших дошкольных учреждений.

В процессе реализации проекта выяснилось, что в городском округе не существовало единой базы данных очередников, что существенно усложняло положение и вносило неразбериху. Депутаты настояли на разработке такой базы. В рамках проекта были проведены депутатские слушания с широким привлечением специалистов и общественности, «прямая линия» с жителями городского округа, опросы целевых аудиторий, «круглые столы». В бюджете по настоянию депутатов появились две целевые программы: материальной поддержки работников дошкольного образования и развития дошкольных учреждений. К информационной поддержке проекта на добровольной и безвозмездной основе привлекли журналистов городских СМИ, регулярно публиковавших информационные и информационно-аналитические материалы по исследуемым проблемам. Необходимо отметить, что такой подход позволил за достаточно короткий срок снять напряжение и выровнять ситуацию.

Результатом проекта также стало и то, что в целях поднятия и укрепления статуса работника дошкольного образования в Озерском городском округе 27 сентября широко отмечается общественный праздник признания - День воспитателя и всех дошкольных работников.

Еще одна функция отдела - хранение информации. Сюда входит создание и обработка баз данных текстовых материалов, классификация и систематизация данных, их архивация, создание и заполнение сводных форм визуализации данных. Это позволяет создать условия для использования информационно-аналитических материалов по мере востребования. (Приложения 2,3,4)

Информационно-аналитический отдел занимается также проведением диагностических процедур, анализом деятельности Собрания депутатов по решению социально-значимых проблем, системным анализом деятельности Собрания депутатов, анализом тенденций социальных изменений, прогнозированием социальных реакций. Проектированием способов снятия социальной напряженности, социальным и информационным проектированием, моделированием управленческих процессов по решению актуальных социальных проблем.

Широко используется такой способ сбора информации от населения, как «прямая линия». В основном, заранее объявленное телефонное общение депутатов с населением проводится в канун значимых общественных мероприятий, например, публичных слушаний по проекту бюджета городского округа, по отчету об исполнении бюджета за год и т.п. Однако этими мероприятиями список инициации «прямых линий» не исчерпывается. Нередко они организовываются с целью выяснения общественного мнения перед принятием решений, которые касаются интересов больших групп населения. Полученная от жителей информация помогает депутатам взглянуть на ситуацию по-новому, что неизбежно отражается на качестве окончательного варианта принимаемого решения. Организацией «прямых линий», обработкой и систематизацией полученной информации занимается информационно-аналитический отдел.

Функциональная модель информационно-аналитического отдела в аналитическом направлении графически выглядит следующим образом:

 


 

 

В работе отдела используются следующие методы:

изучение директивных, информативных, инструктивных, правовых, методических документов;

анкетирование целевых групп граждан;

изучение опыта работы в других муниципальных образованиях;

наблюдение;

социологический опрос;

тестирование;

мониторинг.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...