Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему западное право не работает на Востоке




Однако заимствованные правовые формы чужды «периферийным» системам, так как общественный контекст существенно отличается от западного, на котором сформировались данные формы. В частности, западное право покоится на высочайшей степени социального индивидуализма, чуждой какой-либо иной неевропейской общественной организации. На Западе индивид приоритетен по отношению к коллективу, поэтому частное право выдвинуто на передний план. В остальном мире все наоборот: коллективные права доминируют над индивидуальными.

\025\

Поэтому поведение, характеризующееся конкуренцией, которое лежит 13 основе западною общества, будь то индивидуальный уровень или уровень идеологии и политических партий, рассматривается на Востоке как вредное или даже незаконное. Идеал — сотрудничество и согласие, что обеспечивает гармонию,

В результате суд в качестве арбитра между конкурирующими сторонами, действующего в соответствии с законом, здесь воспринимается с большим трудом. Люди подобные практики рассматривают скорее как печальную необходимость: «Судебные решения, предусматривающие применение санкции, кажутся там чем-то не вполне нормальным,,, они (преступления,— В. Б.) ас требуют вмешательства властей; конфликты надо не разрешать, а "разводить" с помощью примирительных процедур (или обычно-правовых процедур. — Я б.)... Решение, навязанное сторонам против их воли, хорошим быть не может» (Давид 2003).

Крупные идеологии Востока, отрицая индивидуализм, по сути, лишают легитимности и заимствованное западное право. Подобная ситуация складывается в политико-правовой практике государств, в которых доминирует конфуцианская традиция: в Китае, Вьетнаме, Корее, Сингапуре, Тайване, Японии. По мнению С. Хантингтона, «конфуцианство... поставило вне закона автономные общественные институты на общегосударственном уровне-) (Huntington 1991: 24).

Ф. Фукуяма, обосновывая решающее влияние конфуцианства на правовое сознание населения данных стран, приводит следующий аргумент. Здесь, по его мнению, отсутствует трансцендентный закон, стоящий над общественными отношениями. Наличие такого закона в культуре, по Фукуяме, делает возможным апелляцию актора «к личной совести как к верховному судье». В христианстве, как он считает, таким законом является Бог, который признается высшим источником истины и права. Уповая на него, индивид может пренебречь всеми формами социального долга, начиная с семьи и кончая государством. Опять же между христианством и современной либеральной идеологией обнаруживается преемсч ценность: «В современном либерализме христианское понятие универсального Бога заменено понятием основополагающей человеческой природы, которая и служит универсальным основанием справедливости. Либеральные права распространяются на всех людей как таковых, точно так же, как Божий закон в христианстве перекрывает любые конкретные социальные обязательства, а поэтому даже неверующие европейцы разделяют зацикленносгь своей христианской культуры на универсальных правах, а следовательно, верят, что индивидуальное сознание является главным судьей и высшей инстанцией». По мнению ученого, отсутствие у носителей конфуцианской культуры личной совести как механизма контроля индивидуального поведения вынуждает «государство принимать законы о мерах ответ-

\026\

сгвенности за неспускание воды в общественных туалетах или надписи на стенах» (Фукуяма 1995).

Рассуждения Ф. Фукуямы, безусловно, имеют рациональное зерно. Однако, по-моему, в данном случае он переоценивает влияние религии на правовую культуру. Возьмем, к примеру, христианскую страну Россию. Этноисторические данные свидетельствуют о том, что до революции крестьяне также с «отвращением» относились к официальному суду, предпочитая решать все спорные вопросы полюбовно. Это в полной мере относится и к современной России, когда лица, стремящиеся решать спорные вопросы в суде, выступают в общественном мнении как «сутяги», «склочники» и т. д. и т. п. Поэтому идеологии, конечно, определяют в известной мере правосознание, но, во-первых, следует поставить вопрос о причинах различий самих идеологий а, во-вторых, мы видим, что носители тождественных идеологических представлений имеют различное правопонимание.

Оказалось также, что и высокий уровень экономического и технологического развития неевропейского государства не является гарантией принятия ею гражданами европейской правовой модели. (Хотя утверждение о корреляции между уровнем данного развития и господством демократических свобод в политико-правовой сфере широко представлено в либеральной трактовке человеческого прогресса,) Например, Р. Давид, характеризуя правовую культуру Японии, отмечает, что «демократические институты в стране практически не действуют, а поэтому японцы не любят вмешиваться в общественные дела и предпочитают, чтобы ими управляли сильные мира сего... При этом они пребывают в неведении относительно того, что сегодня они хозяева своей судьбы.,. Японцы продолжают видеть в праве аппарат принуждения... Идея права в их сознании по-прежнему связана с наказанием и тюрьмой; право— ненавистная вещь; честные люди должны сторониться права. Вызов в суд даже по гражданскому делу считается постыдным, страх позора можно считать главной движущей силой, определяющей поведение японцев... Абстрактный характер норм права, его логический характер по-прежнему чужды в стране... Никто не обращается в суд для осуществления своих прав (за исключением крупных предприятий при выяснении отношений между собой. — В. Б.), как это предусматривается кодексами,,. Жертва несчастного случая, смирившись со своим несчастьем, откажется от обращения в суд для реализации своего права и с благодарностью примет вместе с извинениями скромное возмещение, которое виновник поспешит предложить пострадавшему. Обращение в суд для удовлетворения претензии, которую право объявляет законной, мало отличается в Японии от вымогательства... Обращение в суд, по мнению японцев, поведение, достойное порицания, и прежде чем пойти на это, для решения возникшего кон-

\027\

фликта ищуч разною рода посредников... Наилучший вариант— это не судебное решение, удовлетворяющее обе стороны, а отказ от иска и полюбовное соглашение» (Давид 2003).

Поэтому ученый определяет данный политико-правовой режим Японии как «внешний конституционализм». Отмечается произвол полиции, которая «всегда и любыми способами находит виновного в случае совершения преступления». Верховный суд, осуществляющий кон-сшгуционный контроль, действует «крайне осторожно, если не ограниченно»(Давид 2003).

Автор очень осторожен в своих прогнозах по поводу будущего европейской модели права в Японии. Констатируя, что причина сложившегося положения дел в правовой сфере заключается в том, что искусственно импортированное право «никак не связано с нравами страны», он высказывает мнение, что «прогресс демократических идей и расширение связей с заграницей может в конце концов привести Японию к осознанию того, что господство права — это необходимое условие господства справедливости», однако подчеркивает, что «это только гипотеза» (Давид 2003).

В условиях, когда официальный закон «дремлет», всегда действует «неписаный закон» или «обычно-правовая норма». Приведу пример той же Японии. По японскому обычному праву преимущества в наследовании после смерти отца имеет старший сын. Однако, став на путь европеизации права, власти страны решили пересмотреть эту норму. Новая редакции, по которой старший сын лишался преимуществ, была даже внесена в Гражданский кодекс 1948 года. Однако мало что изменилось в реальной жизни. Если же и возникают конфликты на этой почве, то дела рассматриваются посредниками, обращения же в суд чрезвычайно редкое явление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...