1. 5. Ветеринария в современной России
В конце 1991 г. прекратил существование СССР. На его базе образовались 15 суверенных государств. Россия включила в себя 89 субъектов. Была разработана программа радикальных реформ в области народного хозяйства, в основе которой была либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял закон Российской Федерации «О ветеринарии» 14 мая 1993 г., как основной правовой документ, регулирующий ветеринарную деятельность в стране. За многовековой период существования ветеринарной службы в России впервые принят специальный закон. Необходимо отметить, что принятие закона состоялось на полгода раньше, чем была принята Конституция РФ. В законе определена структура государственной ветеринарной службы. На федеральном уровне предусмотрен орган управления - Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ. Руководствуясь положениями федерального ветеринарного законодательства во многих субъектах РФ приняты законы и правовые акты по ветеринарии, призванные обеспечить дополнительное правовое регулирование ветеринарного дела, с учетом политических, экономических и социальных особенностей развития субъектов РФ. В региональных законах предусмотрены общие правовые нормы, регулирующие ветеринарное дело на уровне субъектов, и дополнительные правовые нормы, характерные для конкретного субъекта Российской Федерации. После ликвидации СССР в России продолжало функционировать Министерство сельского хозяйства и продовольствия, в составе которого было Главное управление ветеринарии. В 1993 г. был образован Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Было утверждено «Положение о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ» (постановление Правительства РФ от 16 ноября 1993 г. № 1162). Департамент ветеринарии явился самостоятельным структурным подразделением Министерства сельского хозяйства РФ, национальным органом ветеринарно-санитарной сертификации продукции, товаров и услуг ветеринарного назначения, имел в своем подчинении научно-исследовательские ветеринарные институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления государственного ветеринарного надзора на Государственной границе и транспорте, службы ветеринарного контроля на предприятиях по переработке и хранению животноводческой продукции и другие ветеринарные учреждения.
В эти годы Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия руководили опытные руководители О. З. Исхаков (1991-1994), В. М. Авилов (1994-2000), С. В. Кравчук (2000-2003), Е. А. Непоклонов (2003-2004); В. А. Апалькин (2004-2006), И. К. Рождественский (2006-2008); Л. М. Сургучева (2008-2013), С. Г. Дресвянникова (2013-2015), В. Н. Боровой (с 2015 г. ).
Рис. 3 Структура Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (1993 г. )
В 1990-1991 гг. проведена реорганизация государственной ветеринарной службы на Государственной границе Российской Федерации и транспорте. На базе региональных пограничных контрольных ветеринарных пунктов и ветеринарных служб на железнодорожном транспорте в 1991 г. были созданы 11 зональных управлений государственного ветеринарного надзора на государственной границе и транспорте (Дальневосточное, Забайкальское, Западное, Московское, Северо-Западное, Северо-Кавказское, Сибирское, Уральское, Юго-Восточное, Южное, Средне-Волжское).
Структурными подразделениями зональных управлений являлись пограничные контрольные ветеринарные пункты (ПКВП) и транспортные контрольные ветеринарные пункты (ТКВП). Созданию современной Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) предшествовала административная реформа государственных органов исполнительной власти, в результате чего был принят Указ Президента Российской Федерации от 09. 03. 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым была утверждена структура федеральных органов, в том числе и Россельхознадзора, определены их положение, цели и задачи, их иерархия в общей структуре управления. Указом было определено, что службы, входящие в структуру Правительства Российской Федерации, находятся в ведении соответствующих министерств. В ведение Минсельхоза России вошла Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Эта кропотливая работа выполнялась группой специалистов еще не состоявших в штате Россельхознадзора – А. И. Сауриным, А. Ф. Ступаченко, И. К. Рождественским, Г. К. Ковалевым, А. В. Поповичем и другими под непосредственным руководством Руководителя Россельхознадзора С. А. Данкверта и координировалось Минсельхозом России, в частности Управлением правого обеспечения (М. И. Увайдовым). В этот период с целью обеспечения исполнения полномочий на всей территории Российской Федерации, было создано 75 территориальных органов (управлений) Россельхознадзора. Все учреждения Россельхознадзора оснащены современным сверхточным лабораторным оборудованием. Это позволяет поднять на новый современный уровень лабораторные исследования подконтрольных ветеринарной службе товаров на всех стадиях их оборота. Ветеринарная служба Российской Федерации в 90-е годы XX века объединяла систему ветеринарных органов и учреждений и ветеринарных специалистов, осуществляющих ветеринарную службу и организации и учреждения, обеспечивающие функционирование и развитие ветеринарной службы. В первой группе занято 75 % ветеринарных врачей и 90 % ветеринарных фельдшеров. Одновременно с реформированием системы и структуры органов управления Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, созданием федеральных органов исполнительной власти в области ветеринарии в начале XXI века происходит реформирование государственных ветеринарных учреждений. Основными направлениями этого процесса являются:
1. Четкая дифференциация государственных ветеринарных учреждений федерального подчинения на две группы- учреждения по оказанию государственных услуг и учреждения, наделенные функциями по контролю и надзору в сфере ветеринарии, с подчинением их соответствующим управлениям федеральных органов исполнительной власти; 2. Передача государственных ветеринарных учреждений федерального подчинения субъектам Российской Федерации и их имущества – в собственность субъектов Российской Федерации (республиканских, областных, краевых, городских, районных станций по борьбе с болезням животных, ветеринарных лабораторий всех уровней, государственных лабораторий ветеринарно – санитарной экспертизы на продовольственных рынках). 3. Ликвидация государственных ветеринарных учреждений федерального подчинения, с последующим восстановлением их в субъектах Российской Федерации (участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных участков, пунктов). 4. Образование ветеринарных учреждений и предприятий местного самоуправления на базе ликвидированных государственных ветеринарных учреждений. В соответствии с действующим законодательством РФ предприятия агропромышленного комплекса имеют право самостоятельно определять штаты работников для осуществления производственной деятельности, в том числе для ветеринарного обслуживания животноводства. Производственная ветеринарная служба сельскохозяйственных предприятий в 90-е годы подвергалась существенным изменениям: в ходе реформирования совхозов и колхозов в акционерные общества, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, товарищества и т. д. численность ветеринарных специалистов производственной ветеринарной службы резко сократилась из-за полной ликвидации ветеринарной службы в одних хозяйствах и сокращения их численности в других;
сокращение поголовья животных во многих субъектах Российской федерации сопровождалось прежде всего сокращением численности ветеринарных специалистов в сельскохозяйственных предприятиях; ухудшение экономического состояния и банкротство отдельных сельскохозяйственных предприятий, задержка зарплаты на длительный срок тоже приводили к вынужденному увольнению ветеринарных специалистов; за счет сокращения производственной ветеринарной службы образовался отряд безработных ветеринарных специалистов, которые вынужденно были трудоустраиваться не по специальности и меняли свою профессию. Сокращенная почти на половину производственная ветеринарная служба продолжала выполнять свою основную функцию. Особенности организации деятельности специалистов производственной ветеринарной службы сохранились до настоящего времени. Наемные ветеринарные специалисты предприятий агропромышленного комплекса решают следующие задачи: предупреждение и ликвидация заразных и иных болезней животных; проведение ветеринарных мероприятий, направленных на успешное развитие животноводства; охрана здоровья людей от болезней, общих для человека и животных. Ветеринарные мероприятия включаются в технологический цикл производства, деятельность ветеринарных специалистов тесно связана с работой животноводческих ферм. Ветеринарные мероприятия осуществляются за счет средств хозяйств. Правовое положение наемных ветеринарных специалистов предприятий агропромышленного комплекса определяются Гражданским и Трудовым кодексами Российской Федерации. Права и обязанности устанавливаются должностными инструкциями при приеме на работу. Во многих крупных хозяйствах осуществляется автоматизация рабочего места наемных ветеринарных врачей, широкое применение компьютерных технологий по диагностике болезней и лечении животных, ветеринарному учету и отчетности. Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации продолжает совершенствование системы ветеринарно-санитарного обеспечения. Данные мероприятия были вызваны вследствие кардинальных изменений в продовольственном обеспечении военнослужащих и организации их питания. Были сведены к минимуму поставки продовольствия в Вооруженные Силы Российской Федерации, т. к. предприятия-аутсорсеры для приготовления пищи военнослужащим используют продовольствие, закупаемое ими же, выпущенное в свободное обращение на территорию Российской Федерации. Также значительно снижено количество продовольствия, находящегося на длительном хранении на особый период. В настоящее время этим занимаются предприятия Росрезерва.
Вместе с тем возросло в Вооруженных Силах Российской Федерации количество служебных животных, особенно лошадей, которые используются как вьючный транспорт в труднопроходимой (горной) местности. Появилась конная подготовка, в том числе верховая, в некоторых высших учебных заведениях Минобороны России. Личный состав Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации с 2010 года представлен полностью гражданским персоналом, что, тем не менее, не снижает значимости и масштабности стоящих перед нею задач, как в мирное, так и в военное время. Современная ветеринарно-санитарная служба внутренних войск МВД России в своей деятельности руководствуется законом Российской Федерации «О ветеринарии», приказом МВД России № 309 от 23. 04. 1999 «Об утверждении Положения о ветеринарно - санитарном надзоре в системе МВД России», приказом МВД России № 465 от 19 июня 2006 г. Основными задачами, ветеринарно-санитарной службы МВД РФ являются: - обеспечение контроля за качеством поставляемого в войска продовольствия и сырья, а также всех видов фуража для служебных животных, исключение возможности поставки продуктов питания, не соответствующих качественным параметрам; - организация профилактических и противоэпизоотических мероприятий среди служебных животных и поддержание эпизоотического благополучия мест дислокации войск, как в пунктах постоянной дислокации, так и местах выполнения служебно-боевых задач; - организация взаимодействии с органами государственной ветеринарной службы и ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федеральных органов исполнительной власти по обеспечению стабильности деятельности войск по выполнению комплекса надзорных, ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических и других специальных мероприятий в местах дислокации войск; - оснащение ветеринарно-санитарной службы войск современным оборудованием и медикаментами с учетом выделенных лимитов бюджетных средств. Ветеринарно-санитарная служба ГК ВВ МВД России занимает достойное место среди других служб, входящих в систему тылового обеспечения ВВ МВД России. Специалисты организуют и проводят в интересах внутренних войск МВД России ветеринарно-санитарную экспертизу пищевых продуктов животного и растительного происхождения на соответствие требованиям ветеринарно-санитарных правил, государственных стандартов, технических условий, с оформлением заключений и выдачей ветеринарных сопроводительных документов. В связи с образованием кавалерийского почетного эскорта Президентского полка Службы коменданта Московского Кремля ФСО России было организовано ветеринарное подразделение ФСО России в сентябре 2002 года. Ветеринарные специалисты стали проводить ветеринарное обслуживание переданных лошадей. Особое внимание уделялось ветеринарному обеспечению мероприятий с участием лошадей эскорта. В настоящее время в ФСО России осуществляется государственный ветеринарный надзор, ветеринарное обслуживание животных и контроль качества продовольствия в вверенных подразделениях. В начале XXI века резко возрастает роли значение частной ветеринарной службы. Специалисты сельскохозяйственных предприятий стали наемными работниками частной ветеринарной службы. На них распространятся положения Гражданского кодекса, Трудового кодекса Российской Федерации о наемных работниках. В состав частной ветеринарной службы Российской Федерации теперь входят ветеринарные специалисты – предприниматели и ветеринарные специалисты - наемные работники. Большую помощь в становлении частного предпринимательства оказало создание в 1994 г. Ассоциации практикующих ветеринарных врачей (С. В. Середа). Успешно развивается частная ветеринарная практика на основе собственности ветеринарных врачей и фельдшеров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В городах успешно развивается ветеринарный бизнес. Открываются новые предпринимательские структуры: клиники, центры, косметологические салоны, лечебные кабинеты и т. д. Они достаточно эффективно осуществляют свою деятельность и систематически оснащаются современным ветеринарным оборудованием, инструментами, приборами и имеют достаточно высокий имидж. Об этом свидетельствуют результаты деятельности Всероссийской и региональных ассоциаций практикующих ветеринарных врачей, созыв ими международных ветеринарных конгрессов, региональных научно - практических конференций, Мастер – классов, издание журналов и газет. Научное обеспечение ветеринарной службы осуществляют научно-исследовательские учреждения Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерства сельского хозяйства РФ, высшие учебные заведения. В соответствии с федеральным законодательством с 2009 года прекращено прямое финансирование государственных бюджетных ветеринарных учреждений. Установлено, что им выдаются государственные задания и субсидия на их выполнение. Бюджетные учреждения Государственной ветеринарной службы Российской Федерации выполняют государственные задания в целях обеспечения реализации полномочий, функций и задач, предусмотренных федеральным ветеринарным законодательством. Государственное задание для ветеринарных учреждений формируется и утверждается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, его Департаментом ветеринарии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии). Государственное задание определяется исходя из основных видов деятельности, определенных учредительными документами учреждения. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания ветеринарного учреждения осуществляется в виде субсидии из бюджета соответствующего уровня, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ветеринарными бюджетными учреждениями, приобретенных за счет средств, выделяемых ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на оплату налогов. Ветеринарная деятельность в современной России осуществляется в не простых условиях. Несмотря на перечисленные трудности в конце XX и начале XXI веков (до 2004г. ) государственная ветеринарная служба продолжала эффективно осуществлять свою деятельность. В 1993г. был принят Закон РФ «О ветеринарии», который обеспечивал высокий уровень правового регулирования ветеринарной деятельности. Продолжала существовать единая государственная ветеринарная служба страны, действовали нормативные правовые документы, принятые в советский период. Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации успешно руководил ветеринарной службой страны. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области ветеринарии обеспечивали оперативное и эффективное управление ветеринарной службой, надежную профилактику инфекционных, инвазионных и незаразных болезней животных. В сельских районах и городах продолжали функционировать государственная и производственная ветеринарные службы, обеспечивая высокий уровень ветеринарного обслуживания животноводства и других отраслей производства. В 2004г. началось реформирование, преобразование ветеринарной службы, связанные с изменениями в системе управления агропромышленным комплексом страны: создание трех федеральных органов управления ветеринарным делом; отдела животноводства и ветеринарии МСХ РФ; ветеринарного управления Федерального агентства по сельскому хозяйству, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, что обусловило разделение функций по нормативно-правовому регулированию в области ветеринарии, оказанию государственных и платных ветеринарных услуг, государственному ветеринарному надзору. В этом период была сокращена численность ветеринарных лечебно-профилактических учреждений в субъектах РФ на 20-30%. В процессе преобразования колхозов и совхозов в два раза сократилась численность ветеринарных специалистов производственной ветеринарной службы. Правовая база, на основе которой в настоящее время функционирует ветеринарная система Российской Федерации, включает в себя Закон Российской Федерации «О ветеринарии», который был принят более 20 лет назад, и даже с учетом последующих редакций не отвечает современным реалиям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|