Направления государственного регулирования цен в РБ
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Введение
Совершенно точно, что без разумной, тщательно взвешенной, постоянно при необходимости корректируемой ценовой политики на рынке делать нечего. В условиях социально-ориентированной, рыночной модели нашей страны, ценообразование является весьма сложным процессом, оно подвержено воздействия множества факторов. Но выбор общего направления в ценообразовании, общей политики, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, роста рентабельности производства и укрепления рыночных позиций предприятия является очень актуальным. Ценовая политика - главная составляющая маркетинговой деятельности, актуальность которой в РБ все более возрастает в последнее время. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить или даже превысить намеченный объем прибыли, а также решить другие стратегические и оперативные задачи. Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия во многом зависит от правильно выбранной ценовой политики, то есть от применяемых в организации методов и стратегий. Цель курсовой работы заключается в изучении и анализе ценовой политики промышленной организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: дать теоретическое обоснование ценовой политики, её этапам и особенностям в РБ; оценить роль и значение ценовой политики для организации; изучить существующие стратегии ценообразования и методы определения цен на предприятиях;
провести анализ основных форм и методов ценовой политики на примере конкретного предприятия ЧУП «Радуга» ОАО «Актамир». Определить пути совершенствования ценовой политики данной промышленной организации.
Ценовая политика организации: сущность, этапы формирования и особенности в современных условиях хозяйствования Направления государственного регулирования цен в РБ
Еще недавно считалось, что единственной альтернативой развития мировой экономики является ничем не ограниченный свободный рынок. В значительной степени понимание того, что для обеспечения стабильности развития рыночного механизма необходимо дополнить его мерами государственного регулирования, способствовал кризис 1929-1933 гг., который основательно потряс экономические основы западного мира. Для того чтобы этого не происходило, государство берет на себя существенную роль в развитии современной экономики. Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены с целью способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть свойственные рыночной системе недостатки, связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука, культура, здравоохранение и др.). Особое значение государственное регулирование цен и ценообразования приобретает в период экономических преобразований. Несмотря на накопленный развитыми странами опыт государственного регулирования цен и ценообразования и очевидную необходимость его применения в нашей стране, программой перехода к рынку в Республике Беларусь первоначально предусматривалось введение преимущественно свободного ценообразования и активное высвобождение цен на протяжении 1990-1992 гг. Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет роста объемов их производства и стабилизации цен.
Первым шагом в этом направлении стало разрешение предприятиям с ноября 1990 г. формировать свободные цены на ряд товаров, не оказывающих существенного влияния на жизненный уровень населения (ювелирные изделия, изделия из натурального меха, ковры и ковровые изделия, изделия из хрусталя и некоторые другие). Следующий шаг в направлении перехода к свободным ценам был сделан в апреле 1991 г., когда правительство значительно расширило перечень товаров и услуг, на которые предприятия устанавливали цены самостоятельно. Свободные (договорные) цены применялись на 50% продукции производственно-технического назначения и на 25% товаров народного потребления. В сфере государственного контроля и регулирования остались только розничные цены и тарифы на важнейшие социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочнокислая продукция, детское питание, мясо и мясопродукты, сахар, электро- и теплоэнергия, топливо бытовое, услуги пассажирского транспорта, связи, квартирная плата и некоторые другие. Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, тепло энергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи. В дальнейшем процесс либерализации цен продолжал постепенно развиваться в сторону увеличения доли свободных (договорных) цен. С 1 марта 1993 г. стали реализовываться населению по свободным ценам такие продукты питания, как баранина, мясо птицы, ликероводочные изделия (кроме водки белой, на которую до сих пор действует фиксированная цена). В мае - июне этого же года на свободные цены были переведены основные продовольственные товары, такие, как свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар, которые до этого времени регулировались государством.
Однако осуществить серьезные преобразования в экономике и достичь желаемого результата на основе либерализации цен оказалось нереальным. Анализ изменения индекса потребительских цен в Республике Беларусь за 1992-2002 гг. свидетельствует, что наибольший рост цен произошел именно в 1994 г., т.е. в период их активного высвобождения. Так в 1994 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года цены увеличились в 23.21 раза, в том числе на товары - в 23,24 и на услуги в 22.84 раза. Главной причиной неудачи явилось то, что предприятия получили возможность достигать своих целей не за счет увеличения выпуска продукции, а за счет повышения цен. Падение производства наряду с ростом цен привело к развитию инфляционных процессов. Рост цен продолжат оставаться основным дестабилизирующим фактором в экономике республики. Он привел к снижению жизненного уровня большей части населения, ухудшению финансового положения предприятий, росту остатков готовой продукции, породил неплатежи, сделал невыгодными и рискованными инвестиции. В результате цены перестали в полной мере выполнять свои функции в экономике. Как положительный момент следует отметить, что в результате проводимых преобразований в системе ценообразования и либерализации цен были сглажены имеющиеся ранее диспропорции в ценах по отраслям экономики и отдельным группам товаров и услуг. Так наиболее высокими темпами росли цены на продовольственные товары и потребительские услуги, которые длительное время были искусственно занижены. Опережающим ростом отличались цены на промышленную продукцию, транспортные услуги. Приведенные данные свидетельствуют, что попытки резкого перехода в начале 90-х гг. к свободному ценообразованию в опережение общеэкономических преобразований не создаёт основу для устойчивого развития экономики. Анализ изменений в области ценообразования позволил сделать вывод, что сама по себе либерализация цен без проведения достаточно жесткой бюджетно-финансовой политики не может решить всех накопившихся проблем и способствовать формированию экономики нового типа.
Необходимо комплексное решение проблемы цен и доходов, обусловленное значительной ролью государства в сфере экономических преобразований и проведение государственной ценовой политики, основанной на разумном сочетании свободного ценообразования с государственным регулированием цен. В качестве первоочередных мер для стабилизации экономики республики правительство в течение 1993-1995 гг. приняло ряд хотя и разрозненных, но достаточно серьезных решений с целью недопущения необоснованного роста цен и сдерживания инфляционных процессов. Первым из них стало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 1993 г. №51 «Об усилении контроля за соблюдением цен», которое утвердило Положение о государственном контроле за соблюдением дисциплины цен. Действие данного постановления было направлено на повышение ответственности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности за нарушение дисциплины цен и определило порядок применения к ним экономических санкций в случае выявления фактов необоснованного завышения или занижения цен. В 1994 г. правительство принято постановление от 15 декабря №249 «О порядке формирования и применения цен (тарифов)». Данное постановление определило, что главным направлением ценовой политики следует считать либерализацию цен (тарифов) в сочетании с гибким государственным регулированием их на отдельные виды продукции (товаров, услуг). Важное значение для совершенствования действующего порядка формирования и применения цен и тарифов имело также принятие Министерством экономики постановления от 27 декабря 1995 г. №36 «Об утверждении Положения о порядке формирования применения цен и тарифов». Однако по-настоящему совершенствование ценовой политики в республике и определение основных ее направлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу стало возможным с принятием в 1999 г. закона Республики Беларусь «О ценообразовании». Настоящий закон заложил правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфере применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним. Учитывая финансовую нестабильность национальной экономики, в тактическом плане предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен.
Закон определил ориентир на создание такого рыночного механизма, в качестве принципов ценообразования которого являются: определение основ государственной политики в области ценообразования: сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). Сферой применения регулируемых цен (тарифов) явились товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр, а также отдельные социально значимые товары (работы, услуги). Государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, предоставили право принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством. В настоящее время в республике используются следующие основные способы государственного регулирования цен: определение предельных отпускных цен на перечень социально значимых товаров: обязательное обоснование цен отечественными предприятиями на производимую продукцию и импортируемые товары со стороны затрат, прибыли, налогов; установление фиксированных цен на продукцию базовых отраслей экономики, услуги естественных монополий; установление предельных максимальных (такси, бытовые услуги) и минимальных (закупочные на сельхозпродукцию, алкогольные напитки, экспортируемые товары) цен; ограничение уровня рентабельности в ценах на социально значимые товары, продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке: ограничение размеров оптовых и розничных торговых надбавок: обязательное обоснование цен при товарообменных (бартерных) операциях: индексация тарифов (на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, коммунальные услуги), квартплаты с учетом инфляции; ограничение цен в рамках антимонопольного законодательства; декларирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Одновременно в республике принят ряд законодательных и нормативных документов, которыми определен курс на дальнейшую либерализацию цен. с сохранением государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных видов товаров (услуг). Значительно сокращен перечень продукции и товаров, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование. Так, постановлениями Совета Министров из-под ограничения предельными индексами выведены товары (работы, услуги), удельный вес которых составляет сегодня порядка 80%. В результате принимаемых мер по сдерживанию роста цен и тарифов в республике удалось значительно приостановить темпы инфляционных процессов. Начиная с 1996 г. индекс потребительских цен неуклонно снижался и в 2002 г. составил 134.8% Вывод: Таким образом, совершенно очевидно, что правительству необходимо продолжить работу по дальнейшей либерализации цен лишь в отношении отдельных видов товаров с обязательным сохранением государственного регулирования и контроля за ценами и в последующие годы. При этом предусмотреть, что ценовой контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих экономических предпосылок - стабилизации финансовой ситуации, укрепления денежно-кредитной системы, повышения уровня жизни населения и принятия соответствующих мер по социальной защите слабо защищенных его слоев. В интересах страны необходимо сохранить государственное регулирование цен и тарифов на энергоносители, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного транспорта и связи для населения, отдельные социально значимые продовольственные товары и важнейшие лекарственные препараты. цена экономический политика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|