Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления совершенствования ценовой политики




 

Совершенствование ценообразования в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), и рост жизненного уровня населения. Основными критериями в области ценообразования на промышленную продукцию являются:

переход к формированию цен с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных программными документами социально-экономического развития республики;

увязка изменения цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения с прогнозируемыми индексами изменения цен на потребительские товары и услуги, конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков;

недопущение опережающих темпов роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары.

Совершенствование ценообразования должно осуществляться по следующим основным направлениям:

совершенствование механизмов ценового регулирования, обеспечивающих эффективную работу реального сектора экономики, преодоление метода ценообразования, основанного на затратах, усиление влияния цен на повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции (работ, услуг) для обеспечения в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных прогнозными и программными документами социально-экономического развития республики;

повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других отраслей национальной экономики, на социально важные виды товаров (работ, услуг);

гармонизация внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах для защиты экономических интересов страны;

обеспечение согласованности инструментов государственного ценового и макроэкономического регулирования, ценообразования с проводимой денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политикой, политикой доходов и социальной защиты населения, ситуацией на внутреннем и внешнем рынках;

проведение антимонопольного регулирования в соответствии с международными нормами и с учетом открытости национальной экономики.

Есть немало организаций с устаревшей техникой и технологией, недостатками в организации производства и труда, неполной загрузкой производственных мощностей. Для снижения затрат необходимо внедрение прогрессивных технологий, совершенствование организационной составляющей производственного процесса, использование прогрессивных систем управления, налаженной системной работы по нормированию затрат. Затраты, включаемые в себестоимость товаров (работ, услуг), должны рассчитываться по прогрессивным нормам и нормативам, устанавливаемым на основе стандартов, технологических карт, рецептур, утверждаемых в установленном порядке, которые должны периодически пересматриваться.

С другой стороны использование предельных нормативов рентабельности при формировании цен стимулирует организации к росту затрат на производство и реализацию продукции. Ведь чем ниже себестоимость при установленном предельном нормативе рентабельности, тем меньше сумма прибыли, включаемой в цену.

Регулирование цен в Беларуси следует осуществлять на продукцию естественных монополий, базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих развитие других отраслей национальной экономики, жизненно важные для населения товары и услуги. Поскольку регулирование цен будет осуществляться на продукцию, работы, услуги организаций, которые, как правило, являются государственными, то государство как собственник должно активно влиять на эффективное использование ресурсов, которыми оно их наделило. С этой целью было бы целесообразно доведение до указанных организаций обоснованных заданий по снижению себестоимости продукции и продуманное стимулирование их выполнения. Данная мера, наряду с тщательным обоснованием затрат при установлении регулируемых цен на соответствующие виды продукции, работ, услуг, будет способствовать преодолению затратного метода ценообразования в отношении указанных товаров. Во всех остальных случаях следует отказаться от регулирования цен, создавая условия для усиления добросовестной конкуренции. Конкуренция заставит организации улучшать работу, снижать затраты, повышать эффективность своей деятельности и предотвратит рост цен. Установление цен в условиях конкуренции не может иметь затратный характер.

Таким образом, взвешенное сочетание регулирования цен на ограниченный круг товаров, с экономически обоснованными подходами по определению их уровня, стимулированием снижения себестоимости и применения свободных цен, при усилении добросовестной конкуренции, позволит преодолеть затратный метод ценообразования.

В процессе проведения государственной конкурентной политики должно быть обеспечено равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей, повышение конкурентоспособности производимых ими товаров.

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля, который осуществляется путем:

предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления;

пресечения недобросовестной конкуренции;

обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции;

содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны;

контроля за экономической концентрацией;

совершенствования регулирования деятельности естественных монополий.

Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь предполагает достижение сопоставимых показателей, в первую очередь с Российской Федерацией, как основным экономическим партнером.

Гармонизация ценовой политики в Беларуси и России предполагает, прежде всего, унификацию условий ценообразования, которую необходимо осуществлять по следующим направлениям:

реализация Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании равных условий в области ценовой политики, подписанного 12 апреля 2002 г.;

соблюдение единых принципов тарифной политики на транспорте, в том числе в сообщении с третьими государствами;

унификация нормативных правовых актов в области ценообразования, определяющих принципы и порядок установления государством цен и тарифов на продукцию (услуги) организаций естественных монополий;

уточнение перечня продукции (товаров, услуг), подлежащей государственному ценовому регулированию на внутренних рынках Республики Беларусь и Российской Федерации;

обеспечение взаимного согласования при принятии законодательных актов, регулирующих ценообразование.

В отношении других сопредельных стран ценовая политика должна основываться на методах тарифного и нетарифного регулирования во внешней торговле, недопущении демпинговых цен на продукцию, аналоги которой производятся на территории Беларуси, защите отечественного производителя.

Государственное регулирование ценообразования в области внешнеторговой деятельности должно отвечать целям обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, охраны здоровья населения.

 

 


 

Заключение

 

В настоящее время ни одно государство не может функционировать без продуманной политики регулирования цен.

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

На основе изучения темы следует выделить основные положения теории ценообразования. Цена - количество денег, запрашиваемых за продукт или услугу. В широком смысле это сумма ценностей, которую потребитель отдает в обмен на приобретение определенной продукции или услуги.

Практика ценообразования зависит от типа рынка, на котором работает организация.

На рынке совершенной конкуренции присутствует множество продавцов и покупателей схожих товаров, ни один субъект рынка не может оказать влияния на уровень цен, поэтому роль маркетинговых мероприятий минимальна. На рынке монополистической конкуренции также присутствует множество продавцов и покупателей, его специфика - множество модификаций одного товара (телефоны, бытовая техника и др.). Широко используются средства маркетинга: фирменные названия, реклама, стимулирование сбыта, широкий диапазон цен. Олигополистический рынок характеризуется небольшим количеством продавцов, каждый из которых, как правило, знает конкурентов и чутко реагирует на их действия. Новым продавцам трудно проникнуть на такой рынок, а если это происходит, рынок реагирует изменением цен. Неустойчивость рынка приводит к тому, что практикуются ценовые соглашения (гласные или негласные).

На монополистическом рынке конкуренция отсутствует, продавец может назначать любую цену, поэтому в процесс ценообразования вмешивается государство, используя антимонопольное законодательство. Производство игрушек можно отнести к монополистической конкуренции. Цена товара - величина неустойчивая, на нее влияет множество факторов: потребитель, производитель, конкуренты, государство, участники каналов сбыта.

Влияние потребителей проявляется через закон спроса (рост цен, как правило, ведет к уменьшению продаж), ценовую эластичность, а также сегментацию потребителей.

Производитель при установлении цены учитывает свои издержки, жизненный цикл продукции, цели фирмы и маркетинга. Конкуренты влияют на цены, предлагая на рынок аналогичные товары или товары-заменители. Участники каналов сбыта добавляют к цене свои издержки и желаемую прибыль.

Государство может влиять на цены экономическими и административными (прямыми) мерами регулирования. Это налоговая политика, правила определения себестоимости (состава затрат), субсидии и государственная поддержка определенных отраслей, прямое регулирование цен (коммунальные услуги). Регулирующими являются антимонопольное и антидемпинговое законодательство.

Цена может контролироваться правительством, организациями (конкуренция ограничена), либо рынком (при высокой степени конкуренции, сходстве товаров и услуг).

Ценообразование - элемент маркетинговой политики, состоящий в определении цены на товары и услуги, предлагаемые фирмой покупателям.

Ценообразование - комплексный и противоречивый процесс, при установлении цены сталкиваются не только интересы производителя и потребителей, но и интересы различных служб организации. Финансовые, экономические службы заинтересованы в более высокой цене, которая должна обеспечить более высокую прибыль, службы сбыта и маркетинга заинтересованы в снижении цены, так как проще будет продавать.

Ценообразование - одна из важнейших проблем управления, успешная ценовая политика обеспечивает вознаграждение за все потраченные усилия, а просчеты ведут к потерям вплоть до остановки организации.

С позиций маркетинга в процессе ценообразования выделяется шесть этапов, часть из которых может выполняться параллельно: определение целей, определение эластичности спроса, оценка себестоимости, анализ конкурентов, определение базисной цены, рыночная корректировка цены.

Возможные цели при ценообразовании: сохранить и расширить сбыт; максимизировать прибыль; завоевать рынок или лидерство в отрасли; обойти конкурентов или помешать появлению новых конкурентов и т.д.

Если организация выходит на новый рынок или хочет победить конкурентов, то она устанавливает низкие цены, часто на уровне себестоимости. Если хочет максимизировать прибыль, то устанавливает более высокие цены.

Уровень эластичности спроса можно определить на основе совместного анализа динамики цен и динамики продаж организации.

Себестоимость продукции является нижним пределом цены, так как продавать ниже ее уровня можно только временно для завоевания рынка (так поступали практически все западные фирмы, осваивая российский рынок) либо в процессе конкурентной борьбы. Однако ценовые войны разорительны для всех организаций, поэтому они рано или поздно приходят к ценовым соглашениям или соглашениям о разделе сфер влияния.

Цены конкурентов являются важным ориентиром ценообразования и позиционирования собственного товара.

В заключение отметим, что проблемы ценообразования достаточно сложны и многообразны, многосторонне они рассматриваются в микроэкономике, макроэкономике, в финансовом менеджменте и, конечно, в маркетинге.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...