Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексный анализ доходов и прибыли организации




Прибыль является показателем эффективности деятельности организации, поскольку сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности организации. Прибыль - это основной побудительный мотив осуществления любой предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников организации через доход на вложенный капитал. Прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. Руководители организаций, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении организации, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой организацией с учетом перспектив ее развития. Прибыль является источником социальных благ для работников организации. Наемные работники заинтересованы в прибыльности организации, поскольку ее наличие является не только гарантом их занятости на долгосрочную перспективу, но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение труда работников и удовлетворение их социальных потребностей. Прибыль служит источником формирования доходов государственных бюджетов различных уровней. Прибыль организации через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть бюджетов, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Основная ставка налога на прибыль до 2012 г. была 24%, с 2012 г. установлена в размере 18%. Основными источниками формирования прибыли ЧУП «Радуга» ОАО «Актамир» является выручка от продажи мягконабивной игрушки.

Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Основными источниками анализа являются ф. №1 «Бухгалтерский баланс» и ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках». Анализ финансовых результатов деятельности предприятия начнем с изучения состава, структуры и динамики показателей прибыли по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности - ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках.

Сумма прибыли до налогообложения выросла на 317 млн. руб. или на 23,4%, Прирост общей суммы прибыли обусловлен увеличением прибыли от продажи продукции на 391 млн. руб., или на 27,9%. Увеличение расходов по текущей деятельности негативно отразилось на сумме прибыли. Как и в прошлом году, негативное изменение на сумму прибыли оказали курсовые разницы от пересчета активов и обязательств. Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции - 99,6% за отчетный год, что на 1% больше по сравнению с предшествующим периодом. Отрицательным фактором является увеличение расходов от текущей деятельности на 22,2%, а также снижение на 11,8% доходов от иной деятельности.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

Для расчета влияния факторов на уровень доходов анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг проведем на основе следующих данных.

Определим влияние факторов на сумму прибыли. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода. Объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 6546 млн. руб. (9819/1,50). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 118,21% (6546/5538*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 18,21%. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась:

*0,1821= 255 млн. руб.

Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определим сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации. Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом: выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 6546;

фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (3926*1,182) = 4641 млн. руб.;

расходы на реализацию базисного периода 211 млн. руб.;

прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (6546-4641-211) = 1694 млн. руб.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

- (1401*1,182) = 38 млн. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.

Влияние изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль определим, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

- (3926*1,182)=1765 млн. руб.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода:

- 6546 = 3273 млн. руб.

Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

изменение объема продаж +255 млн. руб.;

изменение структуры ассортимента реализованной продукции +38 млн. руб.;

изменение себестоимости -1765 млн. руб.;

изменение величины коммерческих расходов -74 млн. руб.;

изменение величины управленческих расходов -1336 млн. руб.;

изменение цен реализации +3273 млн. руб.;

общее влияние факторов +391 млн. руб.

Удорожание себестоимости реализованной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привело увеличение коммерческих расходов и расходов на реализацию. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции, снижение затрат.

Эффективность основной деятельности организации по производству и реализации продукции, работ, услуг характеризуется показателем рентабельности затрат. Он определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции.

Данные свидетельствуют о снижении уровня рентабельности затрат и рентабельности продаж. Это обусловлено увеличением затрат. Рентабельность затрат снизилась в отчетном году по сравнению с предыдущим на 10,9% и составила 23,0%, Рентабельность продаж снизилась на 7% по сравнению с предыдущим годом и составила 18,3%.

Изменение уровня рентабельности продаж произошло в результате воздействия следующих факторов:

изменение цен на реализованную продукцию привело к росту рентабельности продаж на 32,6% ((9819-4137/9819) - (5538-4137/5538));

изменение себестоимости реализованной продукции привело к снижению рентабельности продаж на 39,6% ((9819-8027/9819) - (9819-4137/9819)).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности продаж -7% (-39,6+32,6).

Результаты факторного анализа показывают, что увеличение себестоимости реализованной продукции оказало наибольшее негативное влияние на уровень рентабельности продаж, чем изменение цен реализации

Основными путями повышения рентабельности затрат являются снижение затрат на единицу или на один рубль продукции.

Обобщая результаты анализа деятельности ЧУП «Радуга» ОАО «Актамир» следует сказать, что работу организации можно оценить положительно, так как организация работает безубыточно. Следует серьезно поработать по нахождению путей снижения себестоимости продукции, а также целенаправленно работать по расширению рынков сбыта, выходить на внешний рынок. А предпосылки для этого на предприятии имеются: вся продукция сертифицирована и хорошего качества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...