Анализ ситуации Проведение изменений в «Главмосстрое»
Созданный в 50-е года, Главмосстрой быстро превратился в одно из самых крупных предприятий строительной отрасли СССР и сохранял этот статус вплоть до перестройки. Затем жизнь быстро изменилась, и строительный гигант забуксовал. Уже в начале 90-х Главмосстрой растерял все свое былое могущество, практически не получая заказов ни от городских властей, ни от частных заказчиков. Сохранившая все наследственные черты советского главка, госкомпания едва сводила концы с концами. Убытки нарастали, мощности простаивали и старели — как морально, так и физически. В 1998 году из муниципального предприятия Главмосстрой превратился в ОАО, однако по сути это ничего не изменило. Структура собственности была запутана донельзя, а совладельцы компании практически не вкладывали денег в ее развитие. Каждое из предприятий холдинга выживало, как могло. С бешеной скоростью менялся и состав их акционеров. К 2004 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», холдинг на 49% принадлежал частным лицам. Остальные акции контролировали три ЗАО — «Кортит» (18,4%), «Кэрмин» (16,9%) и «Новстрой» (14,9%). Тогда эксперты высказывали предположение, что конечным главным владельцем холдинга была компания СПК «Развитие», вокруг которой постоянно вспыхивали рейдерские войны (при этом в разных сюжетах предприятие выступало то захватчиком, то жертвой). Последним покупателем СПК «Развитие», были структуры, близкие к депутату Госдумы Сулейману Керимову, владельцу «Нафта Москва». По версии аналитиков, именно у Керимова Главмострой был приобретен владельцем «Базового Элемента» Олегом Дерипаска. Стоимость сделки с учетом впоследствии приобретенных компаний «Моспромстройматериалы» и «Мосмонтажспецстрой» составила около 500 млн долларов.
Это событие вызвало изумление участников данного рынка. Слишком высокой казалась цена, выложенная за находящуюся в глубочайшем кризисе компанию. Да и мало кто верил, что инвестору, не имевшему прежде отношения к строительному рынку, удастся сделать то, что не получалось у прежних владельцев проблемного актива. Между тем задача формулировалась предельно амбициозно: не просто вывести компанию из кризиса и возродить бизнес Главмосстроя, вывести его в лидеры столичного рынка по объемам строительства жилья, но и вдохнуть в компанию новую жизнь, обеспечив стабильное развитие и высокую доходность уже в краткосрочной перспективе. В стремлении навести порядок в активах Главмосстроя команда Олега Дерипаски принялась за поиск эффективного антикризисного управляющего. Вскоре выбор пал на основателя компании «Конти» Тимура Тимербулатова. Поставленные новым владельцем Главмосстроя задачи выглядели фантастическими, однако Тимербулатов согласился и даже покинул ради амбициозного проекта кресло сенатора. По сути, Дерипаска передавал все строительные активы Главмосстроя под управление «Конти», под крылом которой была создана управляющая компания «Главстрой-Ме-неджмент». В списке первоочередных задач, поставленных перед менеджментом Главстроя, значились реструктуризация бизнеса Главмосстроя в целом, организация работы на площадках и наращивание загрузки мощностей. Главмосстрой нужно было заставить работать, параллельно осуществляя комплекс мер по санации бизнеса. В тот момент мощности холдинга были загружены менее чем на треть. Однако Тимербулатов был полон решимости: сформулированные задачи более чем выполнимы, а по достижении максимальной загрузки мощностей Главмосстрой будет соперничать с ведущими строительными компаниями Москвы.
Рынок склонялся к тому, что объединение опыта Тимербулатова, основавшего свою компанию еще в 1992 году, и огромных финансовых ресурсов Дерипаски — комбинация, в принципе позволяющая надеяться на чудо. Но только-только сформированный союз развалился уже через полгода после подписания соглашения, в январе 2006 года. Причины разрыва отношений в обеих компаниях отказываются обсуждать по сей день. Кресло гендиректора УК «Глав-строй-Менеджмент» пустовало недолго. В июле 2006 года на этот пост был назначен Артур Маркарян. Артур Маркарян — классический менеджер в западном понимании. Ему совершенно не важно, чем руководить: химическим заводом, меткомбинатом, банком или многопрофильным строительным холдингом. «Я поработал в разных отраслях, и для меня смена направления бизнеса никогда не была большой проблемой. Никакой особенной «истории» моего прихода в этот бизнес нет. Это не значит, что я шел по улице, возле меня упал кирпич, и я понял: пора работать строителем. Ничего такого не было. Просто я получил предложение от которого не смог отказаться, вот и все», — говорит он. Ситуация в Главстрое и подконтрольном ему Главмосстрое на момент прихода Маркаряна оставалась кризисной. — Компанию на момент моего прихода можно было охарактеризовать как большой советский главк, который разложился под давлением капиталистического бремени и не перестроился, — вспоминает Маркарян. — До развала СССР это была мощная организация со своей дисциплиной, своим порядком, объединяющая серьезные, сильные предприятия. Но когда я пришел в компанию, с управленческой точки зрения она находилась в плачевном состоянии. Главная проблема заключалась в том, что холдинга как такового не существовало. Скорее, речь шла о десятках разрозненных компаний, работающих в разных сегментах строительного бизнеса, принадлежащих одному владельцу и при этом конкурирующих друг с другом. Разобраться в том, кто и за что отвечает, было невозможно. «Все компании внутри холдинга были разрознены, — продолжает Маркарян. — Каждая из них развивалась сама по себе и занималась всем подряд — от строительства до производства стройматериалов. С этим нужно было что-то делать».
Для начала все активы, находящиеся в управлении «Главстрой-Менеджмент» Маркарян сгруппировал в несколько дивизионов. Сегодня их пять (см. рис.1).
Рис. 1. Организационная структура корпорации «Главстрой»
Перед каждым из дивизионов были поставлены совершенно определенные задачи, причем выходить за границы своих полномочий подразделениям категорически запрещалось. «Сейчас у нас понятная и четкая структура бизнеса, и каждая компания занимается своим делом, — говорит Маркарян. — Однако добиться этого удалось лишь в конце прошлого года. Изменилась и управленческая команда. С частью прежних менеджеров пришлось расстаться. На их позиции пришли более современные и продвинутые люди». Следующей задачей, которую Дерипаска поставил перед командой Маркаряна, стало наведение порядка финансового. Необходимо было нарастить загрузку мощностей, избавить компанию от долгов, а главное, заставить наконец-то холдинг генерировать плановую прибыль. В 2007 году эти проблемы начали решаться. Планирование, учет интересов всех участников бизнеса позволили существенно поднять показатели. В первой половине 2007 года прирост выручки (относительно аналогичного прошлогоднего показателя) по производственному дивизиону составил около 30%, а по строительному — почти 70%. До момента приобретения Главмосстроя Олегом Дерипаской коммерческая составляющая бизнеса в компаниях холдинга просматривалась с трудом. «Она и сейчас почти отсутствует. О чем можно было говорить, если в Моспромстройматериалах не было даже коммерческого директора. Вот сейчас мы и стараемся решать эти проблемы», — честно признает Маркарян. Маркарян настоял на основательном пересмотре кредитного портфеля компании. Прежде Главмосстрой был должен своим поставщикам и подрядчикам. Сегодня долги компании «правильные» — кредиты, взятые под конкретные проекты в крупных российских банках. Маркарян не скрывает, что общая сумма долга даже выросла, однако не видит в этом ничего дурного: «Пока мы, к сожалению, по большей части потребляем деньги акционеров. Задача состоит в том, чтобы в максимальной степени переориентироваться на внешние заимствования». Сегодня соотношение собственных и привлеченных средств в проектах компании составляет 40:60 (средний показатель других компаний — 30:70).
«На мой взгляд, главное, чего нам удалось добиться, — говорит Артур Маркарян, — это изменение отношения к компании на рынке в целом, что позволяет теперь использовать различные долговые инструменты и эффективно развивать бизнес». Действительно, если еще совсем недавно отношение к Главмосстрою было скорее снисходительным, а то и пренебрежительным, то теперь в профессиональной среде все чаще слышны разговоры о «перспективах». Поставленные акционерами задачи Артур Маркарян делит на тактические и стратегические. Тактика — это прежде всего наведение порядка и дисциплины в компании. Стратегия же связана с планами захвата лидирующих позиций на строительном рынке. Подрядная функция все еще доминирует в бизнесе Главстроя, однако корпорация уже запустила целый ряд инвестпроектов на собственных площадках, в том числе и в регионах. В ближайшие годы Маркарян намерен довести долю таких проектов до 50%, но не за счет снижения объемов подрядных работ, а благодаря расширению девелоперского блока. Строительный блок продолжает доминировать и в структуре выручки компании (28 млрд рублей по МФСО за 2006 год): 55% общего дохода пришлось именно на строительство, 36% — на производство стройматериалов, и около 9% заработал «Главстрой-инжиниринг». Кроме типовых панельных домов компания уже строит и монолитное элитное жилье, и дома бизнес-класса, что сказывается на финансовых показателях. Доходность «обычного» генподряда составляет сегодня в среднем по рынку от 2 до 5% и лишь в редких случаях достигает 10%. При этом доходность девелоперских проектов колеблется в среднем у отметки в 30%, а в элитном сегменте может приближаться к максимуму. При этом в Главстрое не намерены отказываться от городского заказа. «Строить для города — это престижно, — говорит Маркарян. — Другой разговор, что правовое поле в рамках городского заказа, где государство выступает вроли заказчика, очень ограничено, что создает определенные неудобства». Маркарян имеет в виду необходимость фиксации городскими властями стоимости таких проектов после проведения тендеров: цены на стройматериалы постоянно растут, так что финальные сметы проектов, как правило, не отвечают рыночным реалиям. Участие в городских строительных программах подразумевает доступ к дешевым кредитным деньгам, обеспечение площадок внешними коммуникациями за счет городского бюджета, ускоренное согласование документов и прочие блага. Учитывая планы столичных властей по наращиванию объемов ввода в строй муниципального жилья (в 2007 году будет построено 2,2 млн кв. м, а в 2008-м — уже 2,5 млн), этот рынок остается достаточно привлекательным для Главстроя.
Другая точка опоры корпорации, построенной вокруг Главмосстроя, — региональная экспансия. Некоторые участники рынка полагают, что бывший советский строительный гигант опоздал к разделу регионального пирога. Опоздание Маркаряна ничуть не беспокоит: «Вы говорите, что первопроходцы уже застолбили места на региональных рынках еще в 2002-2003 годах? А мы пришли и вкопали свой столбик. Да такой, чтобы его было видно издалека!» Действительно, еще в 2006 году корпорация «Главстрой» возводила дома исключительно в Москве и области, если не считать небольшого проекта в Калуге. Сегодня компания активно работает в Санкт-Петербурге, Краснодаре, в Нижнем Новгороде, «смотрит» за Урал (на Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Новосибирск, Красноярск). По оценкам руководителей ряда столичных компаний, Главстрою в последнее время «на удивление легко» удается получать площадки даже в других городах. То ли сказывается весовая категория Дерипаски, то ли опыт топ-менеджеров «по пробиванию стен» в столице, но факт остается фактом. Только в Санкт-Петербурге корпорация уже получила два участка, на которых планируется построить в общей сложности около 5,5 млн кв. м жилья. Оба проекта уже реализуются. Эти проекты включены Росстроем в список «наиболее перспективных», что позволяет рассчитывать на господдержку. С интересом в Главстрое смотрят и в сторону Сочи, ведь в столицу Зимних игр 2014 года Олег Дерипаска уже пообещал вложить пять-семь миллиардов долларов. По словам Маркаряна, в Краснодарском крае компания будет производить стройматериалы, а также выступит в качестве генподрядчика целого ряда проектов. После того как весной 2007 года Олег Дерипаска приобрел доли в компаниях Strabag и Hochtief, у Главстроя появилась еще и возможность прикоснуться к опыту работы ведущих игроков строительного рынка, причем «по-семейному». Артур Маркарян уверен, что наличие таких «соседей», способных поделиться эффективной бизнес-практикой, только на пользу Главмосстрою. Что же касается внутренней конкуренции, то она маловероятна. Главмосстрой, входящий в состав Главстроя, специализируется на строительстве жилья и типовых проектов, а Strabag работает со сложными объектами: строит дороги, аэропорты и прочие объекты инфраструктуры. Вопросы к ситуации: 1. Каковы причины кризисного положения компании? 2. Каковы цели антикризисного управления в данной ситуации? 3. Выделите основные элементы антикризисной программы Макаряна. 4. Дайте характеристику факторов, определяющих эффективность антикризисного управления. 5. Какие принципы антикризисного управления описаны в данной ситуации. ВАРИАНТ 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|