.2. Направления и функции воспитания
. 2. Направления и функции воспитания Воспитание – целостный педагогический процесс. Целостность воспитания обеспечивают взаимосвязанные относительно самостоятельные педагогические процессы самовоспитания, перевоспитания и другие, а также все его компоненты. В зависимости от поставленных целей и решаемых задач – направления воспитания. В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное. Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр. В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности. Гражданско-патриатическое воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданскойзрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр.
Содержание нравственного воспитания: моральное, этическое воспитание, нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики, воспитание ответственности за свои поступки, развитие механизмов нравственного самовоспитания. Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе. Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус. Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию. Экологическое воспитание — имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.
Функции воспитания: формирующе-развивающая побуждения к самовоспитанию; профилактическая (превентивная); перевоспитания. . 3. Средства, методы и формы воспитания Целостный педагогический процесс воспитания характеризуется методами, формами, средствами. Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Это такие способы воспитательного воздействия на личность, которые применяются преподавателем и коллективом с целью развития нравственных убеждений, чувств и поведения. Методический прием – конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов: Методы убеждения. Методы, направленные на формирование нравственного сознания, нравственных понятий и чувств. Эти методы рассчитаны на нравственные нормы и правила поведения, на обучение студента умению оценивать свое собственное поведение и поведение товарищей. Знания и понятия лежат в основе убеждений, когда они подкрепляются примером и закрепляются в практике поведения. Убеждение имеет разнообразные формы: теоретические семинары и конференции; 2) этические беседы (групповые и индивидуальные) — предполагают живое обсуждение вопросов этики поведения, являются средством углубления, уточнения нравственных понятий, знаний, закрепления новых знаний, формирования системы нравственных взглядов, убеждений; 3) разъяснение, совет, внушение; 4) диспуты — живые, горячие споры на этические и эстетические темы способствуют развитию самостоятельного мышления, умению вести спор, отстаивать свои убеждения; 5) встречи с интересными людьми; 6) читательские конференции; 7) лекции, доклады на нравственные темы; 8) тематические собрания. Общее направление всех методов убеждения — сформировать нравственные понятия, научить противостоять плохому, разбираться в сущности нравственных норм, в том, что хорошо, что плохо. Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения.
Чрезвычайно важно не только вести разъяснительную работу, но и организовать положительный опыт, способствующий выработке твердых убеждений, гражданской зрелости, развитию таких качеств, как милосердие, доброта. Это возможно в общественной работе, на практике, в организации отдыха в коллективе. С целью воспитания необходимо использовать только такую деятельность, которая выполняется общими усилиями и результат которой нужен людям. Причем важным условием эффективной деятельности является самостоятельный выбор студентами ее содержания и целей. Этим обеспечивается ее привлекательность, стимулируется чувство ответственности за ее выполнение и активное стремление к достижению результата. Например, практика общения и взаимоотношений с медицинскими работниками практического здравоохранения при надлежащем педагогическом руководстве способствует накоплению положительного нравственного опыта (взаимопомощь, поддержка товарища, предъявление требований к товарищу, борьба с отрицательными явлениями и пр. ). Методы поощрения. Они применяются при положительной оценке действий студентов. Поощрения укрепляют веру в свои силы, стимулируют положительные поступки, повышают ответственность. Поощрение должно соответствовать действительным заслугам студента перед коллективом. При поощрении необходимо учитывать индивидуальные особенности, положение студента в коллективе. Во всех случаях поощрение не должно быть слишком частым. Неумеренная похвала, противопоставление коллективу — может привести к эгоцентризму, к ложному самоутверждению. Методы наказания. Они выражают отрицательную оценку поступков и действий студента. Наказание может предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед коллективом. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Наказание со стороны человека, мнение которого уважается, заставляет студента переосмыслить свое поведение, изменить точку зрения. Методы наказания могут быть разнообразны: замечание, осуждение, выговор, разбор поступков, разбор поступков в коллективе, отстранение от занятий, предание поступка гласности и пр.
Педагогические требования к наказаниям выражаются в следующем: Наказание должно соответствовать мере вины воспитанника. Наказывая, следует учитывать мотивы поступка, его вред для коллектива, индивидуальные особенности студента; отношение студента к коллективу и к преподавателю. Недопустимо, чтобы преподаватель и коллектив расходились в оценке проступка студента. Наказание не должно причинять студенту физических и нравственных страданий, оскорблять его, унижать его достоинство. Необходимо создавать условия для понимания студентами справедливости наказания. Все методы воспитания должны применяться с учетом условий, места и времени и во взаимодействии друг с другом. При помощи этих методов решаются две основные задачи: приобретение студентами положительного опыта поведения и развитие их сознания. Факторы, определяющие выбор методов воспитания: Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения. Содержание воспитания. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Ожидаемые последствия. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода. Формы воспитания – это внешнее выражение совместной деятельности воспитанников и воспитателей по решению воспитательных задач. Существует несколько классификаций форм воспитания. Словесная (вербальное В )
Наглядная (демонстрация образцов В ) Практическая ( В на основе Д ) По охвату: индивидуальные, групповые, классные, массовые. По сфере применения: внеурочные, внеклассные. По составу участников: классные, совместные с родителями и общественностью, общешкольные, межшкольные. По продолжительности: разовые (праздник, соревнование), систематические (система классных часов), длительные (факультатив). По характеру активности воспитанников: шоу, соревнования, занятия, проекты, коллективные дела, тренинги. По характеру и предметной стороне деятельности школьника: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, игровая деятельность, социальное творчество, художественное творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность. Ведущая форма воспитания – индивидуальная работа с обучающимися. Средства воспитания – все то, с помощью чего оно осуществляется. Это относительно независимые источники формирования личности, посредники между воспитателем и воспитанником. Можно выделить различные основания для их систематизации: виды деятельности (труд, игра); предметы, вещи (игрушки, компьютерные игры); приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно- программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности; произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь); объекты и явления живой и неживой природы; конкретные процедуры воспитательной работы (утренники, собрания, занятия). Основные средства воспитания в обучении: содержание учебного материала; организация обучения в ОО в целом и на каждом уроке (учебном занятии); методика проведения учебных занятий, комплексное применение традиционных и методов активного обучения, современных технических средств обучения; контроль и оценка степени усвоения обучающимися знаний, навыков, умений (компетенций). Требования к содержанию уч. материала, обладающему воспитательным потенциалом: интересное, познавательное и относительно новое для обучающихся; научное, фундаментальное и инновационное; обеспечивающее связь теории с практикой, с будущей профессиональной деятельностью выпускников; отражающее исторический и зарубежный опыт; хорошо структурированное, дидактически и логически спроектированное; направленное на формирование у обучающихся различных компетенций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|