УДК 811. 161
ББК 81. 2 Рус-5
А. О. Велижанина – лекции №№ 1, 2, 7; приложения 1, 2, 3 (в соавторстве с В. В. Филатовой);
Н. Н. Кириллова – лекции №№ 6, 9; приложение 6 (в соавторстве с В. В. Филатовой);
В. В. Филатова – общая редакция учебного пособия; лекции №№ 3, 4, 5, 8;
приложения 1, 2, 3 (в соавторстве с А. О. Велижаниной); приложения 4, 5; приложение 6 (в соавторстве с Н. Н. Кирилловой);
Л. Г. Шарина – лекция № 10.
От авторов …………………………………………………………...............................................................
|
|
Перечень рекомендуемых в текстах лекций учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий …………………………………………………………...............................
|
|
Лекция № 1
|
Язык и речь
|
|
| | Введение……………………………………………………………………………….
|
|
| | 1. 1. Язык – естественная знаковая система………………………………………….
|
|
| | 1. 2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка………
|
|
| | 1. 3. Сущность понятия «речь»……………………………………………………….
|
|
| | 1. 4. Функции языка и речи……………………………………………………………
|
|
| | 1. 5. Свойства языка и речи……………………………………………………………
|
|
| | Рекомендуемая литература…………………………………………………………...
|
|
| | |
|
Лекция № 2
| Речевая деятельность. Речевое взаимодействие ………………………………..
| 23
|
| | 2. 1. Единство внутреннего и внешнего механизма развития человека……………
|
|
| | 2. 2. Структура речевой деятельности………………………………………………..
|
|
| | 2. 3. Общая характеристика структурных компонентов речевой деятельности....
|
|
| | 2. 4. Речевое взаимодействие………………………………………………………….
|
|
| | Рекомендуемая литература…………………………………………………………...
|
|
| | |
|
Лекция № 3
| Текст как речевое произведение ……………………………………………………
|
|
| | 3. 1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях……………………………..
|
|
| | 3. 2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста……………………….
|
|
| | 3. 3. Членимость текста. Композиция текста………………………………………..
|
|
| | 3. 4. Образец лингвистического анализа текста…………………………………….
|
|
| | 3. 5. Взаимодействие текстов…………………………………………………………
|
|
| | 3. 6. Прецедентные тексты…………………………………………………………….
|
|
| | Рекомендуемая литература…………………………………………………………...
|
|
| | |
|
Лекция № 4
| Культура речи. Речевая культура ………………………………………………….
|
|
| | 4. 1. Сущность понятия «культура». Основные характеристики культуры………
|
|
| | 4. 2. Речевая культура. Типы речевой культуры……………………………………
|
|
| | 4. 3. Культура речи как важная составляющая речевой культуры………………..
|
|
| | 4. 4. Языковая личность…………………………………………………………........
|
|
| | 4. 5. Пути совершенствования речевой культуры………………………………….
|
|
| | Рекомендуемая литература…………………………………………………………...
|
|
| | |
|
Лекция № 5
| Современный русский литературный язык. Нормативный аспект культуры речи …………………………………………………………...................................
|
|
| | 5. 1. Происхождение русского языка…………………………………………………
|
|
| | 5. 2. Общенародный язык. Литературный язык……………………………………...
|
|
| | 5. 3. Внелитературные разновидности русского языка……………………………..
|
|
| | 5. 4. Языковые нормы. Кодификация норм…………………………………………
|
|
| | 5. 5. Типы словарей. Лингвистические словари…………………………………….
|
|
| | Рекомендуемая литература…………………………………………………………..
|
|
Лекция № 6
| Этический и коммуникативный аспект культуры речи ……………………..
|
|
| | 6. 1. Этический и коммуникативный аспект культуры речи………………………..
|
|
| | 6. 2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации
|
|
| | 6. 3. Речевой этикет……………………….. …………………………………………..
|
|
| | 6. 4. Коммуникативные качества речи……………………………………………….
|
|
| | Рекомендуемая литература…………………………………………………………..
|
|
| | | |
Лекция № 7
| Стилистика ……………………….. ……………………….. …………………………….
|
|
| | 7. 1. Общая характеристика понятия «стиль» ……………………………………….
|
|
| | 7. 2. Три модели понятия «стиль» ……………………….. …………………………..
|
|
| | 7. 3. Стилистика как раздел языкознания. Структура стилистики…………………
|
|
| | Рекомендуемая литература……………………….. …………………………………
|
|
| | |
|
Лекция № 8
| Строгие стили: официально-деловой стиль. Научный стиль ……………….
|
|
| | 8. 1. Общее понятие о строгих стилях……………………………………………….
|
|
| | 8. 2. Сфера употребления и подстили официально-делового стиля. Документ…..
|
|
| | 8. 3. Сфера употребления научного стиля. Термин и терминология………………
|
|
| | 8. 4. Подстили научного стиля……………………….. ………………………………
|
|
| | 8. 5. Стилеобразующие черты строгих стилей и языковые средства их вопло-щения. ……………………….. ……………………….. ………………………………
|
|
| | Рекомендуемая литература……………………….. …………………………………
|
|
| | |
|
Лекция № 9
| Публицистический стиль. Основы публичной речи …………………………..
|
|
| | 9. 1. Общая характеристика публицистического стиля ……………………………
|
|
| | 9. 2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их воплощения……………………….. ……………………….. …………………………………..
|
|
| | 9. 3. Публичная речь. Формирование риторики как науки. Виды и жанры красно-речия……………………….. ……………………….. …………………………………
|
|
| | 9. 4. Основные этапы подготовки публичного выступления……………………….
|
|
| | 9. 5. Логические основы речи. Аргументация……………………………………….
|
|
| | 9. 6. Взаимодействие оратора и аудитории…………………………………………..
|
|
| | 9. 7. Виды дискуссионной речи……………………….. ……………………………...
|
|
| | Рекомендуемая литература……………………….. ………………………………….
|
|
| | |
|
Лекция № 10
| Обиходно-разговорный стиль. Художественный стиль ……………………….
|
|
| | 10. 1. Место обиходно-разговорного и художественного стилей в системе функ-циональных стилей. Общие свойства стилей и принципиальные различия между ними……………………….. ……………………….. ……………………………...
|
|
| | 10. 2. Стилеобразующие черты обиходно-разговорного стиля и языковые
средства их воплощения……………………….. …………………………………….
|
|
| | 10. 3. Стилеобразующие черты художественного стиля и языковые средства их воплощения ……………………….. ……………………….. ………………………...
|
|
Приложение 1.
| Основные орфоэпические нормы……………………….. …………………………..
|
|
Приложение 2.
| Основные грамматические нормы……………………….. ………………………….
|
|
Приложение 3.
| Основные лексические нормы……………………….. ………………………………
|
|
Приложение 4.
| Точка зрения и способы её выражения………………………………………………
|
|
Приложение 5.
| Наиболее употребительные метатекстовые средства………………………………
|
|
Приложение 6.
| Языковые средства создания выразительности…………………………………….
|
|