ОТ АВТОРОВ
Язык, культура, культура речи – базовые понятия для человечества в целом и каждой личности, в частности. Особенности национального мировосприятия, в том числе и русского, зиждутся на этих столпах, вне их не существуют. Именно поэтому любовь человека к себе и забота о себе должна проявляться прежде всего в том, чтобы научиться гармонично жить в окружающей его среде, в том числе культурной и языковой, не занимаясь ее субъективной рационализацией, реформаторством и т. п. Все эти действия (как ни горько в этом признаться) испытал по нашей безответственности родной русский язык, в связи с чем и речь, и культура нашего современника не может не вызывать опасения и боли у человека неравнодушного и рефлексирующего. Думается, что причиной введения курса «Русский язык и культура речи» в учебную программу подавляющего большинства российских вузов стало беспокойство о нравственном, духовном, да и об интеллектуальном здоровье нации. С нашей точки зрения основной целью данного курса является формирование нравственной позиции на речь как врожденный механизм жизнедеятельности человека, обеспечивающий познание окружающего мира и установление отношений с его системами, и на язык как среду развития и самоидентификации человека, а также развитие личной ответственности студентов за свою речевую деятельность и повышение собственной речевой культуры. Для реализации этой цели и в соответствии с Государственным образовательным стандартом нами и создано данное учебное пособие, которое в процессе работы приобрело форму курса лекций. Наш курс лекций адресован в первую очередь студентам нефилологических специальностей всех форм обучения (изм. порядок слов), а также преподавателям и специалистам в области высшего профессионального образования.
При написании курса лекций авторами реализовывался ряд основных принципов. Назовем некоторые из них: 1. Принцип системности подачи материала. Системообразующими, фундаментальными понятиями нами определены те, которые указаны в названии данной дисциплины: (русский) язык – культура – речь, образуя своеобразную аксиологическую триаду Язык Культура Речь 2. Принцип единообразия в изложении теоретического материала и разнообразия аргументационной и иллюстративной базы. 3. Принцип научности, реализованный, во-первых, в представленности содержания по принципу «от общего к частному» – от объективного закона, закономерности к частному случаю его проявления, правилу; во-вторых – в последовательном обращении авторов к компетентному мнению известных и авторитетных русских ученых. 4. Принцип доступности, подразумевающий логически последовательное развертывание содержания, осуществляемое понятным языком, с использованием средств наглядности (схем, таблиц, рисунков) и кратких, но необходимых, на наш взгляд, комментариев к упоминаемым в учебном пособии персоналиям. 5. Принцип диалогичности, необходимый для активизации мыслительной деятельности студента и неформального опосредованного взаимодействия авторов учебного пособия с читателем. Этот принцип проявляет в себя не только в системе проблемных вопросов, органично сопровождающих изложение учебного материала, но и в завершающих каждую подтему лекции творческих заданиях, вопросах для размышления или микроисследования (в тексте эти вопросы и задания обозначены значком ► ).
Авторы надеются на неравнодушие, заинтересованность и аргументированный критический отклик как преподавателей дисциплины «Русский язык и культура речи», так и студентов.
Перечень рекомендуемых учебников и учебных пособий и сокращённые варианты их названий в текстах лекций
ЛЕКЦИЯ № 1
Тема: ЯЗЫК И РЕЧЬ План лекции Введение 1. 1. Язык – естественная знаковая система 1. 2. Русские ученые о сущности и направлениях изучения родного языка 1. 3. Сущность понятия «речь» 1. 4. Функции языка и речи 1. 5. Свойства языка и речи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|