Приложение. Программа нЕвропатологии детского возраста. Пояснительная записка. Тематика курса. Введение. Раздел 1. Неврология
Приложение Программа НЕВРОПАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА Названная программа рекомендована Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию. Включение в учебник программы профессиональной подготовки будущих специалистов расширяет возможности для разных вариантов организации самого учебного процесса и для активного вовлечения студентов в самостоятельную творческую учебную деятельность . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Медицинский курс «Невропатология детского возраста» является базисным для сложного комплекса медицинских и психолого-педагогических дисциплин, изучаемых на отделении дошкольной дефектологии дефектологического факультета педагогического университета. Необходимость данного курса обусловлена тем, что основные формы нарушения слуха, зрения, речи, моторики, поведения, интеллекта связаны с отклонениями в развитии нервной системы. Педагог-дефектолог должен знать причины слухоречевых и нервно-психических расстройств, их проявления в разные возрастные сроки, методы лечебно-коррекционного воздействия. В связи с этим основной задачей курса «Невропатология детского возраста» является изучение анатомо-физиологических закономерностей формирования нервной системы в возрастном аспекте, развития анализаторов и функциональных систем, обусловливающих становление высшей нервной деятельности. Программа данного курса состоит из введения и пяти глав (разделов). Во введении раскрываются цели и задачи курса, теоретические и методологические основы отечественной медицины. История изучения детской невропатологии, связь с другими психолого-педагогическими дисциплинами. В первом разделе «Неврология» – рассматриваются проблемы эволюции нервной системы, особенности строения нервной системы человека, значение уровневой информации. Особое место занимает учение о цитоархитектонике коры головного мозга. Во втором разделе «Нейрофизиология» – рассматриваются основные физиологические процессы, происходящие в нервной системе, формирование фактора доминантности и значение их в становлении речевых и неречевых процессов. В третьем разделе – «Критические периоды развития» – представлены этапы психомоторного и речевого развития. В четвертом разделе – «Невропатология» раскрываются этиопатогенез и клинические проявления нервных болезней. В пятом разделе – «Неврологические основы патологии речи» – представлены все формы речевых нарушений, обусловленные поражением нервной системы. Указанная тематика находит отражение в лекциях, лабораторно-практических занятиях и самостоятельной работе студентов. Основные задачи практических занятий:
1) закрепить и углубить знания, полученные на лекциях; 2) изучить структуру нервной системы по таблицам, муляжам, натуральным препаратам; 3) отразить в альбомах рисунки структур нервной системы: 4) изучить схему составления истории болезни; 5) присутствовать на разборах и обследованиях детей с различными отклонениями в развитии на базе медико-педагогической консультации. Самостоятельная работа студентов реализуется в форме рефератов, научных исследований, курсовых работ по различным видам слухоречевых и нервно-психических расстройств. За время изучения данного медицинского курса студенты должны приобрести теоретические и практические знания по невропатологии и патологии речи, научиться критически оценивать литературные источники, использовать приобретенные знания в диагностике аномального развития.
ТЕМАТИКА КУРСА Введение. Цели и задачи курса. История невропатологии. Раздел 1. Неврология 1. 1. Эволюция нервной системы. 1. 2. Общие принципы строения нервной системы. 1. 3. Структура нервной системы человека. 1. 4. Цитоархитектоника коры головного мозга. Раздел 2. Нейрофизиология 2. 1. Основные физиологические процессы в нервной системе, 2. 2. Теория функциональных систем. 2. 3. Высшие корковые функции. Раздел 3. Критические периоды развития 3. 1. Особенности развития ребенка. 3. 2. Этапы психомоторного и речевого развития ребенка. Раздел 4. Невропатология 4. 1. Общие представления о болезнях нервной системы. 4. 2. Основные неврологические синдромы. 4. 3. Болезни нервной системы. Раздел 5. Неврологические основы патологии речи 5. 1. Афазия. 5. 2. Алалия. 5. 3. Дизартрия. 5. 4. Дислексия и дисграфия. 5. 5. Расстройства темпа и ритма речи. Заикание. 5. 6. Речевые нарушения, обусловленные дефектами слуха. Невропатология и дефектология.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. Цели и задачи курса. История невропатологии Предмет " Невропатология детского возраста" и " Неврологические основы логопедии" на дефектологическом факультете. Связь данного курса с другими медицинскими и психолого-педагогическими дисциплинами. Невропатология и дефектология. Основные цели и задачи курса: ознакомление студентов со строением и функцией нервной системы, формированием высших психических функций; раскрытие особенностей развития анализаторных систем, речи и моторики в возрастном аспекте. История развития невропатологии как одной из ветвей медицины. Сведения о врачах древности. Значение работ Гиппократа, Ибн-Сины. Описание клинических проявлений некоторых заболеваний (эпилепсии), методы их диагностики и лечения. Развитие невропатологии в XIX-XX вв. Теоретические и методологические основы невропатологии. Связь с успехами медико-биологических и физиологических наук, материалистические истоки отечественной медицины и физиологии. Развитие детской невропатологии. Эволюционно-возрастные аспекты детской невропатологии. Детская невропатология и дефектология. Значение работ В. К. Рота, В. А. Муратова, С. С. Корсакова, Г. И. Россолимо и др. для детской невропатологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|