Практические занятия. Контрольные вопросы для самоподготовки. 1. 4. Цитоархитектоника коры головного мозга. 4. Разобрать структуру подкорки и внутренней капсулы, проводящих путей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Зарисовать структуры нервной системы, подписать их, объяснить значение каждой из них. 2. Соотнести все структуры мозга на муляже и натуральных препаратах. 3. Рассмотреть простую и сложную безусловную рефлекторную дугу. 4. Разобрать структуру подкорки и внутренней капсулы, проводящих путей. 5. Дать характеристику 12 пар черепно-мозговых нервов, показать локализацию ядер в структурах мозга. Обратить внимание на пути зрительных и слуховых нервов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Строение и значение вегетативной нервной системы. 2. Строение спинного мозга и периферических нервов. Понятие о сегментах спинного мозга, межпозвонковых ганглиях. 3. Строение и расположение отделов головного мозга. 4. Строение и значение ствола мозга. 5. Значение ретикулярной формации. 6. Строение и значение мозжечка, его связи с головным мозгом. 7. Значение четверохолмия и его связи с красными ядрами. 8. Значение черной субстанции и красных ядер. 9. Зрительный бугор и подбугровая область (гипоталамус), их строение и значение. Связи гипоталамуса с эндокринной системой. Регуляция обменных процессов. 10. Строение и значение стриопаллидарной системы. 1. 4. Цитоархитектоника коры головного мозга Полушария головного мозга. Особенности строения: борозды и извилины. Доли мозга: лобная, теменная, затылочная и височная, их значение. Лимбическая область. Островок Рейли. Выделение первичных, вторичных и третичных полей коры головного мозга. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. Выделение полей в долях мозга. Значение полей 4, 6, 44, 45, 10 в лобной области; 1; 3, 40, 39 в теменной области; 17, 18, 19 в затылочной области и 41, 42, 21, 22, 37 в височной области. Значение биологического и социального в развитии коры головного мозга.
Проводящие пути коры головного мозга: афферентные и эфферентные; значение каждого из них. Пирамидный путь (корково-стволовый и корково-спинальный) – путь произвольных движений. Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Цитоархитектоника коры головного мозга. Выделение долей и полей. 2. Сделать рисунки коры головного мозга, доминантного полушария и обозначить на них поля. 3. Зарисовать и объяснить расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. 4. Обозначить на рисунке основные поля в коре головного мозга, связанные с развитием зрения, слуха, речи, моторики, интеллекта. 5. Нарисовать и объяснить структуру пирамидного пути. 6. Объяснить значение трех блоков в структуре головного мозга. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Объяснить значение первичных, вторичных и третичных полей в горе головного мозга. 2. Рассказать о работе А. Р. Лурии " Высшие корковые функции человека" и ее значении для понимания назначения полей коры головного мозга. 3. Значение анатомических и клинико-психологических методов исследований для выделения полей в коре головного мозга. 4. Значение трех блоков в структуре головного мозга по работам А. Р. Лурии.
РАЗДЕЛ 2. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ 2. 1. Основные физиологические процессы в центральной нервной системе 2. 1. 1. Учение Декарта о " рефлексе". Понятие термина " рефлекс". Работа И. М. Сеченова " 0 рефлексах головного мозга. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы". Работы И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность. Значение типов высшей нервной деятельности. Работы Н. И. Красногорского по изучению типов нервной деятельности в детском возрасте и значение их для психологии и психоневрологии. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Значение " доминанты" для педагогики.
2. 1. 2. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Механизм и звенья условного рефлекса. Понятие о первой и второй сигнальных системах, значение их для формирования речи и высшей психической деятельности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Понятие " рефлекс" и уровни рефлекторной деятельности. 2. Значение условных и безусловных рефлексов. 3. Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова по изучению рефлекторной деятельности. 4. Значение работ А. А. Ухтомского о доминанте. 5. Типы высшей нервной деятельности по работам И. П. Павлова и сопоставление их с понятием темперамента по Гиппократу. 2. 2. Теория функциональных систем Кора головного мозга как синтез анализаторов. Связь коры с рецепторами и эффекторами. Возрастной аспект формирования функциональных систем, связанных с определенным уровнем включения нервной системы: спинного мозга, ствола, мозжечка, четверохолмия, подкорки и коры головного мозга. Учение П. К. Анохина о функциональных системах, их значение для понимания системогенеза. Анализатор – специализированная физиологическая система, обеспечивающая прием и переработку информации. Корковый анализатор – кольцевая структура. Симметричность представительств анализаторов и функциональная асимметрия мозга. Доминантное и субдоминантное полушария. Моторная асимметрия. Сенсорная асимметрия. Психическая асимметрия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|