Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия. Контрольные вопросы для самоподготовки. 1. 4. Цитоархитектоника коры головного мозга. 4. Разобрать структуру подкорки и внутренней капсулы, проводящих путей.




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Зарисовать структуры нервной системы, подписать их, объяснить значение каждой из них.

2. Соотнести все структуры мозга на муляже и натуральных препаратах.

3. Рассмотреть простую и сложную безусловную рефлекторную дугу.

4. Разобрать структуру подкорки и внутренней капсулы, проводящих путей.

5. Дать характеристику 12 пар черепно-мозговых нервов, показать локализацию ядер в структурах мозга. Обратить внимание на пути зрительных и слуховых нервов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Строение и значение вегетативной нервной системы.

2. Строение спинного мозга и периферических нервов. Понятие о сегментах спинного мозга, межпозвонковых ганглиях.

3. Строение и расположение отделов головного мозга.

4. Строение и значение ствола мозга.

5. Значение ретикулярной формации.

6. Строение и значение мозжечка, его связи с головным мозгом.

7. Значение четверохолмия и его связи с красными ядрами.

8. Значение черной субстанции и красных ядер.

9. Зрительный бугор и подбугровая область (гипоталамус), их строение и значение. Связи гипоталамуса с эндокринной системой. Регуляция обменных процессов.

10. Строение и значение стриопаллидарной системы.

1. 4. Цитоархитектоника коры головного мозга

Полушария головного мозга. Особенности строения: борозды и извилины. Доли мозга: лобная, теменная, затылочная и височная, их значение. Лимбическая область. Островок Рейли.

Выделение первичных, вторичных и третичных полей коры головного мозга. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. Выделение полей в долях мозга. Значение полей 4, 6, 44, 45, 10 в лобной области; 1; 3, 40, 39 в теменной области; 17, 18, 19 в затылочной области и 41, 42, 21, 22, 37 в височной области. Значение биологического и социального в развитии коры головного мозга.

Проводящие пути коры головного мозга: афферентные и эфферентные; значение каждого из них. Пирамидный путь (корково-стволовый и корково-спинальный) – путь произвольных движений.

Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гностический, программирования и мотивации деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Цитоархитектоника коры головного мозга. Выделение долей и полей.

2. Сделать рисунки коры головного мозга, доминантного полушария и обозначить на них поля.

3. Зарисовать и объяснить расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах.

4. Обозначить на рисунке основные поля в коре головного мозга, связанные с развитием зрения, слуха, речи, моторики, интеллекта.

5. Нарисовать и объяснить структуру пирамидного пути.

6. Объяснить значение трех блоков в структуре головного мозга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Объяснить значение первичных, вторичных и третичных полей в горе головного мозга.

2. Рассказать о работе А. Р. Лурии " Высшие корковые функции человека" и ее значении для понимания назначения полей коры головного мозга.

3. Значение анатомических и клинико-психологических методов исследований для выделения полей в коре головного мозга.

4. Значение трех блоков в структуре головного мозга по работам А. Р. Лурии.

 

РАЗДЕЛ 2. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

2. 1. Основные физиологические процессы в центральной нервной системе

2. 1. 1. Учение Декарта о " рефлексе". Понятие термина " рефлекс". Работа И. М. Сеченова " 0 рефлексах головного мозга. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы". Работы И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, иррадиация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность. Значение типов высшей нервной деятельности. Работы Н. И. Красногорского по изучению типов нервной деятельности в детском возрасте и значение их для психологии и психоневрологии. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Значение " доминанты" для педагогики.

2. 1. 2. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Механизм и звенья условного рефлекса. Понятие о первой и второй сигнальных системах, значение их для формирования речи и высшей психической деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Понятие " рефлекс" и уровни рефлекторной деятельности.

2. Значение условных и безусловных рефлексов.

3. Работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова по изучению рефлекторной деятельности.

4. Значение работ А. А. Ухтомского о доминанте.

5. Типы высшей нервной деятельности по работам И. П. Павлова и сопоставление их с понятием темперамента по Гиппократу.

2. 2. Теория функциональных систем

Кора головного мозга как синтез анализаторов. Связь коры с рецепторами и эффекторами. Возрастной аспект формирования функциональных систем, связанных с определенным уровнем включения нервной системы: спинного мозга, ствола, мозжечка, четверохолмия, подкорки и коры головного мозга.

Учение П. К. Анохина о функциональных системах, их значение для понимания системогенеза.

Анализатор – специализированная физиологическая система, обеспечивающая прием и переработку информации. Корковый анализатор – кольцевая структура. Симметричность представительств анализаторов и функциональная асимметрия мозга. Доминантное и субдоминантное полушария. Моторная асимметрия. Сенсорная асимметрия. Психическая асимметрия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...