Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия. Контрольные вопросы для самоподготовки. Раздел 4. НЕвропатология. 4. 1. Общие представления о болезнях нервной системы




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составить таблицу развития ребенка на первом, втором, третьем году жизни.

2. Составить таблицу параметров готовности ребенка к школе.

3. Рассмотреть основные разделы истории болезни, их значение для выявления отклонений в развитии.

4. Рассмотреть методы обследования детей с отклонениями в развитии (схема составления истории болезни и методы обследования детей даются в приложении).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Раскрыть связь уровней нервной системы с этапами психомоторного развития ребенка.

2. Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни.

3. Особенности развития моторных функций у детей первого года жизни. Сопоставление моторных функций с уровнями включения нервной системы.

4. Психомоторное и речевое развитие детей второго года жизни.

5. Особенности психомоторного и речевого развития ребенка третьего года жизни.

6. Особенности психомоторного развития дошкольников и детей младшего школьного возраста.

7. Объяснить критические периоды развития ребенка и их значение для психомоторного и речевого развития.

8. Значение экзогенных факторов для психомоторного развития ребенка.

РАЗДЕЛ 4. НЕВРОПАТОЛОГИЯ

4. 1. Общие представления о болезнях нервной системы

Болезни нервной системы. Этиология и патогенез заболеваний нервной системы. Особенности течения болезни и остаточные явления. Основные физиологические механизмы компенсаторных процессов. Понятие о " симптоме" и " синдроме". Результаты системного анализа невропатологического синдрома и перспективы компенсации функций. Принцип лечебного и педагогического (комплексного) воздействия в компенсаторных и коррекционных мероприятиях. Значение воспитательных и трудовыми навыков в комплексе коррекционных мероприятий.

4. 2. Основные неврологические синдромы

4. 2. 1. Синдромы двигательных нарушений. Механизм осуществления двигательного акта. Уровни поражения двигательного пути, степени выраженности. Понятия " паралич" (плегия), " парез". Понятия " моноплегия"; гемиплегия", или " гемипарез"; " параплегия"; " тетраплегия", или " тетрапарез". Понятие о центральном и периферическом параличе, их особенности и различия. Детский церебральный паралич. Дифференциальная диагностика бульварного и псевдобульбарного паралича. Пирамидные и экстрапирамидные расстройства, их особенности и проявления. Основные двигательные расстройства у аномальных детей.

4. 2. 2. Синдромы нарушения чувствительности и органов чувств. Типы нарушения чувствительности. Значение поверхностной и глубокой чувствительности. Три нейрона чувствительности. Фантомные боли. Глубокая чувствительность и праксис, уровни поражения чувствительности. Тактильная агнозия.

Обоняние и его значение. Расстройства обоняния.

Зрение и-его значение. Синдромы зрительных расстройств, причины возникновения, особенности проявления. Снижение зрения (амблиопия), потеря зрения (амовроз). Неврит зрительного нерва, причины возникновения. Нарушение границ полей зрения: концентрическое сужение, возможное секторальное выпадение полей зрения или наличие ограниченных дефектов (скотом). Выпадение половины полей зрения; причины возникновения, локализация поражения. Нарушение цветоощущения, значение для профессиональной деятельности. Зрительная агнозия, локализация поражения. Косоглазие: причины возникновения, степени выраженности, значение для восприятия окружающего мира, методы коррекции.

Тройничный нерв и его значение. Синдромы поражения тройничного нерва. Особенности болевых ощущений.

Слух и его значение. Синдромы нарушения слуха, причины возникновения, особенности проявления. Снижение слуха (тугоухость), утрата слуха (глухота). Неврит слухового нерва, причины возникновения, особенности проявления. Слуховая агнозия. Значение возраста для потери слуха и состояния речи. Значение раннего выявления нарушения слуха для начала коррекционнои работы по общему и речевому развитию.

4. 2. 3. Синдромы поражения вегетативной нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая нервная система. Вегетососудистая дистония. Диэнцефальный синдром. Расстройство обмена веществ. Нейроэндокринные расстройства.

4. 2. 4. Синдромы нарушения высших корковых функций. Понятие " гнозис" (познание) – сложный комплекс аналитико-синтетических процессов в коре, направленных на распознавание объекта как целого и его характеристик. Расстройство процесса познава-

ния (агнозия). Виды агнозии. Особенности зрительной, слуховой, тактильной агнозии. Астереогноз, его значение для дефектологии.

Понятие " праксис" (действие) – сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Серия заученных движений. Понятие " апраксия". Виды апраксии. Особенности моторной, конструктивной и кинестетической апраксии.

Понятие " фазис" (речь) – сложный комплекс аналитикосинтетической деятельности, направленной на формирование мотивации целого высказывания, коммуникативной функции речи. Виды патологии речи (афазия, алалия). Общие характеристики речевых нарушений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...