Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы для самоподготовки




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Возрастной аспект включения различных уровней нервной системы, их значение для развития речи, моторики, интеллекта.

2. Функциональная асимметрия мозга.

3. Доминантность левого полушария.

2. 3. Высшие корковые функции

Формирование функциональных систем коркового уровня. Физиологическое значение полей коры головного мозга. Первичные, или проекционные, поля; характеристика – высокая избирательность при приеме информации. Вторичные, или проекционно-ассоциативные поля; характеристика – установление контакта с другими отделами коры или создание внутри себя сложных комплексов, в которых фиксируется прежний опыт, формируются блоки памяти. Третичные поля коры, наиболее выраженные у человека, обеспечивают межанализаторный анализ и синтез информации, осуществляя комплексную память, организацию работы мозга в целом. Связь третичных зон с формированием гнозиса, праксиса, речи, письма, счета, зрительно-пространственной ориентировки. Память механическая и смысловая. Смысловая память как основа письма и мышления.

Произвольный двигательный акт как целенаправленное действие. Связь информации и действия. Действие как смена двигательных актов (" кинезис" ). Контроль выполнения двигательного акта – кинестетика. Значение глубокой чувствительности (пропргорецепция) для выполнения двигательного акта.

Лобно-лимбико-ретикулярный комплекс и его значение для поддержания мозговой активности. Физиологическая основа сознания, бодрствования, сна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Формирование функциональных систем. Значение внешней среды.

2. Рассмотрение механизма построения двигательных актов по работе Н. А. Бернштейна.

3. Работы П. К. Анохина и его школы для понимания становления функциональной системы.

4. Значение работ И. П. Павлова для понимания механизма формирования высших корковых функций.

5. Знакомство с работой А. Р. Лурии " Высшие корковые функций".

РАЗДЕЛ 3. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

3. 1. Особенности развития ребенка

Понятие некритический период". Значение возрастных кризов. Связь возрастных кризов с включением определенных уровней нервной системы, с развитием моторики; связи нервной и эндокринной систем. Понятие " готовности" мозга к восприятию раздражений внешней среды, выполнению определенной деятельности.

Значение критических периодов развития для понимания сроков развития слуха, зрения, речи, мышления. Эволюционно-динамический подход к изучению нормы и патологии функционирования нервной системы. Мозг как саморазвивающаяся система. Системные закономерности развивающегося мозга как этап эволюционного развития.

3. 2. Этапы психомоторного и речевого развития ребенка

3. 2. 1. Период внутриутробного развития. Первые недели внутриутробного развития – закладка органов и тканей, в том числе и нервной системы. Первая половина беременности – ведущее формирование спинного мозга. Начало шевеления плода. Вторая половина беременности – ведущее формирование головного мозга. Готовность ствола мозга к моменту рождения. Первичные комплексные двигательные акты (сосание, глотание, чихание, дыхание, сердцебиение). Значение раздражений внешней среды для развития функциональных систем мозга.

3. 2. 2. Первые три месяца постнатального развития. Сенсорные реакции: первоначальные слуховые и зрительные реакции. Двигательные реакции уменьшение флексорной гипертонии и увеличение объема движений. Формирование хватательного движения и зрительно-моторной координации. Речевые реакции: начало гуления. Психика: появление положительных эмоциональных реакций.

3. 2. 3. От 3 до 6 месяцев. Сенсорные реакции: развитие зрительных и слуховых ориентировок, фиксация взора на движущихся предметах. Двигательные функции: нормализация мышечного тонуса и развитие активных движений руками, переворачивание со спины на живот, начало ползания, совершенствование реакции захватывания, закрепление зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: гуление становится более активным, протяжным, эмоциональным.

Психика: развитие комплекса оживления, дифференцированный характер эмоциональных реакций, начало манипуляций игрушками.

 

3. 2. 4. От 6 до 9 месяцев. Сенсорные реакции: устойчивый дифференцированный характер восприятия зрительных и слуховых дифференцировок (узнает лица и голоса знакомых).

Двигательные функции: формирование реакции равновесия, активизация ползания, сидения и стояния. Улучшение зрительно-моторной координации.

Речевые реакции: эмоциональная окраска, дифференцированность, активизация лепета; жесты становятся средством общения.

Психика: улучшение контакта с окружающими, активизация манипуляций с предметами.

3. 2. 5. От 9 до 12 месяцев. Сенсорные реакции: дифференциация лиц, предметов, игрушек, пищи по внешнему виду и запаху.

Двигательные функции: совершенствование ползания на четвереньках, хождение с поддержкой, улучшение зрительно моторных функций (попытка достать игрушку).

Речевые реакции: активный лепет и появление первых слов.

Психика: понимание обращенной речи, активизация речевого общения, манипулятивной деятельности (игра со звучащими игрушками).

3. 2. 6. Второй год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование восприятия формы и пространства.

Двигательные функции: развитие равновесия, устойчивый характер походки, начало хождения по лестнице.

Речевое развитие: расширение пассивного и активного словаря (к концу второго года в активе до 200 слов).

Психика: активизация манипуляций с игрушками, проявление интереса к детям, начало представления о схеме тела.

3. 2. 7. Третий год жизни. Сенсорные реакции: совершенствование реакций при стоянии и ходьбе, манипулирование предметами (карандашом, кистью), игрушками (кубиком, мячом) и другими предметами.

Речевое развитие: формирование фразовой речи, увеличение словаря до 1000 слов, активное общение с окружающими.

Психика: период активных форм общения на наглядно-конкретном уровне, установление причинно-следственных связей. Развитие самосознания. Дифференцированный характер эмоциональных реакций.

3. 2. 8. Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет). Двигательные функции: совершенствование двигательных функций в области мелкой моторики, координации движений. Возможность выполнения ритмических движений (прыгание на одной или двух ногах).

Речевая функция: дальнейшее развитие и усложнение фразовой речи, увеличение активного словаря, формирование монологической речи. Значение социальной среды для развития речи. Речь и общение ребенка. Речь и регуляция поведения.

Психика: речь и мышление. Особенности внимания и памяти, произвольное и непроизвольное внимание. Ведущая деятельность – игровая. Формирование причинно-следственных связей. Систематизация и обобщение предметов, способов их употребления. Готовность детей к школе: запас общих понятий, уровень речевого развития, интерес к обучению, состояние внимания и памяти, отвлечения и обобщения, знания грамоты и счетных операций.

3. 2. 9. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Двигательные фикции: совершенствование координации движений, начало занятий различными видами спорта.

Речевая функция: развитие устной и письменной речи, расширение словарного запаса, совершенствование фразовой речи. Речь и интеллектуальное развитие школьников.

Психика: развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления. Формирование системы понятий, интереса к школьным и внешнекольным предметам, серьезным играм в неучебное время. Личностные особенности младших школьников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...