Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 8. Алгоритм способа речевой деятельности




Рис. 8. Алгоритм способа речевой деятельности

Далее рассмотрим подробнее второй и третий этапы речевой деятельности.

Целевая переработка информации включает в себя:

· сопоставление новой информации и уже имеющейся: определение общего и различного сегмента;

· выделение главной по цели информации;

· систематизацию информации (её иерархизацию).

Целевое формирование новой информации включает в себя:

· выработку собственной точки зрения на «обработанную» информацию;

· оформление доказательств, аргументации собственной точки зрения.

Целью и результатом речевой деятельности является текст  – обладающая смысловой целостностью, связностью и завершенностью последовательность языковых единиц. (Подробную характеристику текста см. в лекции № 3).

► Исследуйте по алгоритму уровень развития Вашей способности слушать или читать.

Какой этап алгоритма, с Вашей точки зрения, является основным, определяющим качество реализации остальных?

2. 4. Речевое взаимодействие

Речевое взаимодействие – это общение субъектов в конкретной ситуации; соединение речевых деятельностей (рис. 9).

     
 


Д1 = Ц1 ↔ Ср1 ↔ Сп1 ↔ Р1 ↔ R1              Д2 = Ц2 ↔ Ср2 ↔ Сп2 ↔ Р2 ↔ R2

                

где  Д1 и Д2 Ц1 и Ц2 Ср1 и Ср2    Сп1 и Сп2 Р1 и Р2    R1 и R2 – речевые деятельности собеседников; – целиречевой деятельности собеседников; – средства речевой деятельности собеседников; – способы речевой деятельности собеседников; – результат речевой деятельности каждого из участников взаимодействия; – рефлексия каждого из собеседников.  

Рис. 9. Структура речевого взаимодействия

 

          

Условия осуществления любого речевого события включают в себя следующие моменты:

1. Наличие субъекта речи (автора текста) и адресата (человека или группы людей, воспринимающих текст). Как правило, в процессе речевого взаимодействия один и тот же человек последовательно выступает в роли и субъекта, и адресата речи.

2. Совпадение средств общения – языкового кода (языка общения), фоновых знаний (информации, которой обладают взаимодействующие субъекты) и – одновременно – несовпадение средств общения (т. н. содержательная разница в предмете речи), что обусловливает получение новой информации, необходимой информации по цели.

Условия осуществления успешного речевого события, помимо указанных выше, включают в себя следующие моменты:

3. Единство целевого пространства взаимодействующих субъектов: о чем будем говорить (предмет, или объект, речи – фрагмент отображаемой действительности), для чего (или ради чего) общаемся.

4. Соблюдение коммуникативных и этических норм общения, нормативная реализация коммуникативных способностей. (Более подробно коммуникативные и этические нормы охарактеризованы в лекции № 6)

► Приведите примеры речевого взаимодействия, при котором не совпадают цели собеседников.      Какие, с Вашей точки зрения, при этом можно получить результаты? Возможные варианты обоснуйте.

 

Рекомендуемая литература

 1) Введенская Л. А., 2002 Гл. 4 Речевое общение
 2) Ипполитова Н. А. Гл. 2. § 1- 4 Текст в структуре общения

  3) Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: речевая деятельность»

 

ЛЕКЦИЯ № 3

Тема: ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

План лекции

3. 1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях

3. 2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста

3. 3. Членимость текста. Композиция текста

3. 4. Образец лингвистического анализа текста

3. 5. Взаимодействие текстов

3. 6. Прецедентные тексты

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...