Рис. 8. Алгоритм способа речевой деятельности
Рис. 8. Алгоритм способа речевой деятельности Далее рассмотрим подробнее второй и третий этапы речевой деятельности. Целевая переработка информации включает в себя: · сопоставление новой информации и уже имеющейся: определение общего и различного сегмента; · выделение главной по цели информации; · систематизацию информации (её иерархизацию). Целевое формирование новой информации включает в себя: · выработку собственной точки зрения на «обработанную» информацию; · оформление доказательств, аргументации собственной точки зрения. Целью и результатом речевой деятельности является текст – обладающая смысловой целостностью, связностью и завершенностью последовательность языковых единиц. (Подробную характеристику текста см. в лекции № 3). ► Исследуйте по алгоритму уровень развития Вашей способности слушать или читать. Какой этап алгоритма, с Вашей точки зрения, является основным, определяющим качество реализации остальных? 2. 4. Речевое взаимодействие Речевое взаимодействие – это общение субъектов в конкретной ситуации; соединение речевых деятельностей (рис. 9). Д1 = Ц1 ↔ Ср1 ↔ Сп1 ↔ Р1 ↔ R1 Д2 = Ц2 ↔ Ср2 ↔ Сп2 ↔ Р2 ↔ R2
Рис. 9. Структура речевого взаимодействия
Условия осуществления любого речевого события включают в себя следующие моменты: 1. Наличие субъекта речи (автора текста) и адресата (человека или группы людей, воспринимающих текст). Как правило, в процессе речевого взаимодействия один и тот же человек последовательно выступает в роли и субъекта, и адресата речи. 2. Совпадение средств общения – языкового кода (языка общения), фоновых знаний (информации, которой обладают взаимодействующие субъекты) и – одновременно – несовпадение средств общения (т. н. содержательная разница в предмете речи), что обусловливает получение новой информации, необходимой информации по цели. Условия осуществления успешного речевого события, помимо указанных выше, включают в себя следующие моменты: 3. Единство целевого пространства взаимодействующих субъектов: о чем будем говорить (предмет, или объект, речи – фрагмент отображаемой действительности), для чего (или ради чего) общаемся. 4. Соблюдение коммуникативных и этических норм общения, нормативная реализация коммуникативных способностей. (Более подробно коммуникативные и этические нормы охарактеризованы в лекции № 6) ► Приведите примеры речевого взаимодействия, при котором не совпадают цели собеседников. Какие, с Вашей точки зрения, при этом можно получить результаты? Возможные варианты обоснуйте.
Рекомендуемая литература
ЛЕКЦИЯ № 3 Тема: ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ План лекции 3. 1. Общее понятие о тексте и текстовых категориях 3. 2. Языковые средства, обеспечивающие единство текста 3. 3. Членимость текста. Композиция текста 3. 4. Образец лингвистического анализа текста
3. 5. Взаимодействие текстов 3. 6. Прецедентные тексты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|