Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 13. Отличительные признаки письма. Рис. 7. Коммуникативные способности в общей структуре речевой деятельности 




Таблица 13

Отличительные признаки письма

Свойства письма Сущность свойств
Опосредованность общения Субъект речи (автор) не видит адресата в момент чтения текста, а следовательно, не имеет возможности наблюдать за его реакцией
Подготовленность речи Автор имеет возможность неоднократно изменять, редактировать текст
Графическое оформление речи Автор может использовать не только языковые единицы (слова, предложения), но и знаки препинания, графические обозначения, шрифтовые выделения
Оформленность смысловых блоков Логически правильное, последовательное использование абзацев и других способов рубрикации
Зрительное восприятие речи адресатом Читатель имеет возможность неоднократно перечитывать текст, вдумываясь в значение слов, выражений и в общее информативное содержание текста

 

4. Чтение. Это сложный процесс опосредованного общения читателя с автором «во времени и в пространстве». Качество чтения определяется способностью распознавать чужую мысль, взаимодействовать с ней, в связи с чем выделяют два вида чтения.

1)   Ознакомительное чтение – беглое, фрагментарное прочтение текста для установления в самом общем виде его содержания и адресованности. В первую очередь просматривают название текста, фамилии авторов, выходные данные, аннотация, оглавление, список литературы, иллюстрации. В текстах небольшого объема, например в статье, обращают на себя внимание несущие основную информацию ключевые слова, первые и заключительные предложения. В большинстве случаев ознакомительно читаются, например, сборники статей, а также газеты и журналы.

2) Изучающее чтениепредполагает глубокое проникновение в содержание текста, его целенаправленное осмысление. Правда, на первом этапе изучающее чтение включает в себя приемы, характерные и для ознакомительного чтения, однако на втором этапе «подключаются»:

 – умение выявлять скрытые вопросы в тексте и в нем же искать ответы на них;

 – умение выделять в тексте главное, или неизвестное, или непонятное;

 – способность сознавать взаимосвязь между фактами, систематизировать информацию, определять её ценность (см. в связи с этим алгоритм  любого способа речевой деятельности).

Изучающее чтение включает в себя и третий этап, на котором читающий должен проверить себя: удалось ли ему сформулировать основную мысль произведения и выделить главную по цели информацию, понять последовательность изложения и выбрать из текста нужную информацию. Изучающее чтение особенно необходимо при написании любой учебной или научной работы, при подготовке к сдаче экзамена или зачёта.

Коммуникативные способности человека – способы речевой деятельности – по частоте использования соотносятся следующим образом (рис. 7):

· слушание – 45 %

· говорение – 30 %

· чтение – 16 %

· письмо – 9 %

          Рис. 7. Коммуникативные способности в общей структуре речевой деятельности 

Из рис. 7 следует, что письменная речь (письмо + чтение) в речевой деятельности человека занимает всего лишь 25 %. Однако именно графически закрепленные тексты – учебники, стихи, статьи, документы и т. п. – играют основную роль в развитии духовной культуры человека: они обеспечивают передачу знаний, опыта, формируют общественное и национальное сознание, закрепляют нормы отношений в стране.

Алгоритм любого способа речевой деятельности (мыслительной деятельности) одинаков и представляет собой следующий процесс (рис. 8):

 

Целевой прием информации Целевая переработка информации   Целевое         формирование новой информации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...