Таблица 13. Отличительные признаки письма. Рис. 7. Коммуникативные способности в общей структуре речевой деятельности
Таблица 13 Отличительные признаки письма
4. Чтение. Это сложный процесс опосредованного общения читателя с автором «во времени и в пространстве». Качество чтения определяется способностью распознавать чужую мысль, взаимодействовать с ней, в связи с чем выделяют два вида чтения. 1) Ознакомительное чтение – беглое, фрагментарное прочтение текста для установления в самом общем виде его содержания и адресованности. В первую очередь просматривают название текста, фамилии авторов, выходные данные, аннотация, оглавление, список литературы, иллюстрации. В текстах небольшого объема, например в статье, обращают на себя внимание несущие основную информацию ключевые слова, первые и заключительные предложения. В большинстве случаев ознакомительно читаются, например, сборники статей, а также газеты и журналы. 2) Изучающее чтениепредполагает глубокое проникновение в содержание текста, его целенаправленное осмысление. Правда, на первом этапе изучающее чтение включает в себя приемы, характерные и для ознакомительного чтения, однако на втором этапе «подключаются»:
– умение выявлять скрытые вопросы в тексте и в нем же искать ответы на них; – умение выделять в тексте главное, или неизвестное, или непонятное; – способность сознавать взаимосвязь между фактами, систематизировать информацию, определять её ценность (см. в связи с этим алгоритм любого способа речевой деятельности). Изучающее чтение включает в себя и третий этап, на котором читающий должен проверить себя: удалось ли ему сформулировать основную мысль произведения и выделить главную по цели информацию, понять последовательность изложения и выбрать из текста нужную информацию. Изучающее чтение особенно необходимо при написании любой учебной или научной работы, при подготовке к сдаче экзамена или зачёта. Коммуникативные способности человека – способы речевой деятельности – по частоте использования соотносятся следующим образом (рис. 7): · слушание – 45 % · говорение – 30 % · чтение – 16 % · письмо – 9 % Рис. 7. Коммуникативные способности в общей структуре речевой деятельности Из рис. 7 следует, что письменная речь (письмо + чтение) в речевой деятельности человека занимает всего лишь 25 %. Однако именно графически закрепленные тексты – учебники, стихи, статьи, документы и т. п. – играют основную роль в развитии духовной культуры человека: они обеспечивают передачу знаний, опыта, формируют общественное и национальное сознание, закрепляют нормы отношений в стране. Алгоритм любого способа речевой деятельности (мыслительной деятельности) одинаков и представляет собой следующий процесс (рис. 8):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|