Эмоционального состояния фрустрации
Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности. 2. Исследование эмоционального состояния фрустрации.
Эмоциональное состояние фрустрации Жизнь современного человека наполнена всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению проблем[83]. В наиболее общем понимании, фрустрация – это эмоциональное состояние человека, вызванное наличием двух моментов: наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут быть причины различного характера: * нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели; * потери и лишения, которые исправить невозможно, например смерть близкого человека; * конфликты, например внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты между разными желаниями, чувствами, убеждениями, которые переживает человек и которые не позволяют ему принять решение и достичь цели;
* объективные причины, например лишение свободы; * социокультурные, например нормы, запреты, табу и т.д. Французский психолог Я. Фресс отметил, что фрустрация возникает каждый раз, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижение цели, или прерывает его[84]. Фрустрационные состояния могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым, обвинителем всех и каждого (он может не осознавать этого и не понимать, почему он так реагирует, – «агрессивная фрустрация»), либо заставляя человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация»). Состояние фрустрации сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т. д. Возникновение фрустрации определяется не только объективной ситуацией, но и особенностями личности. Фрустрация отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в этом состоянии. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов. Агрессивные реакции, порождаемые фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения, например международные, межнациональные, межгосударственные, что нередко можно наблюдать в периоды социальных, политических и экономических волнений. Анализируя состояние фрустрации, необходимо различать вызывающую ее причину, фрустрационную ситуацию и ответную реакцию на нее. Отечественный психолог В.С. Мерлин выделил 5 основных реакций на состояние фрустрации: 1) досада на себя («какой я недотепа»); 2) злость на других, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ждет внешней разрядки и побуждает искать причину всех бед в другом человеке («это он во всем виноват»);
3) обесценивание предъявленной задачи («задача неразрешимая, никто не может предложить ответа»); 4) тревожность («мне теперь покоя не будет из-за этой задачи»); 5) депрессия, выраженная в состояниях подавленности, упадка сил, снижения активности («не хочу даже думать об этом»). Реакции фрустрации принимают два основных направления: импульсивность и толерантность (устойчивость). Каждому человеку присуща индивидуальная комбинация приемов, позволяющих выйти из состояния фрустрации; они рассматриваются как форма адаптации к фрустрационной ситуации. Методика исследования фрустрационных реакций Данная методика, созданная С. Розенцвейгом, впервые появилась в 1944 г. под названием тест рисуночных ассоциации. «Тест позволяет выявить фрустрационную толерантность (устойчивость) субъекта, стереотипы эмоционального реагирования, модальность его эмоций раздражения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и благодаря этому дает возможность прогнозировать поведение человека»[85]. Методика относится к классу проективных методов, где получение диагностической информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли и переживания. Методика хороша тем, что обращена к испытуемому не прямо, а опосредованно, в ситуации действуют другие люди, нужно ответить не за себя, а за другого человека. Методика может быть использована для индивидуальной работы, а также в условиях группового исследования при одновременном участии 20 – 25 испытуемых. Индивидуальная форма исследования, как правило, дает большую информацию, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустрирующую обстановку. Не исключена возможность получения устных ответов с последующим их фиксированием экспериментатором.
Рисуночный тест С. Розенцвейга состоит из 24 рисунков, на каждом из которых изображены два или три разговаривающих человека. То, что говорит один из них, написано в квадратике слева, задача испытуемого – представить ответ другого человека и записать его. Содержание рисунков включает ситуации, которые более или менее часто встречаются в реальной жизни. В тесте два типа ситуаций: Тип 1: cитуации, в которой причиной фрустрации является реальное препятствие, преграда, помеха. Персонажи или предмет останавливают, сбивают с толку. Представлено 16 ситуаций такого типа, например: шофер извиняется перед пешеходом, которого обрызгал грязью; человек, отвозивший своего друга на вокзал на машине, извиняется за опоздание, вызванное аварией, и т.п. (рис. 1, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24). Тип 2: cитуации, где объектом обвинения служит субъект: его самого призывают к ответственности или обвиняют другие лица. Таких ситуаций 8, например: хозяйка выражает неудовольствие гостю, который только что разбил вазу; женщина обвиняет мужчину, стоящего около двери, в том, что он потерял ключи, и т.п. (рис. 2,5,7,10,16,17,19,21). Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемыми теста с целью выявления непосредственной реакции, характерной для индивида. Среднее время выполнения теста 25 мин. Шаг 1. Инструкция В тестовом материале имеется 24 рисунка, на каждом из которых нарисованы два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Напишите самый первый ответ, который приходит Вам на ум, в бланке протокола под соответствующем номером. Постарайтесь работать как можно быстрее.
Протокол исследования
Тестовый материал
Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов Ответы, занесенные в протокол анализируются по двум параметрам: по направлению и по типу реакции. По направлению ответ испытуемого рассматривается как реакция: * экстрапунитивная (Е), если ответ содержит обвинение, упреки, порицания, враждебность или агрессивность в отношении другого человека или объекта; * интропунитивная (I), если в ответе испытуемого присутствуют чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя; * импунитивная (М), если в ответе отсутствует обвинение в чей-либо адрес, происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное. По типу реакции ответ может быть с фиксацией: * на препятствие (O – D), если в ответе подчеркивается наличие препятствия, помехи или другие фрустраторы; * на самозащиту (E – D), если ответ выражает активность субъекта в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека; * на удовлетворение потребностей (N – P), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и реакция принимает форму либо просьбы о помощи, либо требования к какому-либо лицу принять на себя обязанность разрешить ситуацию, а также, если человек рассчитывает, что время или нормальный ход событий сами по себе разрешат ситуацию. Учитывая, что реакция человека на одну и ту же ситуацию может быть различной, например экстрапунитивная реакция по направлению может быть с фиксацией на препятствие, на самозащиту или на удовлетворение потребностей, вводятся дополнительные оценочные факторы. Предлагается 9 основных и 2 дополнительных фактора, которые позволят более точно проанализировать и обработать ответ испытуемых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|