Предложенные С. Розенцвейгом
По совпадению ответов испытуемого со стандартными ответами можно определить индивидуальный коэффициент групповой адаптированности (КГА) – конформности, для чего за 100% принимается 12 стандартных ответов. Испытуемый подсчитывает количество совпадений своих ответов со стандартными и переводит в проценты. Если совпадают 4 ответа, то КГА – 33,3 %, 6 ответов – 50 % и т.д. Коэффициент групповой адаптированности не является абсолютным показателем фрустрированности. По нему мы судим, с одной стороны, о коммуникативных характеристиках личности, которые основываются на некоторых эмоциональных навыках, с другой – о шаблонности ответов. Фрустрированность человека, степень выраженности фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Часто повторяющееся состояние фрустрации может закрепить в личности человека некоторые агрессивные черты: враждебность, завистливость, озлобленность – у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс неполноценности», безынициативность, безразличие – у других. Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия. Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то формируется невроз. Описывая фрустрацию, многие авторы наибольшее внимание уделяют ее негативному влиянию на психику, сознание человека. Однако это не совсем верно, поскольку фрустрация играет в поведении многих людей и определенную конструктивную роль, способствуя достижению поставленной цели. Благодаря ее воздействию на психику субъекта в мотивационной сфере его личности нередко доминирующее значение приобретают мотивы достижения, усиливается привлекательность поставленной цели.
Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в виде следующих особенностей его поведения. Прежде всего, происходит интенсификация усилий на пути достижения поставленной цели (чем сложнее возникающие препятствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов человека для их преодоления). Однако, не всегда интенсификация усилий завершается преодолением препятствий, и человек, находясь в состоянии фрустрации, вынужден пересматривать тактику своего поведения. В подобных случаях происходит своеобразная замена средств достижения цели и производится анализ предыдущих действий, направленных на ее достижение, переоценка всей ситуации с одновременным поиском обходных путей и с последующим выходом из состояния фрустрации. И, наконец, может производиться замена цели (поиск альтернативной цели, частично удовлетворяющей потребности и желания). Это возможно только путем достижения компромисса. Поэтому изначальное напряжение, обусловленное фрустрацией, может оставаться неразрешенным, особенно тогда, когда субъект сохраняет свой прежний завышенный уровень притязаний, не считаясь со своими возможностями и обстановкой, в которой он оказался. Если все перечисленное ранее: интенсификация усилий, замена средств достижения поставленной цели и даже замена самой цели – не приводит к успеху и состояние фрустрации остается, субъект должен (безусловно, это возможно лишь при развитом интеллекте, устойчивой нервной системе) переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечивающий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния фрустрации.
При достаточно низком уровне сопротивляемости к фрустрации, что зависит от величины эмоционального напряжения, психологических особенностей индивида и типа ситуации, может проявиться ее характерное деструктивное воздействие на личность. Деструктивное воздействие фрустрации проявляется в нарушениях точной координации усилий, направленных на достижение цели; в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией. В подобного рода конфликтных ситуациях типичными эмоциональными реакциями на воздействие фрустраторов являются: * агрессия, в том числе в виде «замещающих действий»,направленных на совершенно посторонние объекты (так называемая реакция замещения); * депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, что может перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий. Вопросы 1. Что такое «фрустрация» и какие она имеет характерные особенности? 2. Как влияет эмоциональное состояние фрустрации на поведение и деятельность человека? 3. Каким образом можно измерить уровень выраженности реакций фрустрации человека? 4. Что можно порекомендовать лицам с ярко выраженными показателями реакций фрустрации? Рекомендуемая литература Василюк В. Ф. Психология переживания. М., 1989. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999. Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1993. Романов В.В. Юридическая психология. М., 1998. Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций // Иностр. психология. 1994. № 2 (4).
Тема 11. ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуально-психологических особенностей личности. 2. Исследование типов темперамента.
Понятие темперамента
Основные понятия и положения представлены в разделе 1, теме 14 данного учебного пособия. Для выполнения практического занятия рекомендуем внимательно ознакомиться с теоретическим материалом по теме «Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности» с целью успешного выполнения практической работы по исследованию свойств внимания. Методика исследования типов темперамента Шаг 1. Инструкция Отметьте знаком «+» в протоколе исследования те качества, приведенные в тексте методики, которые для Вас обычны, повседневны.
Текст методики
Протокол исследования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|