Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегий поведения в конфликтной ситуации




Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений в области психологии

конфликта.

2. Исследование индивидуальных стратегий поведения

личности в конфликтной ситуации.

 

План Конфликт: основные понятия и положения Методика исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации Рекомендации по управлению конфликтом

Конфликт: основные понятия и положения

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, сопровождающееся негативными эмоциональными состояниями[88].

Существуют различные определения конфликта, и все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит противоречие между двумя или бо­лее сторонами (лицами или группами). Любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. активное столкновение тенденций, оценок, принципов, мне­ний, идей, характеров, эталонов поведения и т.д. Тем не менее, отсутствие согла­сия не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, утверждать защищаемую идею, выявлять больше альтернатив при принятии решения – именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Правильно организованное конфликтное взаимодействие – это верный, хотя и нелегкий путь к согла­сию.

Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе и при осуществлении профессиональной деятельности. Организация и содержание деятельности определяют специфику кон­флик­та. Имеют свои характерные особенности и педагогические конфликты. В литературерассматриваются следующие потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:

* конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с выполне­нием учебных заданий, успеваемостью, внеучебной деятельностью;

* конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях, а также вне учебного заведения;

* конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей при общении в процессе педаго­гической деятельности.

В зависимости от количества участников конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые.

Конфликт внутриличностный. Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей т.д. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов.

Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный вид конфликта. В основе конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса в различных вариантах: преподаватель – студент, студент – студент, преподаватель – преподаватель и т.д.

Конфликт между личностью и группой. Отступление члена группы от установленных группой норм поведения и общения может привести к конфликту. Один из распространенных конфликтов этого типа – конфликт между студенческой группой и преподавателем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле педагогического общения.

Конфликтное взаимодействие может иметь как негативные, так и позитивные последствия разрешения. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Чтобы направить конфликты в конструктивные русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.

Методика исследования

Стратегий поведения в конфликтной ситуации

Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации проводится по методике, разработанной американскими психологами К. Томасом и Р. Килменом (адаптирована Н.В. Гришиной), которые выделяют пять стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

 

Шаг 1. Инструкция

Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны и каждый может высказать свое мнение.

Имеются два варианта утверждений (А, В), из которых Вам необходимо выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. В протоколе исследования поставьте крестик для каждого номера утверждения по одному из двух его вариантов – А или Б.

 

Протокол исследования

Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ Ответ
А Б А Б А Б А Б А Б А Б
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

Текст методики

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответс­твенность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить де­ло с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я стараюсь не задеть чувств другого человека

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добить­ся своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить суть всех зат­ронутых интересов и спорных вопросов.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разног­ласий.

В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11 А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все зат­ронутые вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженнос­ти.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность нас­тоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом, я стараюсь ясно определить суть всех затронутых интересов и спорных вопросов.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к друго­му.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей по­зицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свою позицию.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответс­твенность при решении спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пой­ти ему навстречу.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А. Я обычно предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда стремлюсь, удовлетворить интересы каждо­го из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать спо­ры.

В. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих раз­ногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы сов­местно могли добиться успеха.

Шаг 2.Обработка результатов

После заполнения протокола исследования производится суммарный подсчет баллов, совпавших с ключом. При этом, например, если испытуемый в первой паре утверждений выбрал утверждение А (1А), то ему присваивается один балл по стилю «Избегание» (первая строка в протоколе исследования). Аналогичным образом присваиваются баллы и по оставшимся 29 парам утверждений. Общее количество баллов по каждой стратегии поведения записывается в строке «Итого» ключа. Стратегия поведения, набравшая максимальное количество баллов, является характерной, доминирующей стратегией поведения в конфликте.

Ключ

  Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
        А В
    В А    
  А       В
      А   В
    А   В  
  В     А  
      В А  
  А В      
  В     А  
  А   В    
    А     В
      В А  
  В   А    
  В А      
        В А
  В       А
  А     В  
      В   А
    А   В  
    А В    
    В     А
  В   А    
    A   В  
      В   А
  А       В
    В А    
        А В
  А В      
      А В  
    В     А
Итого: = = = = =
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...