XXII. IV. Воскрешение мертвых
Мы уже не раз в этой книге перечисляли задачи, которые входили в миссию Иисуса: показать характер Создателя, примирить людей с Богом, помочь им избавиться от греха. А самой главной Его целью было отдать Свою жизнь вместо многих людей, чтобы дать им после воскрешения вечную жизнь без второй смерти: «Сын Человеческий... пришел... чтобы... отдать душу (жизнь. — Прим. авт.) Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). «Ныне... видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который... был унижен.., дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр. 2:8,9, см. также Мф. 20:28, Ин. 12:27). Тема предстоящего воскрешения людей из мертвых является лейтмотивом всего Нового Завета. Согласны с этим большинство популярных христианских конфессий. Например, в программе «Слово пастыря» на 1 канале российского телевидения 19 апреля 2008 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи тогда еще метрополитом Калининградским, назвал весть о воскрешении «центром всей миссии Христа Спасителя». Все четыре Евангелия и послания апостолов просто пронизаны вестью о предстоящем воскрешении людей. О воскрешении в Новом Завете говорится около 150 (!) раз, а словосочетание вечная жизнь употребляется около 50 (!) раз. Текстов о воскрешении и последующей жизни вечной так много, что не возможно, да и нет смысла их все цитировать в рамках этой книги. Далее, размышляя о смерти, аде, рае и собственно воскрешении, мы будем приводить некоторые из этих стихов. Очень важно понять, что весть о воскрешении была не нова для иудеев, так как ветхозаветное Писание не раз говорило о пробуждении людей после смерти: «Спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. Иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12:1,2,13).
«Человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14:12). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19). «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» (Иез. 37:5,6, см. также Иов. 42:18, Иез. 37:12). Многие иудеи, современники Иисуса, хорошо знали вышеуказанные тексты Писания. Поэтому они еще до благовестия Иисуса и апостолов ждали предстоящее воскрешение. Это явственно следует из диалога Иисуса и Марфы и некоторых других текстов Нового Завета: «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:23,24, см. также Деян. 23:6-8). Из данного стиха хорошо видно то, о чем мы уже говорили в предыдущих главах: воскрешение — это не переход человека после смерти в рай, а его пробуждение из могилы в последний день истории Земли. Об этом прямо возвещал Иисус: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). «Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:25,28,29).
Еще раз обращаем ваше внимание, дорогой читатель, что Библия говорит о второй бессмертной жизни человека только по отношению к тем людям, которым предстоит воскреснуть для жизни вечной, а другие люди после воскрешения по решению справедливого Суда будут уничтожены, то есть преданы второй смерти: «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:11). «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр. 20:12,15,14). Также акцентируем ваше внимание на том, что в вечной жизни человек будет не в виде эфемерной субстанции, а в теле. То есть при Втором Пришествие Иисуса Христа состоится процесс, схожий с начальным актом творения и людям будут даны новые нетленные тела: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:52,53). «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3:20,21). «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:13-17, см. также Рим. 8:11, 2 Тим. 1:10). Я думаю, с вознаграждением все понятно: достойные люди получат жизнь вечную в новом нетленном теле. А что из себя будет представлять погибель остальных? Иисус не раз предупреждал о неминуемом наказании грешников в геенне огненной.
XXII. V. ГЕЕННА ОГНЕННАЯ Вот мы и подошли к слову геенна, о котором упомянули в начале раздела. Сегодня у большинства христиан, впрочем, как и у людей некоторых других вероисповеданий, этот термин ассоциируется с посмертным вечным мучением грешников в аду. Однако в Библии никакой связи между словами ад и геенна нет. Адом (преисподней), напомним, именуется могила, а геенна (греч. geenna *) обозначает огонь, в котором будут сожжены воскрешенные грешники после Второго Пришествия Христа. В Ветхом и Новом Заветах неоднократно говорится об уничтожении после Великого Суда греха и грешников на земле огнем: «Будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» (Ис. 33:12,14). «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (Мал. 4:1,3). «Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой» (Пс. 49:3,4). «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше... И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис. 66:22,24, см. также Ис. 30:33, Ис. 34:8-10, Ис. 38:16-23, Наум. 1:9,10, 2 Пет. 3:7,10, Пс. 10:6, Пс. 36:20, Евр. 6:8, 2 Фес. 1:6-10, 1 Кор. 3:13). Не об аде, а именно о Великом Суде не раз говорил Иисус, рисуя людям картину гибели грешников в геенне огненной. Чтобы у вас не осталось сомнения, повнимательнее посмотрите на слова Христа: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9:47,48).
«Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3:17, см. также Лк. 17:28-30, Мф. 5:22,29,30, Мф. 10:28, Мф. 13:29,30,40-43, Мф. 23:33). В первом случае, рассказывая о геенне, Иисус цитировал текст Писания Ис. 66:24 о конце современной Земли (см. выше), а во втором сравнивал с соломой людей, которых уничтожает огонь в картине Великого Суда в Мал. 4:1 (см. выше). Также можно увидеть сходство в описании Иисусом дня Его Второго Пришествия в Лк. 17:29 и изображении в Откр. 20:10,15 картины истребления в конце света грешников: в обоих случаях мы видим огонь и серу: «В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:29,30). «Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:10,12,15). Наверное, дорогой читатель, у вас созрело как минимум два вопроса: 1. Откуда появилось слово геенна? 2. Как получилось, что понятия ад и геенна объединились? Понятие геенна на страницах Библии впервые употребил Иисус для описания предреченного Богом уничтожения грешников огнем. Видимо, в то время этот термин устойчиво вошел в оборот, так как слушающий Его народ не выразил ни малейшего непонимания предупреждениям Христа. Историю слова геенна проследить несложно. Термин геенна происходит от названия долины сынов Енномовых (по-еврейски Ге-Хинном). Она располагалась с южной стороны Иерусалима (см. Нав. 15:8, Нав. 18:16) и описывалась в Библии как долина убиения (см. Иер. 7:32, Иер. 19:6). При царях Ахазе и Манассии здесь был Тофет — место, где сжигались в жертву языческому божеству Молоху дети (см. 2 Пар. 28:3, 2 Пар. 33:6, Иер. 7:31, Иер. 19:5,6, Иер. 32:35, Пс. 105:37-38). Иудейский царь Иосия, уничтожая идолопоклонство, осквернил это место (см. 4 Цар. 23:10), сделал его свалкой, где по народному поверию всегда горел огонь, в котором, дабы не хоронить, сжигались тела мертвых разбойников и богоотступников. С такой теорией образования слова геенна согласны большинство богословов и историков. Как мы видим, долина Ге-Хинном является вполне подходящей картиной для изображения места уничтожения грешников, где червь их не умирает и огонь не угасает (см. выше Мк. 9:48, Ис. 66:24). Именно поэтому название долины стало нарицательным термином «геенна», символизирующим Последний Суд. Разобравшись в значении слова геенна, можно понять важность предупреждения Иисуса:
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Здесь мы вновь видим гибель души грешника (жизни, личности человека) в геенне вместе с телом, а не мучение там духа отдельно от тела. Однако спустя века после Христа слова геенна и ад приобрели совсем иные значения. Церковь посчитала, что там и там в огне страдают души грешных людей сразу после смерти. Такое заблуждение произошло по понятным причинам. Мы уже не раз говорили, что христиане вполне осознанно старались отделиться от иудаизма. Соответственно, значение ветхозаветного Писания постепенно умалялось и, как следствие, христиане его исследовали не так глубоко, как следовало бы. К сожалению, и Новый Завет изучался довольно поверхностно. Вместо этого в церковь вместе с полуобращенными язычниками, потянувшимися в популярную религию за экономическими, социальными и политическими привилегиями, а впоследствии и с массово насильно «крещеными» языческими народами проникали и их верования в загробную жизнь. Так несколько факторов — плохое знание ветхозаветного Писания, недостаточный анализ Нового Завета, влияние языческих верований, плюс все более смелое введение в жизнь церкви новых доктрин — привели к неверному толкованию учения Библии о смерти, аде и рае. Итак, геенна — это не ад. В Библии геенна обозначает огонь, в котором после Второго Пришествия Христа будут истреблены люди, не записанные в книгу жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|