XX. Посты и праздники: библейский взгляд и современная практика
Затронув тему Пасхи, давайте теперь остановимся более подробно на праздничном календаре исторически распространенных церквей. Сегодня православие и католицизм изобилуют праздниками. Чуть ли не каждый день является памятным, а каждый месяц года содержит особо почитаемые даты. Доверчивые прихожане чувствуют радостный восторг от святости этих дней. А чтобы больше угодить Богу, оцерковленные верующие стараются соблюдать посты, приуроченные к некоторым особо святым праздникам. К сожалению, большинству христиан этих конфессий неизвестно, что все церковные даты лишь придуманы людьми. В одних случаях дни праздников просто назначались, так как из Библии невозможно было определить дату значимых для многих христиан событий, а иных документальных свидетельств не имелось. В других — переносились, как в упомянутом выше случае с Пасхой. Так, день рождения Христа, как было отмечено в предыдущей главе, был установлен на языческий День Непобедимого Солнца 25 декабря (православие отмечает 7 января по старому стилю). Впоследствии к этой дате были привязаны многие праздничные дни: Обрезание — на 8 день после Рождества (католицизм — 1 января, православие — 14 января), Сретение Господне (принесение Иисуса в храм) — на 40-й день после Рождества (кат. — 2 февраля, прав. — 15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (зачатие Христа) — за 9 месяцев до Рождества (кат. — 25 марта, прав. — 7 апреля), Рождество Иоанна Крестителя — за 6 месяцев до Рождества Христа (кат. — 24 июня, прав. — 7 июля). Некоторые даты были привязаны к назначенному дню Пасхи: Великий пост — 40 дней до Пасхи, Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхальным, Великая Пятница — пятница перед Пасхой, Вознесение Господне — в 40-й день после Пасхи, День Святой Троицы (сошествие на учеников Духа Святого) — в 50-й день после Пасхи. При этом, напомним, смысл самой Пасхи был изменен, а дата стала определяться не по лунно-солнечному календарю иудеев, а по солнечным — юлианскому, новоюлианскому и григорианскому.
А назначение остальных праздничных дат основывалось просто на церковных преданиях — легендах, не имеющих документальных подтверждений описываемых в них событий, возникших в церкви спустя столетия после апостольского времени: Крещение Господне (кат. — 6 января, прав. — 19 января), Успение матери Богородицы (кат. — 25 июля, прав. — 7 августа), Преображение Господне (кат. — 6 августа, прав. — 19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (кат. — 15 августа, прав. — 28 августа), Усекновение главы Иоанна Предтечи (кат. — 29 августа, прав. — 11 сентября), Рождество Пресвятой Богородицы (кат. — 8 сентября, прав. — 21 сентября) и др. Но главная проблема не в том, что праздники не соответствуют дням, в которые на самом деле происходили вспоминаемые события. К сожалению, много дат, как мы писали в главе «Как возник культ святых», назначалось на языческие праздники, для того чтобы новой религии было легче наложиться на национальную культуру обращаемой в христианство страны. Например, на Руси языческий праздник Купалье «совпал» с днем рождения Иоанна Крестителя (после чего возник симбиоз названий в общем празднике «Иван Купала»), прощание с зимой Комоедицы-Масленица стала Сырной седьмицей, праздник провода русалок Русалии приурочили к Троице, языческие Святки стали православными, Яблочный спас — Преображением Господним и т. д. С одной стороны, понятно желание церкви быть ближе к пастве. С другой, такое слияние народных языческих обычаев с монотеистической религией — верой в Бога Израилева (Отца, Сына и Духа), никак не помогло, а только помешало простым верующими вникнуть в суть истинного христианства. Задумайтесь, как можно осознать жертву Христа за всех людей через сжигание чучела Зимы на Масленицу или народные гулянья и гадания на Святки? Ведь некоторые языческие обычаи до сих пор соблюдают значительная часть христиан.
Кроме того, некоторые установленные церковью праздники мешают правильно понять историческую картину служения Иисуса. Так, например, «Вход Господа в Иерусалим», называемый на Руси «Вербное воскресенье», без подробного комментария, который далеко не всегда можно услышать от церкви, может сбить с толку любого верующего, не знакомого с историей христианства. Вот как эта история описана в Евангелии: «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:8,9). На первый взгляд, картина выглядит, как прославление Иисуса, что сегодня и делают верующие на Вербное воскресенье, как бы вторя тем Израильтянам. Однако это не так. Евреи встречали не библейского Иисуса Христа. Иудеи неправильно понимали миссию христа (помазанника, мессии), который был предсказан в Писании. Израильтяне верили, что христос избавит их от римского ига (см. Лк. 24:21) и снова сделает Израиль свободным, процветающим государством. Поэтому, встречая Иисуса, они радовались и надеялись, что этот еврей из колена Иудина, сотворивший в народе так много чудес, въезжающий в Иерусалим на ослице, исполняя пророчество о христе (Зах. 9:9), вскоре организует восстание и поведет за собой народ против языческих правителей, «оккупировавших» Иудею. Но Иисус Христос, исполняя Писание, сошел на Землю не для решения проблем Израильского государства, а для спасения всего мира — избавления и искупления людей от греха и явления им истинного характера Бога. Поэтому, вопреки ожиданию толпы, Иисус не поднял Израильтян против Рима, а выгнал из храма менял и торгоцев, продолжив затем вновь учить людей любви и прощению. Именно поэтому буквально через пять дней эти же люди, что встречали Иисуса при входе в Иерусалим возгласами: «Осанна», в один голос закричали: «Распни Его» (Мк. 15:13,14).
К сожалению, государственные церкви не ограничились установлением новых праздников. Они предписывают в назначенные ими дни совершать посты. В восточной и западной церквях даты постов и порядок их соблюдения различны. Католики в пост должны ограничить объем пищи и количество ее приемов (три раза в день — один полный и два перекуса) и в ряде случаев воздержаться от употребления мяса. Православная церковь предписывает в пост в определенные дни не принимать пищу в светлое время суток, придерживаться определенной диеты в отношении мяса, рыбы, масла, молока, яиц, отказываться от супружеских отношений и выполнять другие рекомендации. Причем за ослушание гласу церкви предусмотрены очень серьезные наказания. Так, например, как мы уже писали в главе «Решения соборов», согласно требованию 56-го правила VI Вселенского Трулльского собора 691—692 гг. (это правило до сих пор не отменено в православии, хоть и не применяется на практике), за употребление в Великий пост (перед Пасхой) сыра, яичка или мяса следует отлучение прихожанина от церкви: «Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается... от всякаго заклаемаго (мяса. — Прим. авт.), такожде от яиц и сыра, которыя суть плод и произведения того, от чего воздерживаемся. Если же сего не будут соблюдать: то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены». Между тем пост, как отказ по определенным дням от мяса или молочных продуктов, Писанием никогда не устанавливался. В Библии вообще не имеется указаний на привязку постов к календарным датам. Исключение составляет Пасха, перед которой верующие должны были избавляться от всего квасного в доме. Однако данное требование Господа было глубоко символично, ведь Пасха означала обновление, избавление людей от прошлой жизни — египетского рабства, уз греха, представляющих собой старую закваску: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7,8, см. также Исх. 12:15,19, Исх. 13:3,7, Втор. 16:3,4).
Посты описаны в Ветхом Завете как отказ от пищи, а не соблюдение диеты. Их на себя накладывали сами верующие, когда хотели показать смирение перед Господом, прося Его о чем-то: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего» (Ездр. 8:21). «И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?» (2 Цар. 12:21, см. также 2 Цар. 12:16-20, 2 Пар. 20:3, Иоил. 1:14, Иоил. 2:12, Есф. 4:3, Ион. 3:5). Из Нового Завета видно, что во времена Христа иудеи, а затем и христиане продолжали поститься и эти посты соответствовали ветхозаветному учению: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:1-3). «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13:2,3, см. также 1 Кор. 7:5, Мк. 9:29, Мф. 6:16-18, Деян. 14:23, Деян. 27:33-36). Писание показывает нам, что иудейское духовенство в ветхозаветное время тоже не всегда правильно понимало значение поста. До сего дня иудеи по предписанию Талмуда (комментария мудрецов на Писание) в Йом Киппур (День Искупления) соблюдают строгий пост, не притрагиваясь не только к пище, но и к воде. Хотя Бог в Своем Слове требовал в этот день смирения, не накладывая ограничения на еду: «И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца (по лунно-солнечному календарю. В григорианском календаре выпадает на сентябрь, октябрь. — Прим. авт.) смиряйте души ваши» (Лев. 16:29). То есть духовные учителя (фарисеи и книжники) того времени, установив на Йом Киппур пост, тем самым прибавили к Слову Божьему свои ограничения, видимо, желая добиться от народа более полного смирения душ. Из книги Деяний видно, что во времена апостолов пост в Йом Киппур был хорошо известен в Иудее: «Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел» (Деян. 27:9). Возможно, именно этот пост, а также подобные обременения, которые духовные учителя Израиля возлагали на людей, Бог обличил через Свое Слово: «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:3,5-7).
Апостолы предсказывали, что в будущем появятся учителя, которые вопреки и сверх Священного Писания введут ограничения на еду: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям.., через лицемерие лжесловесников,... запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил... Ибо всякое творение Божие... не предосудительно, если освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:1-5). Как уже было отмечено, кроме установления поста в виде диеты, современная православная церковь настоятельно рекомендует своим прихожанам в те же дни соблюдать супружеское воздержание. Библейское подтверждение своего учения православные богословы видят в следующем тексте Священного Писания: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5). Действительно, здесь речь идет о посте. Однако, где в приведенном отрывке Нового Завета даны наставления соблюдать установленные церковью праздники и посты, во время которых к тому же нужно воздерживаться от супружеских отношений? Тут их нет. На самом деле в таком толковании данного стиха богословами мы видим подстраивание библейских текстов под установленные церковью обычаи. Но ведь должно быть с точностью до наоборот — христиане призваны исследовать Слово Божие и воплощать Его в своей жизни. Внимательно прочитав указанный текст, несложно заметить, что Павел здесь говорит не о воздержании, а, напротив, о необходимости исполнения супружеских обязанностей. В предыдущем стихе апостол объясняет, что, вступив в брак, человек не имеет права на эгоизм, ведь теперь его тело принадлежит не только ему, но и второму супругу: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:4). Отказаться от выполнения перед второй половиной супружеского долга стороны вправе лишь по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве. Как мы видим, здесь нет и речи об установлении календарных дней для упражнения супругов в посте. Наоборот, из текста явственно следует, что дни поста в семье устанавливаются по обоюдному согласию, когда есть желание, необходимость или настрой на упражнение в посте и молитве. О необходимости свободного установления для себя ограничений только по «согласованию» их с Господом апостол Павел говорил и в Послании к Римлянам: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба?... Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим. 14:3-6). А в Послании к Колоссянам Павел предупреждал о бессмысленности следовать за человеческими учениями, призывающими заниматься изнурением тела и пренебрежением плотью: «Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»... по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:20-23).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|