Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XXI. Монастыри: история появления




Затронув тему ограничений, давайте далее поразмышляем о монашестве и монастырях. Сегодня многие христиане считают особо добродетельными тех верующих, кто сам себя отлучил от мира. Однако Библия никогда и никого не заставляла уходить в монастыри. Бог создал людей не для монашеской жизни в закрытой келье, а для любви и радости в браке:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:27,28, см. также Быт. 9:1).

Иисус продолжал учение Отца о семье:

«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:6-9).

Добровольное безбрачие сегодня многие основывают на фразе Христа:

«Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).

Однако здесь Иисус не призывал ни оскоплять себя физически, ни оставлять свои семьи. Перед этим высказыванием Христос говорил о запрете развода без причины прелюбодеяния: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние... тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф. 19:9, Мф. 5:32, см. также Мк. 10:11,12). На что ученики сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10). То есть: если нельзя разводиться, то лучше и не жениться. Именно на это замечание учеников, Христос изрек вышеприведенную фразу (Мф. 19:12), чем пояснил, что действительно, человек может не жениться, посвятив всю жизнь Богу, но перед принятием такого решения нужно очень хорошо подумать. Поэтому Иисус закончил Свое обращение словами: «Кто может вместить, да вместит».

Дорогой читатель, я еще раз прошу вас обратить внимание, что в приведенном разговоре учеников с Иисусом речь идет об изначальном добровольном отказе от брака, а не о разводе и уходе из семьи на служение к Богу. Хотя именно так многие понимают данное высказывание Христа, подтверждая его другой репликой Иисуса:

«Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18:29,30, см. также Мф. 19:29).

Руководствуясь этим призывом, некоторые верующие бросают семьи, даже жену с малолетними детьми, и уходят в монастырь. Хотя Христос здесь говорил совсем о другом. Иисус обращал внимание верующих на важность правильного расставления приоритетов в жизни каждого человека: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Поставив Бога на первое место, человек порой должен поступиться мнением своей родни. В итоге данный шаг приведет к благу «и... все приложится вам» (Мф. 6:33). Эту же мысль Христос выражал другими словами:

«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12:51-53, см. также Мф. 10:34-36).

Действительно, на пути некоторых людей, начинающих искать Бога, могут встать их близкие. Именно родня зачастую оказывает огромное влияние на выбор людьми их жизненного кредо. Вот тогда человеку приходится принимать решение: послушаться родных и отречься от Господа, или встать на путь Создателя, иногда претерпевая в дальнейшем определенное разделение в семье. Но и тогда верующий не должен прекращать заботиться о своих близких, иначе он перестанет быть христианином. Об этом однозначно говорил апостол Павел:

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Между тем исторически распространенные церкви начали сами регулировать вопросы о браке. В католичестве установлен так называемый целибат — положение, запрещающее священникам и епископам быть в браке. В православной церкви принят целибат только в отношении епископов. Что касается мирян, то церкви в основном венчают только тех молодоженов, кто принял их веру. При этом православная церковь имеет право даже разрывать семейную жизнь своего прихожанина с иноверцем, несмотря на запрет Иисуса, который единственным основанием инициативы для развода назвал прелюбодеяние (см. выше Мф. 19:9, Мф. 5:32, Мк. 10:11,12). Согласно 72-му правилу VI Вселенского (православного) Трулльского собора 691—692 гг., церковь имеет право «расторгать сожитие», если оцерквленный христианин вступил в брак с еретиком (человеком, исповедующим другие взгляды, даже если он христианин, но следует ошибочному, с точки зрения православия, учению):

«Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен».

12-е и 42-е правила того же собора принуждают клирика, принимающего сан епископа, отказаться от жизни с женой. В этом случае супруга должна удалиться в монастырь подальше от места служения ее мужа:

«Некоторые из... боголюбезнейших предстоятелей (епископов. — Прим. авт.), и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим... да не будет отныне ничего таковаго... Аще же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен».

«Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный».

А теперь давайте посмотрим, что Библия говорит о семейной жизни верующих людей с неверующими и епископов:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12-14, см. также 1 Пет. 3:1,2).

«Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:2-5, см. также Тит. 1:5-9).

Павел утверждал, что апостолы свободны иметь жен, поэтому большинство из них имели семьи:

«Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа (Петр. — Прим. авт.)?» (1 Кор. 9:1,4,5).

Хотя лично Павел выбрал жизнь «скопца», то есть отказался от брака (был безбрачным изначально либо стал вдовцом — доподлинно неизвестно), но христиан он не принуждал следовать его примеру:

«Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7:1,2,6-11).

Павел в собственном безбрачии видел положительные моменты для служения Творцу. Однако апостол понимал, что у каждого свое дарование от Бога (см. также 1 Кор. 7:17), и поэтому призывал братьев во избежание блуда лучше вступать в брак. То есть апостол говорил о сугубо добровольном выборе человека (см. 1 Кор. 7:37). Лишь безбрачным и вдовам Павел советовал остаться, как он. Но и в этом случае, таков был лишь его совет, а не повеление. Повелевал же он от имени Господа жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей. Под вдовами, которые могут посвятить всю свою жизнь Богу, апостол подразумевал одиноких женщин старше 60 лет (см. 1 Тим. 5:9), а молодым вдовам Павел советовал вновь жениться:

«Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом» (1 Тим. 5:14).

Сегодня же церковь лишила своих служителей права выбора. Как мы увидели, в католичестве нельзя женатому человеку быть священником, православный священник не может стать епископом, если не оставит жену. А 6-е правило того же VI Вселенского Трулльского собора запрещает православному клирику жениться после рукоположения. То есть, если молодой православный служитель хочет иметь семью, значит, он должен успеть найти супругу, пока учится в семинарии:

«Из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступать в брак. отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер, не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступать в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинить, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир, восхочет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие, прежде положения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера».

Таким образом, в исторически распространенных конфессиях имеет место ситуация, когда многих священников церковные правила заставляют, во-первых, нарушать заповедь Господа о запрете развода, во-вторых, становиться «скопцами», то есть быть «святее» епископов и пресвитеров первоапостольской церкви и даже апостолов, которые имели жен (см. выше 1 Тим. 3:2-5, Тит. 1:5-9, 1 Кор. 9:5).

Стоит отметить, что апостол Павел предупреждал, что в будущем появятся учителя, которые введут запреты на вступление в брак:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям.., через лицемерие лжесловесников, запрещающих вступать в брак» (1 Тим. 4:1-3).

Не только безбрачие, но и в целом отстранение от мира не соответствует учению Библии. Иисус призывал христиан быть светилами в мире:

«Идите, научите все народы» (Мф. 28:19).

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16, см. также Лк. 8:16, Лк. 11:33).

Об этом же говорил апостол Петр:

«Возлюбленные! прошу вас... удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они... увидя добрые дела ваши, прославили Бога» (1 Пет. 2:11,12).

О том же возвещал апостол Павел:

«Итак, возлюбленные мои... со страхом и трепетом совершайте свое спасение... чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп. 2:12,15, см. также Тит. 2:7,8,10).

А в Послании к Коринфянам апостол Павел рассуждал о том, что христианам суждено жить среди язычников и общаться с ними, однако при этом церковь должна бороться за внутреннюю чистоту, не сообщаясь с закостенелыми в грехах лжебратьями и даже извергая их из общин:

«Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:9-11).

Давайте подведем итог двум последним главам. Самоограничения не являются сами по себе добродетелью. Богу угодно не самобичевание, не аскетизм (см. Кол. 2:23), не самоотстранение человека от всего мирского, а лишь если эти самоограничения добровольны, осознанны, являются тренировкой стойкости характера (см. 1 Кор. 7:5), не несут вред организму (см. 1 Тим. 5:23) и неудобство другим людям (см. Флп. 2:4), но главное, сопряжены с активным несением Евангелия (см. Мф. 28:19).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...