Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия и категории «массовой информации»




ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ «МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Существует несколько мнений относительно времени возникновения журналистики. Одни исследователи считают, что она возникла в XVI – XVII веках как следствие изобретения в середине XV века Иоганном Гутенбергом и дальнейшего распространения книгопечатания. Другие ученые склоняются к мнению о появлении журналистики вместе со становлением государства, возводя, таким образом, историю журналистики к эпохе Древнего Рима или даже Древнего Китая. Чтобы лучше понять историю журналистики, необходимо, в первую очередь, обратиться к основным связанным с нею понятиям, таким как «информация», «коммуникация», «журналистика», «публицистика», «пропаганда», и проследить их эволюцию. Если информация – это сведения, факты о ком-либо, о чем-либо, то коммуникация – направленное сообщение чего-либо (например, информации), общение. Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытно-общинном обществе, за многие столетия и даже тысячелетия до появления письменности. Например, вождь племени, криком созывая мужчин на охоту, совершал тем самым акт коммуникации.

Массовая коммуникация – направленное сообщение, адресованное большой группе людей. Примером массовой коммуникации могут служить: публичное выступление, лекция, показ кинофильма или спектакля в театре, художественная выставка и много другое. Исторически сложившимися формами массовой коммуникации являются литература, искусство, кино, компьютерная сеть Интернет и др. Все они на своем специфическом языке – словами или образами – несут человеку информацию, которая помогает ему ориентироваться в окружающем мире, в политических, экономических и других процессах, происходящих в мире, государстве, городе. Они формируют его мировоззрение, влияют на него.

Журналистика является одной из форм массовой коммуникации. Журналистикой называется общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению информации через средства массовой информации (СМИ). Важнейшими чертами журналистской информации, отличающими ее от других форм массовой коммуникации, являются: значимость, небанальность, доступность и тиражность. Данная информация отвечает на 6 вопросов: что, когда, где, как, кто и почему. Журналистская информация должна восприниматься аудиторией как достоверная, понятная, важная. Однако есть еще одна форма массовой коммуникации, отвечающая тем же критериям, что и журналистика, – это публицистика. Публицистика отличается от журналистики целенаправленностью информации. Публицистическое произведение посвящено актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества, и цель его состоит не в простом информировании масс, а в наставлении общества. Публицистика формирует и направляет общественное мнение, влияет на деятельность государственных и социальных институтов, служит способом организации и передачи социальной информации. Она появляется в тех обществах, в которых уже возникает гражданская позиция. Публицистика возникает вместе с публикой, которая уже умеет самостоятельно мыслить и нуждается в обсуждении насущных проблем общественной и государственной жизни. Еще одним видом передачи информации сходным с журналистикой и публицистикой является пропаганда. В ее задачу входит распространение идей, учений, взглядов, мнений. Пропаганда – это идейное воздействие на широкие общественные массы, путем навязывания, внедрения информации в сознание людей. Пропаганда возникает в тех обществах, где уже не достаточно приказать людям подчиниться чьей-то воле, их нужно в этом убедить. Пропаганда зародилась в древности, но массовый характер этот способ передачи информации получил в средние века. В эту эпоху термин «пропаган- 1. У истоков журналистики 5 да», несмотря на вполне светский характер, был тесно связан с деятельностью церкви. Пропагандой средневековые католики называли обращение в веру. Недаром первые римские христианские миссионеры назывались пропагандистами. Исходя из данных определений, мы можем сказать, что явление социальной жизни, которое мы именуем «журналистика» имеет очень древние корни.

1. 2. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТОЖУРНАЛИСТИКИ В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ СТАНОВЛЕНИИ Предпосылкой рождения протожурналистики является появление первых идеографических систем, которые возникли в IV тысячелетии до нашей эры. Одним из ранних осознанных опытов коммуникации было использование письменности как средства закрепления речевой информации. В раннем обществе, еще не знавшем алфавита, письмо носило предметный, знаковый характер. С самых древних времен люди делали попытки найти еще одно, кроме языка, устойчивое средство коммуникации, тем более что устной речью можно было пользоваться лишь при непосредственных контактах. Наиболее доступным и легким в достижении этой цели оказался способ условно выражать различные понятия и совершать коммуникационные акты при помощи мнемонических средств, какими стали окружающие предметы. Мнемоника (греч. mnemonika – искусство запоминания) – совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Такой способ выражения казался древнему человеку естественным, так как любой предмет, с которым он имел дело, был неразрывно связан с тем или иным понятием. Предметы, выбранные для сообщения, вызывали у всех людей, участвовавших в коммуникации, одинаковые ассоциации. На разных этапах развития общества и цивилизаций практиковались также другие мнемонические средства, облегчавшие коммуникацию: узелковое письмо, пиктография и др. Со времен неолита известно пиктографическое (рисуночное) письмо – отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания. Впрочем, не все пиктограммы являются письмом, коммуникационным актом. В настоящее время трудно в точности установить разницу между чистым рисунком и сообщением. Кроме того, нередко можно видеть смешение обоих мотивов. Главная особенность подавляющего большинства пиктограмм состоит в том, что они сообщают лишь об одном определенном событии, как правило, бытового характера, но всегда выраженном законченным предложением. Каждый рисунок соответствует одному предложению. Большинство пиктограмм выполняют коммуникационную функцию: это сообщения о любви, охотничьи сообщения, донесения о стычках, сражениях, боевых походах. Особый интерес представляют пиктограммы политического характера: договоры, заявления, переписи населения и т. п. Одно из, по-видимому, некоммуникационных назначений пиктографии состояло в фиксации магических и заклинательных формул. Магия во многом повлияла на развитие пиктографического письма: первые попытки передачи сообщений посредством письма носили, скорее всего, магический характер и являлись элементами колдовства. Поэтому многие народы на ранних стадиях своего развития считали письмо волшебством. И этимология появившегося впоследствии слова «иероглиф» (греч. hieros – священный и glyfe – то, что вырезано), безусловно, свидетельствует о сакральном отношении древних людей к письменности. К тому же письмом пользовались в большинстве своем именно те люди, профессии которых вызывали у простого человека уважение и даже поклонение (например, чиновники, жрецы). Таким образом, мы можем видеть в пиктографии первую ступень в развитии коммуникации. Конечно, большим недостатком пиктограмм была сложность их восприятия в процессе коммуникации. В процессе усовершенствования на смену пиктографическому пришло идеографическое письмо. Идеограмма (от греческого idea – идея, образ и gramma – черта, буква, написание) – письменный знак, соответствующий не звуку речи, а целому слову или морфеме. Уже на ранних этапах люди стали отождествлять определенные рисунки с определенными словами. Постепенно на письме используется все больше символов, письменные знаки начинают приобретать условный характер. развития коммуникации в античном обществе. Еще одним важным компонентом коммуникации является почта, зачатки которой можно наблюдать уже в древнейшей истории первых государств. Слово «почта» происходит от латинского «posta» и первоначально означало место, где происходила смена развозивших корреспонденцию лошадей. Почта была, по сути, одним из древнейших средств коммуникации. С самого своего появления она служила средством сближения или общения людей. Постоянно возраставшая потребность в коммуникации способствовала развитию почты и строительству новых дорог и путей сообщения. Именно по этой причине почта успешнее всего развивалась в государствах с сильной централизованной властью. Начиная с глубокой древности передачу информации на расстояние осуществляли посыльные, курьеры или гонцы. Древнейшие упоминания о них относятся примерно к 2300 году до н. э. Гонцы различных стран и народов передвигались в зависимости от условий, обстоятельств и климатических особенностей местности пешим или конным порядком. Их путь проходил, как правило, по караванным путям. Маршруты гонцов шли по всему древнему миру, от Карфагена на западе, до Китая на востоке. Впрочем, почта в традиционном виде возникла лишь в VI веке до н. э., ее основателем считается персидский царь Кир I. В 550 г. до н. э. Он повелел проложить дороги во все крупные города своего государства, построить на них через каждые 25 километров почтовые станции, где можно было поменять лошадей и передать почту до следующей станции. Таким образом, путь гонцов пролегал теперь, как правило, между двумя соседними станциями и стал проще и безопаснее. Почта, устроенная таким образом, существовала во всех странах на протяжении многих столетий, вплоть до появления в XIX веке железных дорог и телеграфРедакция газеты, также, как и телевизионная студия, это большой и сплоченный коллектив. И от того, насколько слаженно они работают, зависит результат их деятельности.

Самый главный человек в редакции, который отвечает за всё, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует тексты, решает все важные и спорные вопросы, руководит производственным процессом и организует редакционный коллектив – кто это? Конечно, главный редактор.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...