9.2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их
9. 2. Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их воплощения Сфера употребления и основные функции публицистики определяют его важнейшие стилевые черты, представленные в табл. 1 Таблица 1 Основные стилеобразующие черты публицистического стиля
Разумеется, стилеобразующие черты проявляются в речевых произведениях разных жанров неодинаково и не в равной степени. Как уже отмечалось выше, в основе публицистических сообщений лежит самая разнообразная информация; этот фактор, а также различия в способе подачи материала и порождает многообразие жанров. Типология основных жанров публицистики дана в табл. 2 Таблица 2 Основные жанры публицистики
Теперь поговорим подробнее о некоторых стилеобразующих чертах публицистики применительно к разным жанрам. 1. В связи с документальностью следует остановиться на таком понятии публицистики (и журналистики), как факт-новость. Ведь в мире происходит множество событий, но отбираются для освещения далеко не все. Критериями отбора являются их масштабность, конфликтность, способность вызвать интерес у широкой аудитории. Одна из важных составляющих документальности – это фактографичность, которая предполагает указание места, времени и обстоятельств свершения факта, события, а также их участников. Достоверность, столь необходимая в информационной и аналитической публицистике, в меньшей степени свойственна художественно-публицистическим, а также агитационным жанрам. В очерках, например, допустима некоторая доля вымысла; фельетонам, памфлетам, листовкам свойственно использование преувеличения (гиперболы) или, напротив, приуменьшения (литоты). А вот о репортаже говорят, что он отражает действительность в наименее искажённом виде. Естественно, в журналистских произведениях оба эти свойства «поддерживаются» и неязыковыми средствами: видеорядом, фотографиями, аудиозаписями и т. д. 2. Оперативность публицистики (особенно применительно к работе СМИ) обусловлена целым рядом причин, в том числе наличием конкуренции «на рынке новостей» и периодичностью издания (передачи, программы). А с технологической точки зрения она связана со способом фиксации и передачи информации. Так, если говорить о размещении публицистических материалов в СМИ, то следует иметь в виду, что среди существующих четырёх подсистем журналистики (печать, радио, ТВ и Интернет-СМИ) наименее оперативна, именно в силу технических причин, печать (газеты, журналы, книги и др. ). А быстрее всего способны откликаться на события Интернет и радио.
Кроме того, для создания аналитических материалов, а тем более художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана. 3. Доступность публицистического текста во многом носит относительный характер, и оценить это качество можно лишь с учётом адресата. Доступным является текст, уровень сложности которого (с точки зрения информативного содержания и композиционно-речевого оформления) соответствует фоновым знаниям и интеллектуальному уровню адресата. Другими словами, публицист должен быть уверен в том, что используемые им термины, заимствования, прецедентные тексты и т. д. должны быть понятны потенциальному читателю (слушателю). Разумеется, отдельные выражения в тексте спортивного (экономического, политического, музыкального и др. ) обозревателя могут быть и не понятны широкой аудитории, однако сам этот факт не свидетельствует о нарушении автором коммуникативных норм. 4. Одно из главных качеств публицистики – выразительность. Дело в том, что основной задачей публициста является не только пробуждение интереса к своему устному или письменному выступлению, но и удержание этого интереса. Ведь именно выразительное выступление публициста расценивается нами как удачное, эффективное. Выразительность состоит из многих «слагаемых», главными из которых являются экспрессивность, оценочность и образность. Экспрессивность – это выражение субъективного отношения автора текста к предмету речи и/или к адресату за счёт использования необычных и/или неожиданных в данной ситуации языковых и речевых средств. Антиподом экспрессивности является всё стандартное, привычное, ожидаемое, а наиболее типичным средством выражения стандартного являются речевые стереотипы[34] (примеры см. в табл. 3). Оценочность подразумевает выражение положительной или отрицательной оценки предмета речи. И в целом, для публицистического стиля характерно открытое, незавуалированное выражениеточки зрения автора, его оценки фактов, процессов и т. д. Образность как художественное отражение действительности, разумеется, характерна для художественно-публицистических жанров (Более глубоко это понятие раскрывается в лекции № 10, п. 10. 3. ).
Безличностно-нейтральной тональностью отличаются лишь некоторые из информационных жанров: заметка, хроника, информационная корреспонденция. Обратите внимание на то, что авторство этих материалов, как правило, специально и не фиксируется, т. е. фамилия автора не указывается. Почему? Дело в том, что заметку типа Около ста российских авиакомпаний включены Евросоюзом в список авиаперевозчиков, которым по новым экологическим нормам с 2012 г. могут быть запрещены полёты в аэропорты ЕС. В списке около 4 тыс. авиакомпаний со всего мира. Им предписано сократить объём выбросов углекислого газа (АиФ, 2009, № 35) может написать (а точнее, составить) любой начинающий журналист. А вот указание авторства в художественно-публицистическом или аналитическом произведении обязательно (хотя автор, разумеется, имеет право использовать псевдоним). В целом же выразительность как коммуникативное качество речи отличает публицистический стиль от строгих стилей и, напротив, сближает его с обиходно-разговорным и художественным стилями. 5. Говоря об оценочности и тенденциозности публицистического текста, необходимо учитывать и тот факт, что автор может выражать не только личную точку зрения, но и взгляды (применительно к СМИ – информационную политику) определённого сообщества: политические, корпоративные и т. д. В публицистике(в отличие от других стилей) практически отсутствует деление на подстили, признаваемое большинством учёных-лингвистов. Так, наиболее известна классификация, предполагающая выделение следующих подстилей: а) газетно-публицистический (газетно-журнальный) подстиль; б) подстиль радио- и тележурналистики; в) ораторский подстиль.
Однако эта классификация вызывает серьёзные возражения. Во-первых, существенное различие между первыми двумя подстилями состоит не столько в их языковых особенностях, сколько в канале передачи информации. Далее. При подобном подходе игнорируется само существование Интернет-журналистики. И, наконец, ораторская речь неоднородна по информативному содержанию и адресной направленности (подробнее об этом см. в п. 8. 3. ). Таким образом, действительно обладающим особыми свойствами (и к тому же по-настоящему изученным) является только газетно-публицистический подстиль. Именно периодическим печатным изданиям (в первую очередь – газетам и журналам) свойственны некоторые общие принципы композиционно-речевого оформления материала:
Однако следует помнить, что в периодических изданиях размещаются и иностилевые (непублицистические) тексты: официально-деловые (извещение, объявление, указ и др. ), научные (дайджест изобретений и открытий, научно-популярный очерк), художественные (стихотворение, рассказ), а также рекламные тексты. Для публицистики характерна как монологическая, так и диалогическая форма речи, причём диалогические жанры особенно последовательно используются в радио- и телевещании: это интерактивные или блиц-опросы, ток-шоу, круглые столы, телеинтервью, всевозможные беседы «без галстука» и пр. Но и в монологической публицистической речи адресат тоже воспринимается автором как участник диалога (пусть и заочного), поэтому, как правило, речь строится в расчете на невидимого собеседника. Подобный приём, широко используемый в устном или письменном публичном выступлении, называется диалогизацией. Она создаётся путём вкраплением в структуру монолога элементов диалога: это вопросно-ответный ход, прямое и непрямое обращение к собеседнику, субъективная оценка того или иного факта, события и т. д. Другой распространённый приём, призванный приблизить автора, скажем, аналитической статьи с читателем, называется разговорностью[35].
Все вышеназванные особенности публицистического стиля проявляются прежде всего в языковом оформлении текстов. Эти языковые особенности отражены в табл. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|