5.4. Основные этапы подготовки публичного выступления
5. 4. Основные этапы подготовки публичного выступления Есть много профессий (политик, преподаватель, журналист, менеджер), требующих от человека навыков публичного выступления. Но даже если ораторские умения и не востребованы профессиональной деятельностью напрямую, умение говорить публично будет полезно любому из нас в определенных жизненных ситуациях: на торжествах, на собраниях, во время публичной защиты научной работы (дипломного проекта, диссертации) и т. д. Безусловно, ораторскому мастерству нужно долго учиться, причём для этого потребуется не только знание теоретических основ риторики, но и богатая практика публичных выступлений. Однако некоторые правила и рекомендации можно изложить в сжатом виде. 1. Начинающему оратору нужно очень серьезно готовиться к публичной речи. Именно в этом залог успеха у публики (экспромты могут позволить себе только опытные ораторы). С чего же следует начинать подготовку? Начальный этап называют в риторике изобретением речи . Здесь продумывается основная тема речи, важнейшие идеи, которые будут воплощены в тексте выступления. Тему (предмет высказывания) обычно формулируют словом, словосочетанием или фразой. Затем выделяют отдельные подтемы, подпункты, которые могут стать элементами плана. На начальном этапе планируются также цели и задачи речи, а также её прогнозируемый результат. При «рождении» идей важен творческий подход, оригинальность замысла. При этом не следует забывать, что, с одной стороны, выбранная тема должна соответствовать аудитории, адресату. С другой стороны, она должна быть интересна и самому оратору: только увлекшись темой, он сможет увлечь (и даже зажечь) аудиторию. Следует учитывать и коммуникативную ситуацию, составляющие которой подробно охарактеризованы в лекции № 6, п. 6. 3. ).
2. Затем будущий оратор обращается к подбору необходимого материала из разных источников (их краткая характеристика представлена в рис. 2
Рис. 1. Источники подготовки публичного выступления
Чему отдать предпочтение? Каждый из источников имеет свои преимущества. Непосредственный опыт ценнее из-за того, что он более актуален, пережит автором, окрашен его эмоциями, Зато опосредованный опыт объективнее: он проверен логическими методами и практикой, признан многими людьми. Именно поэтому при создании текста следует придерживаться разумного соотношения собственного и заимствованного материала. В любом случае информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована и логически оформлена таким образом, чтобы ее было удобно не только излагать выступающему, но и воспринимать слушателям. 3. Следующий этап подготовки в риторике называется расположение речи . Под расположением подразумевается композиция текста, порядок расположения материала, соотношение частей выступления. Конечно, композиционное решение может варьироваться в зависимости от тематики, целей и задач речи, особенностей аудитории, однако существуют определенные принципы расположения материала, которые считаются наиболее оптимальными в речевой практике. Например, традиционно используется трехчастная композиция: вступление, основная часть, заключение. При продумывании устного выступления следует учитывать закономерности человеческого внимания и памяти. Так, психологам известен «закон края», согласно которому лучше всего запоминается начало и конец речи, поэтому эти элементы нужно прорабатывать особенно тщательно.
Во вступительной части следует различать зачин и собственно вступление. Зачин, апеллируя непосредственно к слушателю, призван правильно организовать восприятие аудиторией оратора и его речи, поэтому начало должно быть эмоциональным, увлекательным и в то же время лаконичным. Само же вступление подсказывается прежде всего содержанием текста и особенностями адресата. Оба эти композиционных элемента неразрывно связаны с остальными структурными частями текста как содержательно, так и стилистически. Не менее важной частью является и заключение. Это логическое завершение речи – то, с чем слушатель уходит из аудитории. Здесь так же следует разграничивать заключение, вытекающее из содержания (обобщения, выводы и пр. ), и концовку, которая призвана активизировать сенсорное восприятие слушателя (призывы и побуждения, комплименты и др. ). Убедительная и яркая концовка прекрасно запоминается, оставляет хорошее впечатление на аудиторию (и наоборот), поэтому часто конец перекликается с началом. Различие между вышеназванными элементами публичного выступления и его основной частью представлены в табл. 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|